Совершенной конкуренции

Рис. 3. Выбор объема производства фирмой Рис. 4. Выбор объема производства

путем сопоставления общего дохода (ТR) и фирмой путем сопоставления преде-

          общих издержек (ТС)                         льного дохода (МR) и предельных

                                                                                              издержек (МС)

 

Второй вариант представлен на рис. 4. Фирма будет увеличивать выпуск, если Р0 = МR > МС, так как увеличение Q ведет к росту прибыли. В точке Е МС = МR = Р0 прибыль максимальна и равна площади прямоугольника Р0ЕМР1. Дальнейшее увеличение выпуска приведет к тому, что Р0 = МR < МС и прибыль будет уменьшаться.

В зависимости от соотношения между рыночной ценой и реальными издержками фирмы она оценивает свое положение на рынке и перспективы развития. При этом необходимо учитывать минимальные значения не только средних общих издержек (АТСmin), но и средних переменных издержек (АVCmin). Различают пять ситуаций, с которыми сталкивается фирма в условиях совершенной конкуренции.

 

        Возможные варианты положения фирмы на рынке

                             совершенной конкуренции

    Состояние фирмы              Соотношение между Р, АТСmin и АVCmin  
Получение экономической прибыли  Фирма получает прибыль, поскольку сложившаяся цена превышает минимальные средние общие издержки: Р  > АТСmin                         
Получение нормальной прибыли Сложившаяся цена равна минимуму средних общих издержек: Р = МR = АТСmin. Экономическая прибыль равна нулю, но фирма получает нормальную прибыль, так как она учитывается в составе экономических издержек.
Продолжение производства при наличии убытков Рыночная цена ниже минимума средних общих затрат, но выше минимума средних переменных затрат: АVCmi n < Р = МR < АТСmin. Фирма несет убытки, но эти убытки меньше, чем те которые могут быть в случае закрытия. Продолжая работать, фирма полностью компенсирует свои переменные издержки и часть постоянных издержек.
Бегство фирмы с рынка Рыночная цена равна минимуму средних переменных издержек: Р = МR = AVCmin. Фирма покрывает только свои минимальные переменные затраты и несет убытки в размере постоянных затрат. 
Прекращение деятельности Рыночная цена ниже минимума средних переменных затрат: Р = МR < AVCmin. Растущие убытки заставляют фирму остановить производство.

 

        Долгосрочное равновесие фирмы-конкурента определяется особенностями

долгосрочного периода деятельности фирмы. Во-первых, в долгосрочном периоде у отдельной фирмы исчезает различие между постоянными и переменными издержками, все издержки становятся переменными. Во-вторых, в отрасли изменяются число фирм и их масштабы.

Если в краткосрочном периоде при определенных условиях фирмы могут продолжать производство при наличии убытков, то стабильные убытки в течение длительного времени вынудят фирмы заняться более выгодным производством в другой отрасли. С другой стороны, если фирмы получают высокие прибыли, то это ведет к увеличению размеров существующих фирм и привлечению новых производителей в отрасль.

Рассмотрим механизм достижения фирмой равновесия в долгосрочном периоде. Предположим, что при данной рыночной цене несколько фирм имеют убытки и прекращают производство. В результате сокращается предложение и при неизменном спросе повышается цена. Возросшая цена позволит оставшимся фирмам получать экономическую прибыль. В условиях свободного входа в отрасль в ней появятся новые фирмы, привлеченные экономической прибылью. В итоге отраслевое предложение возрастет, а рыночная цена снизится. Описанные колебания при совершенной конкуренции носят постоянный характер.

Отрасль находится в равновесии, когда у фирм не будет стимулов вступать в отрасль, покидать ее или изменять свой размер. Это достигается при нулевой экономической прибыли, которая имеет место при равенстве рыночной цены минимуму средних общих издержек. Средние общие издержки достигают минимального значения тогда, когда они равны предельным издержкам. Таким образом, условие равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде:

MR = MC = Р = LАТСmin  

 

В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде экономическая прибыль запускает процесс перераспределения ресурсов. Если она положительна, то в отрасль устремляются новые фирмы. Но с приходом новых производителей в отрасль экономическая прибыль неизбежно сократится до нуля. Это явление получило в теории наименование парадокса прибыли: экономическая прибыль приводит в действие механизм перераспределения ресурсов, который, в конечном счете, сводит ее до нуля.

 Если фирмы на рынке совершенной конкуренции имеют убытки, то они покидают отрасль. При этом уменьшится предложение, цены повысятся, а убытки постепенно исчезнут. Таким образом, в долгосрочном плане фирма может рассчитывать только на нормальную прибыль.

 

Краткосрочное предложение фирмы и отрасли в условиях

совершенной конкуренции

 

Предложение фирмы – это количество продукции, которое фирма желает и может производить при возможных рыночных ценах. Предположим, что на рынке могут быть установлены следующие цены со следующими соотношениями между ними:

                             Р1 < Р2 < Р3 < Р4 < Р5

Для определения кривой предложения фирмы - совершенного конкурента рассмотрим совмещенные на одном графике кривые средних и предельных издержек при различных уровнях цен (рис. 5). Первоначально рыночная цена устанавливается на уровне   Р4 = МR4. При такой цене фирма произведет продукцию в объеме Q4, так как это позволит ей получить максимальную прибыль. Если цена возрастет до Р5, то фирма увеличит выпуск до Q5. Если цена снижается, то фирма будет сокращать выпуск, поскольку при меньшей цене максимальная прибыль может быть получена при меньшем объеме производства. При цене Р3 фирма при равновесном объеме производства Q3 покрывает только общие издержки. Экономическая прибыль фирмы равна нулю, она получает только нормальную прибыль, включаемую в экономические издержки.

 

  

               Р

 

                                         АТС                                      МС

               Р5                                                                                            MR5

               Р4                                                                                            MR4

                                                                            АТСmin

               Р3                                                                                            MR3

               Р2                                                                                            MR2

                                                                                                             АVC

               Р1                                                                                            MR1

                                                                       АVCmin

  

                0                                                                                                        Q

                                                               Q1   Q2 Q3 Q4 Q5

Рис. 5. Предложение фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде

 

Дальнейшее снижение цены до уровня Р2  повлечет за собой убытки. Но при этом фирма полностью покрывает средние переменные издержки и часть постоянных издержек. Поэтому в краткосрочном периоде ей целесообразно продолжать деятельность. Если на отрезке между   АТСmin и   AVCmin фирма имеет небольшой простор для маневра, то в случае снижения цены ниже минимального значения AVC, т.е. ниже цены Р1, ей безусловно следует сворачивать производство. При цене Р1, оптимальный объем производства равен Q1, когда фирма в состоянии покрыть переменные издержки полностью, но имеет убытки равные постоянным издержкам.

Таким образом, фирма начнет производство при цене не ниже AVCmin (P1), будет продолжать увеличивать выпуск до Q3 при цене Р3, минимизируя убытки. Далее при росте цены до Р4,, Р5 … фирма увеличивает выпуск от Q3 до Q4, Q5…, максимизируя прибыль. Отсюда следует, что отрезок кривой предельных издержек МС, лежащий выше точки минимума средних переменных издержек, является кривой предложения фирмы - совершенного конкурента в краткосрочном периоде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: