Методические указания
по написанию выпускной квалификационной работы
для студентов, обучающихся по направлению подготовки
54.03.01 Дизайн
квалификация (степень) - бакалавр
Пос. Электроизолятор
2020
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………… | |
1. Требования к содержанию и структуре выпускной квалификационной работы (ВКР)………..................................................................................................... | |
1.1. Основные требования к ВКР…………………………………………….. | |
1.2. Направления исследований в рамках выпускных квалификационных работ по направлению «Дизайн»……………………….………………………...... | |
1.3.Роль научного руководителя в подготовке бакалавров к написанию и защите ВКР……………………………………………………………..………………… | |
1.4.Содержание и этапы процесса выполнения выпускной квалификационной работы……………………………………………………………… | |
1.5.Оформление текстовой части выпускной квалификационной работы……………………………………………………………………………………… | |
1.6.Оформление формул и расчетов, рисунков и таблиц……………………………………………………………………………………… | |
1.7.Оформление списка использованных источников и приложений……………………………………………………………………………….. | |
2. Рекомендации по подготовке к защите выпускной квалификационной работы…………………………….………………………………… | |
2.1.Порядок защиты выпускной квалификационной работы……………………………………………………………………………………… | |
3. Методические рекомендации по выполнению проектно-графической части выпускной квалификационной работы………………………………………………….. | |
3.1. Последовательность дизайн-проектирования выпускной квалификационной работы……………………………………………………………….. | |
3.2.Подбор исходного объекта дизайн-проектирования……………………. | |
3.3.Анализ объекта проектирования и аналогов……………………………. | |
3.4. Генерирование идей и разработка творческой концепции дизайн-проекта | |
3.5. Рекомендуемые конструктивные разработки в проектах (в соответствии с типологией объекта)…………………………………………………………………….. | |
3.5.Графическое выполнение дизайн-проекта. Компоновка изобразительного материала…………………………………………………………………………………... | |
3.6.Критерии оценки по итогам защиты выпускной квалификационной работы……………………………………………………………………………………… | |
4. Рекомендуемая литература…………………………………………………… | |
Приложения………………………………………………………………………... |
ВВЕДЕНИЕ
|
|
Государственная итоговая аттестация бакалавров является завершающим этапом подготовки дизайнеров.
|
|
Государственная итоговая аттестация бакалавров представляет собой защиту выпускной квалификационной работы по одной из актуальных тем, направленных на анализ проблем и практическую дизайн-разработку проектных предложений по организации комфортной и эстетической среды жизнедеятельности человека.
В соответствии с учебным планом университета подготовка и защита дипломной работы осуществляется на завершающем этапе обучения и является основным элементом итоговой аттестации. На основании успешной защиты выпускной квалификационной работы и сдачи государственных квалификационных экзаменов студенту присваивается соответствующая квалификация и выдается диплом о высшем образовании.
Цель методических указаний - оказать помощь бакалаврам в написании выпускной квалификационной работы, подготовки и оформлении ее теоретической исследовательско-аналитической и проектно-графической части и успешной защите в Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК).
В методических указаниях определены общие требования к структуре, содержанию и оформлению ВКР, отражены вопросы руководства и контроля за их выполнением кафедрой.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И СТРУКТУРЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ВКР)
Основные требования
Выпускная квалификационная работа является заключительным исследованием выпускника Гжельского государственного университета, на основе которого Государственная экзаменационная комиссия выносит решение о присвоении квалификации (бакалавр) по направлению подготовки и выдаче диплома государственного образца при условии успешной защиты ВКР.
Бакалаврская работа выполняется в соответствии с требованием кафедры и имеет своей целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по направлению «Дизайн», развитие навыков ведения самостоятельной научно-практической исследовательской работы, а также свидетельствует о формировании общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику решать профессиональные задачи.
При защите выпускной квалификационной работы выпускник должен проявить: теоретические знания, практические навыки и умение владеть методами дизайнерского проектирования; использовать научные методы и компьютерные технологии при разработке проектных предложений по организации комфортной и эстетической среды жизнедеятельности человека; достойно отстаивать свою точку зрения, делать обоснованные выводы и предложения.
Сроки выполнения ВКР, порядок их защиты, критерии оценки утверждаются кафедрой дизайна.
Выпускная квалификационная работа является самостоятельным исследованием, автором которого является студент, состоит из теоретической исследовательско-аналитической и проектно-графической части. Студент несет полную ответственность за представленную к защите работу, достоверность содержащихся в ней сведений, статистических данных.
Теоретическая часть выпускной квалификационной работы представляет собой оформленную в соответствии с установленными в университете требованиями рукопись, в которой изложены научные и практические результаты выпускной квалификационной работы по утвержденной теме. В исследовательско-аналитическом разделе пояснительной записки (теоретическом разделе) выпускник раскрывает суть исследуемой проблемы через анализ литературы, авторских проектов, программ и т.п. Необходимо провести анализ фактического материала, установить связи и закономерности, сделать теоретически и практически значимые выводы и на основе использованного опыта предоставить своё заключение о дизайн-разработках аналогов.
|
|
При написании исследовательско-аналитического раздела студент должен:
- определить позиционирование объекта проектирования (описать целевую аудиторию, ценовую категорию и уникальность торгового предложения);
- профессионально описать предмет своего проектирования (дать точные определения составу своего дипломного проекта);
- обобщить всё вышеизложенное и сделать собственные выводы, составить рекомендации для проектирования своей работы.
В процессе обработки собранного материала студент-дипломник должен использовать такие взаимосвязанные научные методы исследования, как анализ и синтез.
Анализ – логический приём разделения целого на отдельные элементы и изучение каждого из них в отдельности во взаимосвязи с целым.
Синтез – объединение результатов для формирования (проектирования) целого.
Методы анализа и синтеза взаимосвязаны.
Текст в исследовательско-аналитическом разделе пояснительной записки должен сопровождаться копиями, набросками, схемами. Результаты, выводы и рекомендации должны быть логически связаны с проектно-художественным разделом дипломного проекта.
Проектно-графическая часть представляет собой демонстрационную экспозицию. В проектно-графическом разделе пояснительной записки выпускник применяет полученные знания, умения и навыки и выражает их через визуальные образы, разрабатывает эскизы и на их основе создаёт будущий дизайн-проект.
В проектно-графическом разделе пояснительной записки к дипломному проекту на основании предпроектных исследований научно-исследовательского, искусствоведческого и научно-технического характера студент должен:
- обосновать варианты предлагаемых творческих и технических решений и сравнить их с аналогами из практики;
- продемонстрировать самостоятельность творческого мышления и профессиональную грамотность;
|
|
- выявить главную композиционную идею проекта, базирующуюся на понимании автором основных законов композиции и формообразования.
В этот раздел помещаются все элементы проектирования с иллюстрациями по тексту и описанием композиционных характеристик каждого объекта проектирования, их назначения, размеров и технических особенностей.
В проектно-графическом разделе описываются технологические особенности реализации проекта, ГОСТы, технологические базы, предполагаемые материалы.
Технологические предложения должны сопровождаться конструктивными схемами, развертками. Раздел так же включает в себя предполагаемый расчет стоимости элементов дипломного проектирования.
Содержание работы должно соответствовать утвержденной теме и сформулированным целям. Характерной ошибкой многих студентов является стремление вложить в содержание работы как можно больше материала по ее теме. Как правило, излагается известный фактический материал, содержание которого значительно выходит за рамки, определенные целевыми установками. В результате этого не удается полностью раскрыть тему выпускной квалификационной работы и получить обоснованные научные и практические результаты.
Выпускная квалификационная работа может быть допущена к защите при условиях, если:
- содержание работы раскрывает содержание утвержденной темы;
- работа оформлена в соответствии с настоящими методическими рекомендациями;
- имеется положительный отзыв научного руководителя.
Завершенная и подписанная дипломником работа вместе с отзывом научного руководителя в установленный срок (не позднее, чем за три недели до защиты) сдается на кафедру дизайна и регистрируется в специальном журнале.
Решение о допуске к защите выпускной квалификационной работы принимает зав. кафедрой, при этом на титульном листе делается запись «Допускается к защите». Решение о допуске к защите принимается на основании следующих формальных признаков: соответствие заголовка дипломной работы теме, закрепленной за студентом приказом Ректора; работа оформлена в соответствии с настоящими методическими рекомендациями; имеется положительный отзыв научного руководителя; имеется отзыв руководителя.
Зав. кафедрой представляет в учебный отдел список дипломников, допущенных к защите дипломных работ, который является основанием для включения их в приказ о допуске к государственной итоговой аттестации. На основании представленных списков формируется проект приказа о допуске к итоговой государственной аттестации и представляется не позднее, чем за 10 дней до защиты Ректору университета для утверждения.
Студенту-выпускнику предоставляется право самостоятельного выбора темы выпускной работы. Выбор темы ВКР является важным этапом и во многом определяет успех ее написания и защиты. Правильный выбор темы создает необходимые предпосылки для заинтересованной работы выпускника, его удовлетворенности ходом работы и полученными результатами, оказывает положительное влияние на уровень профессиональной подготовки студента.
Тема выпускной квалификационной работы, ее цель должны соответствовать экономической и политической стратегии развития государства.
ВКР выполняется на основе конкретных материалов, собранных студентами на месте их преддипломной практики.
Рекомендуемый перечень тематических направлений исследований ежегодно актуализируются преподавателями кафедры «Дизайн» и размещается на странице кафедры на сайте ГГУ.
1.2. Направления исследований в рамках выпускных квалификационных работ по направлению: «Дизайн» [1] .
1. Разработка дизайн-концепции ландшафтной организации территории ГГУ «Город мастеров» с разработкой декоративного элемента (панно).
2. Дизайн-проект загородного дома в поселке Малаховка с разработкой декоративного элемента (ширмы).
3. Разработка дизайн-интерьера студии аэрографии в г. Электросталь с разработкой декоративного элемента (светильник).
4. Разработка дизайн-концепции интерьера школы-интернат «Абсолют» для детей с ограниченными возможностями здоровья с разработкой декоративного элемента (светильник).
5. Дизайн-концепция ландшафтной организации территории школы-интернат «Абсолют» для детей с ограниченными возможностями здоровья с разработкой арт-объекта.
6. Дизайн-концепция визуального продвижения ежегодного международного фестиваля керамики ГГУ с разработкой рекламной продукции.
7. Дизайн-концепция фирменного стиля колледжа ГГУ с разработкой рекламной продукции.
8. Дизайн концепция фирменного стиля художественных школ ГГУ с разработкой рекламной продукции.
9. Дизайн-концепция упаковки изделий народного промысла «Гжель» с разработкой с разработкой рекламной продукции.
10. Малые архитектурные формы в ландшафтном дизайне рекреационных зон общественных объектов.
11. Дизайн-проект интерьерного пространства студенческой столовой с разработкой витражной перегородки.
Роль научного руководителя в подготовке бакалавров к написанию и защите ВКР
После выбора темы студент-выпускник подает заявление с просьбой утверждения темы на имя заведующего выпускающей кафедры, содержащее полное название темы ВКР, и представляет план работы. По представленным заявлениям кафедра производит закрепление руководителей ВКР.
Научным руководителем студента-выпускника является преподаватели ГГУ.
После назначения научного руководителя студент обсуждает с ним тему ВКР. Окончательная формулировка темы утверждается приказом Ректора университета, после чего любые изменения в название темы вносятся отдельным приказом по личному заявлению студента.
Студент работает над ВКР в соответствии с заданием, подписанным руководителем и студентом. В процессе написания ВКР студент должен регулярно консультироваться с научным руководителем. Консультации могут проходить в очной форме, посредством телекоммуникационных и информационных технологий. Научный руководитель ставит календарные сроки этапов выполнения ВКР, осуществляет контроль за ходом подготовки ВКР, проверку завершенной работы, подготовку отзыва о работе студента в период выполнения ВКР, оказывает помощь в подготовке к защите.
После проверки ВКР научный руководитель дает свое разрешение на допуск к защите в форме письменного отзыва, текст которого прикладывается к работе. В отзыве оценивается работа студента в период написания ВКР, его трудолюбие, подготовленность, знание нормативно-правовых документов и т.п.
Законченная бакалаврская работа предоставляется научному руководителю в электронном виде для проверки в системе «Антиплагиат».
Готовая выпускная квалификационная работа вместе с отзывом научного руководителя и отчетом проверки на антиплагиат предоставляется студентом на кафедру для подписи заведующего кафедрой.