Какие советники нужны государю?

Любой государь нуждается в советниках, помогающих ему эффективно править государством. «Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он умел распознать их способности и удержать их преданность».

Также советник должен больше заботиться о государе, а не о себе. Если советник «во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю, и тот никогда не сможет на него положиться».

Государь должен поощрять преданность советника, умножая его состояние, чтобы тот видел, что государь не может без него обходиться, и чтобы, имея достаточно богатств и почестей, не возжелал новых богатств и почестей,

Советник должен быть честен с государем и сообщать всю правду о событиях в государстве без прикрас, так как государю не нужны льстецы и лжецы при управлении государством: ложная информация приводит его к ошибочным решениям.

Советник не должен претендовать на трон государя, и государь также должен побеспокоится, чтобы власть советника держалась только на его милости, и без государя советник не смог бы удержать власть.

Николай Кузанский

(1401-1464)

1) Единство противоположностей.

2) Принцип учёного незнания.

3) Всё во всём.

Единство противоположностей

    Одной из ключевых идей в философии Николая Кузанского является идея единства противоположностей в Боге, так как в Боге все противоположности, существующие в мире, совпадают.

Н. Кузанский доказывает этот тезис посредством понятий «минимум» и «максимум»: «абсолютное количество… не более максимально, чем минимально, потому что максимум его есть через совпадение вместе с тем и минимум».

Также для доказательства тезиса о единстве противоположностей в Боге Н. Кузанский использует примеры из геометрии:

1) Если радиус круга увеличивать до бесконечности, то окружность такого круга будет минимально кривой и максимально прямой.

2) Минимальный угол совпадает с максимальным углом: угол с нулевым градусом тождественен углу 180 градусов.

3) В бесконечности геометрические фигуры становятся тождественными: бесконечный треугольник равен бесконечной прямой.

Принцип учёного незнания

Для Н. Кузанского истина есть Бог, бесконечный, всемогущий и т.д., соответственно, человеку как конечному разуму не дано познать истины, на его долю остается лишь учёное незнание – неполное знание.

Отношение бесконечного разума Бога и конечного разума человека Н. Кузанский выражает геометрически через отношение круга (Бога) и вписанного в него многоугольника (человека): количество углов в многоугольнике можно увеличивать до бесконечности, но многоугольник никогда не станет кругом: «Не являясь истиной, наш разум… относится к истине, как многоугольник к кругу: будучи вписан в круг, он тем ему подобнее, чем больше углов имеет, но даже при умножении своих углов до бесконечности, он никогда не станет равен кругу, если не разрешится в тождество с ним».

Всё во всём

Н. Кузанский даёт христианскую интерпретацию анаксагоровской идеи фрактальности мира: Бог включает в себя Вселенную и все существующие вещи, соответственно, каждая существующая вещь пребывает в Боге: «Бог вне различий пребывает во всём, поскольку каждое в каждом, и всё в Боге, поскольку всё – во всём».

Тем не менее, в каждой вещи Бог проявляется различно: актуально Бог есть всё, но в конкретной вещи он проявляется как конкретная вещь, поэтому «в камне всё – камень, в растительной душе – сама эта душа, в жизни – жизнь, в чувстве – чувство, в слухе – слух, в воображении – воображение, в рассудке – рассудок, в интеллекте – интеллект, в Боге – Бог».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: