Общение как обмен информацией. Особенности вербальной и невербальной коммуникации

Общение (как обмен информацией) играет большую роль в нашей жизни. Существует множество средств, с помощью которых может передаваться информация от партнера к партнеру, от человека к человеку. К таким способам можно отнести речь, паузу в речи, тембр голоса, тональность, мимику, жесты и смех. В общем понимании их можно подразделить на две основные группы – вербальные и невербальные. Одним из основных средств общения по-прежнему остается так называемая «система словесных знаков», которая используется в качестве пути передачи и усвоения общественно-исторического опыта человечества. Владение такой системой позволяет людям обмениваться мнениями, понимать друг друга и просто общаться. Общение, как обмен информацией, использует приемы коммуникатора (специфического кодирования передаваемых данных) и реципиента (декодирование полученного сообщения). В случае различной системы кодирования (например, использование различных языков) и коммуникатор, и реципиент не смогут найти взаимопонимание для осуществления совместной деятельности.

К вербальной коммуникации относится речь, которую различают как внешнюю и внутреннюю. При этом внешнее вещание охватывает устную и письменную речь. Диалог характеризует простейшие стороны общения. Психология ему отводит достаточно важную роль. Примером может служить зависимость успешности переговоров от эффективности диалога. Монолог также характеризует устную речь, но только одного человека. В основном, такой тип общения используется для докладов и лекций. Здесь имеются повышенные требования к подбору слов, четкому построению предложений и строгой логике.

Общение, как обмен информацией, достаточно широко используется в современном мире в виде письменной речи. Она возникла несколько позже устной речи, и основное ее предназначение – это донесение информации людям, находящимся вдали. Инструментом такого общения является знаковая система.

К невербальным средствам общения можно отнести мимику, внешность человека, жесты, смех, обмен фотографиями, предметами, рисунками, а также пространственное размещение собеседников. Данные средства являются эффективным дополнением речевых высказываний. Наибольшее значение среди них имеет внешность человека, представленная в виде одежды и манер.

 

Общение как взаимодействие. Психологическая характеристика кооперации и конкуренции.

Общение — это не только обмен информацией, знаками, но и организация совместных действий. Оно всегда предполагает достижение некоторого результата. Таким результатом обычно является изменение поведения и деятельности других людей. Представьте, что нескольким ученикам поручили генеральную уборку в классе. Кто-то протирает подоконник, кто-то подметает, кто-то моет пол, кто-то протирает окна и т.д. Здесь общение выступает как межличностное взаимодействие, или интеракция (от inter — между и action — действие), т. е. как совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности. Например, ученик после урока отдает учителю труда инструмент, которым работал, а учитель кладет его в шкаф. Обмена информацией здесь не произошло, но взаимодействие состоялось. Таким образом в ходе общения его участники могут организовать обмен действиями, планировать общую деятельность, вырабатывать формы и нормы совместных действий. Интерактивную сторону общения можно представить как последовательность реакций людей на действия друг друга. Например, Иванов подсказывал на уроке Петрову, учительница это услышала и следующим вызвала Петрова. Так как оба ответили плохо, их оставили после урока. Петров обиделся на Иванова и следующий день с ним не разговаривал, а Иванов очень переживал из-за этого.

Типы взаимодействия

 Если понаблюдать процесс общения, то можно выделить целый ряд причин (или, мотивов), побуждающих человека взаимодействовать с окружающими. Наиболее часто выделяются два противоположных типа взаимодействия. 1. Чаще всего люди объединяются ради улучшения, облегчения или повышения эффективности совместной деятельности. Если вы решили купить компьютер и вам помогает друг, который в этом хорошо разбирается, покупка 2 пройдет продуктивнее и интереснее. Работать над классной стенгазетой веселее и быстрее, если участвует несколько человек. Это примеры такого типа взаимодействия как кооперация. Кооперация – это взаимодействие, предусматривающее совместное достижение целей, когда партнеры помогают, содействуют друг другу. Таким образом команда спортсменов стремится добиться победы, группа хирургов спасает жизнь пациента во время операции. 2. Ну, а если учащиеся представляют себя как кандидата в школьные президенты и участвуют в выборах или участвуют в спортивных соревнованиях? В таком случае трудно говорить о мотивах кооперации. Здесь также есть взаимодействие, но мотивы его другие. Среди них наиболее ярко выражены конкуренция (скажем, при игре в футбол, дебатах кандидатов в президенты) или агрессия (в борьбе, боксе ). Конкуренция, или противоборство, – это взаимодействие, предполагающее создание затруднений и препятствий соперникам в достижении их целей, когда партнеры противодействуют, мешают друг другу. Это достижение своих индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов и групп. Например, шахматисты прилагают максимум усилий, чтобы помешать выиграть сопернику, при заключении сделок бизнесмен старается обойти своих конкурентов. Выделенные два типа не могут полностью охватить все многообразие человеческого взаимодействия. Учитывая другие мотивы и механизмы общения, выделяют более «мелкие» типы, или стратегии, взаимодействия (см. Схема 1). Схема 1. Стратегии поведения во взаимодействии 1) Сотрудничество - направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей, обычно, без ущемления интересов другого. 2) Соперничество (противодействие) - предполагает ориентацию исключительно на свои цели без учета целей партнеров по общению. 3 3) Компромисс - реализуется в частичном достижении целей партнеров ради условного равенства. 4) Уступчивость (приспособление) - предполагает жертву собственных интересов или целей для достижения целей партнера. 5) Избегание - представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого. Возможно также однонаправленное содействие, когда один из участников взаимодействия способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним. Учитель, стремясь подтянуть отстающего школьника, может столкнуться с тем, что тот все время находит какие-то причины, чтобы не прийти на занятия; то опоздал, то приболел и т. д. Если отец не пускает сына гулять из-за плохого поведения и хочет серьезно поговорить с ним, а сын, которого ждут ребята и не начинают игру, обижается и запирается в своей комнате, то говорят об однонаправленном противодействии, т. е. один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым участником. Еще один тип взаимодействия получил название «контрастное взаимодействие», когда один из участников старается содействовать другому, а второй активно ему противодействует. С ним мы сталкиваемся, когда врач хочет нам помочь и назначает прием лекарств, а мы вместо того, чтобы выпить это лекарство, прячем или, еще хуже, выбрасываем его. Выбор типа и стратегии взаимодействия, форм поведения происходит в зависимости от ситуации, цели общения, личных особенностей и предпочтений партнеров.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: