II. Искусство классицизма в Европе

ЛЕКЦИЯ № 2

РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ

   

Задача: понять смысл философских и эстетических исканий русских литераторов эпохи классицизма и своеобразие их художественных произведений.

Ключевые понятия: мировоззренческие (философские) основания искусства классицизма, трансплантация европейского философского опыта на русскую почву, национальное своеобразие русского классицизма.

I. XVIII век – век философии.

1. - В истории культуры эпоха конца XVII – XVIII вв. занимает свое особое место, поскольку отмечена тотальным и всеобщим увлечением философией и философствованием. Это время подарило миру целую плеяду крупнейших философов: во Франции – Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и др., в Англии – Дж. Локк, Т. Гоббс, А. Смит, Д. Юм, в Германии – Г. Лессинг, И. Винкельман, И. Гердер. Своеобразным знаком эпохи философствования стала знаменитая «Французская энциклопедия» («Энциклопедия, или Толковый словарь искусств, наук и ремесел» в 35 томах, 1751–1780).     

- Программа новой философии основывалась на вере в Разум и разумное устройство мира (идеи рационализма обосновал Рене Декарт). Этому способствовало, прежде всего, активное развитие науки и новые научные открытия XVI–XVIII вв. (Ньютон, У. Гарвей, К. Линней и др.). После средневековой схоластики человек открывает для себя мир и безграничные возможности человеческого разумного познания. Мир кажется теперь не таинственным, а простым – как говорили в то время, «Natura est simplicissima» (лат. – «природа предельно проста»). Даже человек мыслился просто, как в трактате Ламетри «Человек-машина» (1747).

- Так начинается поиску разумности и системности во всем: в природе (К. Линней «Система природы», 1735), в религии (Дж. Локк «Разумность христианства», 1695). Это было время теорий и, как казалось, поиска подлинной Истины. Неслучайно, на обложке «Французской энциклопедии» была изображена аллегорическая фигура Истины в излучаемом ею ореоле света, а рядом с нею – фигуры Разума и Философии. Так, по сути, и родилась философия ПРОСВЕЩЕНИЯ, представители которой считали, что с помощью просвещения разума человека можно привести его к пониманию истины, то есть к пониманию разумного и простого устройства мира. А это, в свою очередь, поможет жить всем в прекрасном и гармоничном мире (в этом и состоял утопизм философских построений эпохи Просвещения).

2. - Связь философии и литературы. Литература и философия – это два типа дискурса в культуре, которые призваны высказывать идеи времени, а потому они в истории культуры всегда тесно связаны. Такая связь в эпоху просвещения была самой тесной. Неслучайно практически все философы времени были писателями или занимались вопросами литературы и искусства.

- Главные философские идеи эпохи, сформировавшие искусство классицизма (литература, архитектура, живопись) были связаны с поисками разумного устройства государства. Внимание к нему было естественным после тех трагических и драматических событий, которые пережила Европа в эпоху перехода от Средних веков к культуре Нового времени (например, общеевропейская 30-летняя война, связанная и с религиозными конфликтами, и с борьбой за политическую власть, закончившаяся гибелью до 8 млн. человек). О государстве думали и писали практически все: например, Т. Гоббс – основатель политической философии, в знаменитом трактате «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», Дж. Локк («Два трактата о государственном правлении»), Ж.-Ж. Руссо («Об общественном договоре»), Ш. Монтескье «О Духе законов» и т.д. Как же мыслилось, по мнению философов, «идеальное государство»? В целом, концепцию государства (которая сама по себе абстрактна и умозрительна) можно представить в следующей схеме:

* Изначально человек был «естественным человеком» и обладал «естественными правами» (Руссо относил это состояние, хотя и достаточно условно, к первобытным временам). Главное здесь – это «естественные права» человека: свобода и равенство. Все люди обладают ими от природы, а потому эти права являются неотъемлемыми, непременными.

  Ж.-Ж. Руссо писал об этом так: «Человек рожден свободным, а между тем он повсюду в оковах»; «От природы люди не короли, не вельможи, не куртизаны, не богачи; все родятся нагими и бедными…»

* Однако людям необходимо вступать в некоторое сообщество, то есть организовывать государство. Как же равные и свободные могут жить вместе? В этом случае и заключается между гражданами «общественный договор» (то есть общий)[1]. Народ – а именно он является сувереном (хозяином) государства – уступает государству частичку своих естественных прав, государство (вертикаль власти), в свою очередь, обязуется защищать народ, заботиться о его благе, соблюдать его права и т.д. Наиболее радикальные философы считали, что верховная власть в государстве принадлежит именно народу, а властные органы и лица – «слуги народа» (Ж.-Ж. Руссо, в России – А. Н. Радищев). Монтескье писал о том, что народ делегирует свою власть правителям.

* Если обе стороны договора соблюдают свои обязательства, то такое государство будет «идеальным», оно будет руководствоваться законом и справедливостью. Лучшей формой правления для такого государства считалась монархия (самодержавие), которую следует отличать от деспотии (самовластья). Деспотия же – это ничем не ограниченная власть одного человека, злоупотребление властью, несоблюдение законов, где граждане являются рабами, а их правитель – господином. Таким образом, идеальное государство – это государство правовое и социально ориентированное, в котором нет места насилию, рабству, несправедливости. Политическая свобода граждан идеального государства – это «право делать то, что дозволено законом», а равенство – это равноправие и равность всех (в том числе – и правителя) перед законом.

* И еще один пункт, созданный философами, скорее всего, для острастки монархов, склонных к нарушению «общественного договора». Речь идет о «народном праве». Народ, являясь сувереном государства, имеет право судить своего монарха и даже, в крайнем случае, свергнуть или уничтожить его.

  - Чтобы лучше понять все эти построения, можно обратиться, например, к стихотворению А. С. Пушкина «Вольность». Там речь идет именно о «народном праве», когда поэт оценивает и судит «самовластительного героя» (заметьте, не самодержца!):

Увы! куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела — Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть.

Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье;
Где всем простерт их твердый щит,
Где сжатый верными руками
Граждан над равными главами
Их меч без выбора скользит. <…>

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты Богу на земле. <…>

И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.





























II. Искусство классицизма в Европе.

Все эти, на первый взгляд – сложные и абстрактные (а на самом деле – интересные и поучительные), философские построения самым непосредственным образом отразились в европейском искусстве и литературе. Определяющие черты эстетики классицизма:

1. Теоретичность, разумность, системность (как и рекомендовала философия). Теория в классицизме зачастую не совпадала с литературной практикой, но теоретические построения, как было сказано, очень высоко ценились в эту эпоху. Поскольку все может быть проверено Разумом и знанием, то так же «мерялось» и искусство, то есть выявленная его система (жанров, правил и т.д.) закономерно рекомендовалась всем и всему. Вот почему мы так часто ошибаемся, когда говорим о классицизме, ориентируясь на эстетические трактаты. Они относятся к реальной литературе так же, как и теории государства к реальным государствам Европы того времени. В эту эпоху был создан ряд самых авторитетных трактатов. Например, Н. Буало «Поэтическое искусство» (сформулированы разумные правила и законы поэзии, которым должны подчиняться чувства и фантазия автора, и категория «изящного вкуса»), также была важна ориентация на «образцовые» классические (античные) произведения и жанры.

2. Связь искусства и литературы с философией. Идея просвещения разума отразилась в том, что литературные произведения стали своеобразной популяризацией основных философских представлений. Так книга становится интеллектуальным чтением, посвященным обсуждению социально-философских проблем, а потому ведущие философы эпохи стали писателями. Так, свое представление о «естественном человеке» выразил Вольтер в повести «Простодушный», критике современной цивилизации посвящены романы Ш. Монтескье («Племянник Рамо», «Жак Фаталист»), писал художественные произведения Ж.-Ж. Руссо («Исповедь», «Новая Элоиза» и др.) и т.д. Именно такие произведения были очень популярны и пользовались вниманием читателей того времени.

3. Гражданская тематика и проблематика искусства классицизма. Естественно, что литература в Европе была представлена самими разными произведениями и авторами. Однако ведущая тематика классицизма связана была с проблемами государства и человека. Если жанры четко подразделялись на «высокие» и «низкие», то и темы соответствовали им. И в литературе, и в живописи господствовали «вечные» и «большие» темы – мифологические (античность), гражданские и т.д.

Так, ведущими жанрами классицизма стали ода и трагедия. С одной стороны, они, конечно, отвечали правилу ориентации на античные образцы, но одновременно отвечали и гражданским задачам искусства. Так, ода становится в классицизме политическим произведением: она посвящалась монархам – символам государства, а потому воспринималась как своеобразная «политико-государственная программа». В трагедии, родоначальниками которой были П. Корнель и Ж. Расин, обсуждались прежде всего проблемы власти в государстве (главный герой обычно монарх) или изображалась подлинно героическая личность человека («Гораций» Корнеля). К высоким жанрам классицизма относились и философские трактаты, которые могли быть написаны в разной форме (исповедь, записки, письма). Так, например, А. Поуп (Pope) – английский классицист, написал философскую поэму «Опыт о человеке» (1734), Вольтер – пародийный, но философско-политический по своему содержанию, роман «Кандид, или Оптимизм» (1754).

Был популярен и жанр государственно-политического романа. Например, аллегорический роман Ф. Фенелона «Приключения Телемака» (в России будет переведен под названием «Телемахида» В. К. Тредиаковским). В этом романе рассказывается о путешествиях Телемака, сына Одиссея, по миру в поисках лучшей формы государственного правления, которую после долгих исканий видит только в просвещенной монархии. Утопическое «идеальное государство» описано Фенелоном в X книге романа. «Приключения Телемака» пользовались необыкновенной популярностью и вызвали целый ряд подражаний в XVIII веке. Например, «Путешествие молодого Анахарсиса в Грецию» Ж.-Ж. Бартелеми.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: