Географические открытия

Культура второй половины 19 века

Образование и просвещение

 

1. Русская культура второй половины XIX в. развивалась в условиях, когда в стране утверждались новые, капиталистические отношения, проводились различные реформы. Но в то же время сохранялись пережитки крепостничества, рождалось рабочее движение, ширился общий социальный протест против самодержавия, происходили серьезные изменения в социальной структуре. Все это оказало воздействие на культурное развитие России.

 

2. После отмены крепостного права в обществе и государстве была осознана необходимость широкого просвещения народа. В губернских уездных городах в 60-х годах количество неграмотных доходило до 70%, в Москве — 55, а в Сибири — 85% населения было неграмотным. Развитие промышленности и техники требовало грамотных работников. Усиливается внимание правящих кругов к народному образованию. Были открыты реальные училища для детей всех сословий. В 80-х годах увеличилась численность церковно-приходских школ. Появились первые воскресные школы, где образование получали представители взрослого населения, среди которых были солдаты и рабочие. Эти действия привели к росту грамотности среди населения. В конце 19 века этот показатель достиг 20 процентов. Было открыто более 10 тысяч земских школ (начальных). Крестьянам разрешили открывать за свой счет так называемые вольные школы.

 

 

3. Основным типом средней школы были гимназии, в которых главными предметами были словесность, языки, история и др. Только выпускники гимназий имели право поступать в университеты. Существовали также мужские реальные училища, где преподавались математика, физика, химия и т. п. В реальных училищах получали образование, ориентированное на практические занятия торговлей и промышленностью. Создание таких училищ было обусловлено развитием пореформенного хозяйства. Подобная тенденция прослеживалась и в высшем образовании. Всё большее значение приобретали технологические вузы. Среди них можно выделить Технологический институт и Институт инженеров путей сообщения.

 

Новым явлением для России стало женское образование. В 90-х годах было открыто 300 женских учебных заведений. В 1872 году были организованы Высшие женские курсы профессора Герье. Главной целью этих курсов было просвещение женщин. В основном там преподавались гуманитарные дисциплины. Выпускницы курсов получали право преподавать в гимназиях. В 1878 году в Петербурге были открыты Бестужевские курсы. Принимались на них девушки, окончившие гимназию и старше 21 года.

 

 

4. Продолжался рост высших учебных заведений. В 60-х годах было 7 университетов, после реформы открыто еще 2 (в Одессе и Томске). Увеличилось количество технических вузов. Открылись консерватории в Петербурге и Москве. Было положено начало высшему женскому образованию: открыты Высшие женские курсы в Петербурге и в Москве. Однако в целом уровень грамотности населения в России все еще оставался одним из самых низких в Европе (1 учащийся на 135 жителей; в Англии 1 учащийся на 9 жителей).

 

5. С развитием революционного движения появились противники народного образования. В 1887 году был принят «Циркуляр о кухаркиных детях». По нему рекомендовалось при приёме детей в гимназии учитывать, смогут ли их родители обеспечить обучение. Таким образом, можно было прекратить получение гимназического, а потом и университетского образования, детьми простого народа. Эта мера была принята для ограничения появления среди студентов разночинцев, которые были заражены революционными идеями.

Наука

 

Российская наука во второй половине XIX в. достигла крупных успехов. Русский физиолог И. Н. Сеченов в 1863 г. выпустил труд «Рефлексы головного мозга», где доказал обусловленность психических явлений физиологическими процессами.

 

Его исследования в области физиологии и высшей нервной деятельности продолжил И. П. Павлов, создав учение об условных рефлексах. Пожалуй, любому русскому человеку прекрасно знакома фамилия Павлов. Великий академик известен как своей жизнью, так и смертью. Многим знакома история его смерти – в последние часы жизни он призвал своих лучших учеников и на примере своего тела пояснял процессы, происходящие в умирающем теле. Однако существует такая версия, что он был отравлен в 1936 году за свои политические взгляды.

О смерти академика Павлова ходит не меньше слухов, чем о его жизни. Но и достоверной информации достаточно, чтобы воссоздать последние часы жизни гения. Он провел их так же, как и Сократ. Однако если тот принял яд, после чего просто беседовал с товарищами, то Павлов и своей смертью решил принести пользу обществу и науке. Чувствуя постоянное недомогание, он решил пригласить своих учеников. После этого он негромко, но внятно пояснял им, какие же процессы идут в его теле. Он говорил, чтобы они потрогали его уже похолодевшие руки и подробно рассказывал что это начинается трупной окоченение. Так и закончилась его жизнь, в окружении внимательно слушающих его студентов.

Как раз в момент этой «лекции» в дверь постучал посетитель, имя которого неизвестно. Но его не впустили, мотивировав это словами: «Академик занят. Он умирает».

 

Многие специалисты считают, что Иван Петрович Павлов был величайшим ученым Санкт-Петербурга, уступая разве что Ломоносову. Он был выпускником Петербургского Университета. В 1904 году получил Нобелевскую премию за работу по физиологии пищеварения и кровообращения. Именно он был первым россиянином, ставшим лауреатом этой премии.

Его труды, посвященные физиологии нервной системы, и теория «условных рефлексов» стали известными во всем мире

 

Естествоиспытатель Климент Тимирязев открыл закономерности фотосинтеза растений.

 

Биолог Илья Мечников создал теорию развития многоклеточных организмов, открыл явление фагоцитоза.

 

Математик Пафнутий Чебышев исследовал теорию чисел и теорию вероятностей, занимался математическим анализом, положил начало русской математической школе.

 

 Математик Софья Ковалевская получила образование за границей, стала доктором наук за исследования в области дифференциального исчисления.

 

 Физик А. Г. Столетов исследовал магнетизм и фотоэлектрические явления, основал московскую школу физиков. Ему принадлежит ряд исследований в области фотоэлектрических явлений, впоследствии использованных при создании современной электронной техники

 

Великий ученый-химик Д. И. Менделеев создал периодическую систему элементов, разработал новые методы переработки нефти и угля (идея подземной газификации угля), основал агрохимию.

 

Развитие физической науки определило успехи в электротехнике. П.Н. Яблочков создал дуговую лампу (“свеча Яблочкова”) и первым осуществил трансформацию переменного тока, создал трансформатор и электрическую дуговую лампу. Лодыгин изобрел более совершенную лампу накаливания

 

 Профессор А. С. Попов продемонстрировал изобретенный им первый радиоприемник, применил на практике радиосигнализацию на военных кораблях.

 

Учитель физики К. Э. Циолковский разработал теорию реактивного двигателя, обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, разработал проект ди­рижабля.

 

Морской офицер Александр Можайский посвятил свою жизнь созданию летательного аппарата тяжелее воздуха. Он изучал полет птиц, делал модели, а в 1881 г. начал постройку самолета с двумя паровыми машинами мощностью 20 и 10 л. с. Официальных документов об испытании этого самолета нет. Судя по всему, попытка закончилась неудачно. Однако изобретатель вплотную подошел к решению задачи, и его имя по праву вписано в историю авиации.

 

60 - 70-е годы XIX в. называют “золотым веком” русской химии. Александр Бутлеров разработал теорию химического строения, основные положения которой не потеряли значения до нашего времени.

 

Во второй половине XIX в. сделал свои открытия великий химик Дмитрий Иванович Менделеев. Величайшей заслугой Менделеева стало открытие периодического закона химических элементов. На его основании Менделеев предсказал существование многих тогда еще неизвестных элементов. Д.И. Менделеев много думал о судьбах России. Ее выход на путь экономического и культурного подъема он связывай с широким и рациональным использованием природных богатств, с развитием творческих сил народа, распространением просвещения и науки.

 

Используя достижения химии и биологии, Василий Васильевич Докучаев положил начало современому почвоведению. Он раскрыл сложный и длительный процесс происхождения почв. Идеи Докучаева оказали влияние на развитие лесоведения, мелиорации, гидрогеологин и других наук.

 

Выдающимся русским естествоиспытателем, основоположником отечественной физиологической школы стал Иван Михайлович. Выдающееся значение имел его курс лекций “О животном электричестве” (т.е. о биоэлектричестве). В дальнейшем он занимался проблемами человеческой психики. Широкую известность получили его работы “Рефлексы головного мозга” и “Психологические этюды”.

 

Деятельность другого всемирно известного русского биолога, Ильи Ильича Мечникова, сосредоточилась в области микробиологии, бактериологии, медицины. В 1887 г. Мечников по приглашению Луи Пастера переехал в Париж и возглавил одну из лабораторий Пастеровского института. До конца своих дней он не порывал связей с Россией, переписывался с Сеченовым, Менделеевым, другими русскими учеными, неоднократно приезжал на родину, помогал русским практикантам в знаменитом институте.


Географические открытия

Особое значение имели достижения русских ученых в области географических исследований. Русские путешественники побывали в таких местах, куда прежде не ступала нога европейца. Во второй половине XIX в. их усилия были сосредоточены на исследовании глубинных районов Азии.

 

Начало экспедициям в глубь Азии было положено Петром Петровичем Семеновым-Тян-Шанским (1827—1914), географом, статистиком, ботаником Он совершил ряд путешествий в горы Средней Азии, на Тянь-Шань. Возглавив Русское географическое общество, он стал играть ведущую роль в разработке планов ноновых экспедиций. По его инициативе было предпринято многотомное издание “Россия. Полное географическое описание нашего отечества”.

 

С Русским географическим обществом была связана деятельность и других путешественников - П.А. Кропоткина и Н.М. Пржевальского.

 

ПА Кропоткин в 1864—1866 гг. совершил путешествие по Северной Маньчжурии, Саянам и Витимскому плоскогорью. В дальнейшем он стал известным революционером-анархистом.

 

Николай Михайлович Пржевальский первую свою экспедицию совершил по Уссурийскому краю, затем его пути пролегли через самые труднодоступные районы Центральной Азии. Он несколько раз пересек Монголию, Северный Китай, исследовал пустыню Гоби, Тянь-Шань, побывал в Тибете. Собрал ценные коллекции растений и животных Он умер в пути, в начале своей последней экспедиции.

 

Заокеанские путешествия русских ученых во второрой половине XIX в. приобрели более целенаправленный характер. Если прежде они, в основном, ограничивались описанием и нанесением на карту береговой линии, то теперь изучались и быт, культура, обычаи местных народов. Это направление, начало которому в XVIII в. положил СП. Крашенинников, было продолжено этнографом Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем. Первые свои путешествия он совершил на Канарские острова и по Северной Африке. В начале 70-х годов он посетил ряд островов Тихого океана, изучал быт народов Океании и Новой Гвинеи. 16 месяцев прожил среди папуасов на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (это место с тех пор называется “берегом Маклая”). Русский ученый завоевал доверие и любовь местных жителей. Затем он путешествовал по Филиппинам, Индонезии, Малакке, вновь возвращался на “берег Маклая”. Составленные ученым описания быта и нравов, хозяйства и культуры народов Океании в значительной части были опубликованы лишь после его смерти.

 

Исторические науки

 

 Профессиональных историков давно уже не удовлетворял многотомный труд Н.М. Карамзина “История государства Российского”. Было выявлено много новых источников по истории России, усложнились представления об историческом процессе. В 1851 г. вышел первый том “Истории России с древнейших времен”, написанный молодым профессором Московского университета Сергеем Михайловичем Соловьевым. С тех пор в течение многих лет ежегодно выходил новый том его “Истории”. Последний, 29, увидел свет в 1880 г. События были доведены до 1775 г. Сравнивая историческое развитие России и других стран Европы, Соловьев находил много общего в их судьбах. Отмечал он и своеобразие исторического пути России. По его мнению, оно заключалось в промежуточном ее положении между Европой и Азией, в вынужденной многовековой борьбе со степными кочевниками. Сначала наступала Азия, полагал Соловьев, а примерно с XVI в. в наступление перешла Россия - передовой форпост Европы на Востоке.

 

Учеником С.М. Соловьева был Василий Осипович Ключевский. Он сменил своего учителя на кафедре русской истории в Московском университете. В согласии с духом нового времени Ключевский проявил большой интерес к социально-экономическим вопросам. Он старался детально проследить процесс складывания крепостных отношений на Руси, выявить их суть с экономической и юридической точек зрения. Ключевский обладал незаурядным даром живого, образного изложения. Его “Курс русской истории”, составленный на основании университетских лекций, до сих пор имеет широкую читательскую аудиторию

 

Издательское дело

До последней четверти XIX в. основным изданием в России оставались журналы. Известным либеральным журналом конца 50-х годов был «Русский вестник» Каткова, в нем печатались М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой. С 1862 г. журнал начал приобретать консервативное, «антинигилистическое» направление.

 В начале 60-х годов самым популярным стал основанный еще Пушкиным «Современник», приобретший демократическую, антикрепостническую направленность. Его возглавляли с 1847 г. Некрасов, в 1863—1865 гг. — Салтыков-Щедрин. В журнале сотрудничали в разное время Л. Толстой, Тургенев, Достоевский, Гончаров, Добролюбов, Островский. В 1866 г., после покушения на царя, журнал был закрыт.

 

Журнал «Отечественные записки», пришедший в упадок с уходом Белинского, пережил новый взлет популярности в 70-е годы, когда его возглавили Некрасов и Салтыков-Щедрин. В журнале блистали таланты Михайловского, Достоевского, Короленко, печатались переводы Гейне, Беранже, Гюго.

 

Умеренно-либеральный, обстоятельный «Вестник Европы» под редакцией М. М. Стасюлевича считался журналом ученых и профессоров, по числу подписчиков уступал только «Отечественным запискам».

 

Одна из старейших русских газет — «Санкт-Петербургские ведомости» Академии наук — с приходом к руководству в 1863 г. Е. Ф. Корша приобрела либеральную направленность, выступая в защиту реформ. Когда договор с Коршем был расторгнут, издание стало казенным и бесцветным.

 

 «Московские ведомости», газету Московского университета, в 1862 г. возглавил Катков, имевший в то время репутацию либерала. Однако газета стала реакционной; Катков держался независимо, имел огромное влияние на правительство, особенно во времена Александра Ш.

 

 «Русские ведомости», придерживаясь либеральной линии и конституционных идей, сгруппировали вокруг себя либеральную профессуру и земских деятелей. В разное время здесь сотрудничали Лавров, Салтыков-Щедрин, Л. Толстой, Михайловский. К концу века газета заняла прочное место среди главных столичных изданий.

 

В 1875 г. А. С. Суворин, бывший сотрудник «Санкт-Петербургских ведомостей», приобрел газету «Новое время», ставшую первой русской массовой газетой.

 

В XIX в. продолжало развиваться книгоиздательское дело. Ф. Ф. Павленков, стремясь придать своей деятельности просветительскую направленность, издавал научную, общественно-политическую, де­скую, художественную литературу; основал серию «Жизнь замечательных людей»

 

В 1889 г. издатель И. А. Ефрон заключил договор с немецким издательством «Брокгауз» для совместного издания многотомного энциклопедического словаря. Издание растянулось почти на 20 лет, но до сих пор «Брокгауз — Ефрон» считается лучшей российской энциклопедией.

 

***

Во второй половине 19 века важную роль играли музеи. Произведения искусства стали доступны широким кругам населения. Музейное дело было направлено и на популяризацию науки. Этому способствовало создание Исторического и Политехнического музеев.

 

В 1865 году свободное посещение было введено в Эрмитаже, где находились известные произведения западноевропейской живописи.

Демократическую направленность приобрело библиотечное дело. Создавались бесплатные народные библиотеки.

 

Одной из крупнейших стала Публичная библиотека в Москве, открытая в 1860-е годы.

 

В 1892 году Павел Третьяков, собравший большую коллекцию русской живописи, передал её в дар Московской городской думе. Собирательство предметов искусства в основном было распространено в купеческой среде. Зачастую оно носило черты меценатства – поддержки деятелей искусства.

 

В 1895 году указом Николая II был создан Русский Музей Императора Александра III, известный сейчас как Государственный Русский музей. Экспозиция находилась в здании Михайловского дворца.

 

В основу Литературно-театрального музея легла коллекция Алексея Бахрушина по истории русского и западного театра.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: