Воспитание безопасного поведения в быту

1. Дайте определение понятиям «опасность», «безопасность жизнедеятельности», «опыт безопасного поведения». Внесите основные понятия темы в глоссарий.

Опасность - это негативное свойство материи, которая проявляется в

способности ее наносить вред определенным элементам Вселенной, потенциальный

источник вреда.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно

себя вести в различных ситуациях.

Опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.

 

2. Какие задачи решает воспитатель при планировании работы по формированию безопасного поведения в быту?

-сначала важно заинтересовать детей вопросами бытовой безопасности;

-затем необходимо постепенно вводить правила безопасности в жизнь детей, показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях, упражнять дошкольников в умении применять эти правила.

 

3. Как классифицируются возможные опасности в содержании работы с детьми по воспитанию безопасного поведения в быту?

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций, в основном в быту.

 

4. Сколько этапов работы по воспитанию безопасного поведения в быту необходимо реализовать, назовите их и сравните, чем они отличаются?

Целью первого (обогащающего) этапа является накопление и систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения в быту. Это представления о бытовых источниках опасности, возможных ситуациях, сопряженных с травматизмом, мерах предосторожности при обращении с предметами домашнего обихода и доступных приемах оказания первой помощи.

В торой (имитационный) этап, цель которого состоит в формировании у детей умений безопасного поведения в быту.

В дошкольной педагогике и психологии существует точка зрения: нормы и правила поведения становятся «достоянием» ребенка только приусловии, если они преломляются через внутренний мир самого дошкольника, через его собственную активную деятельность.

Третий этап (практический) посвящен формированию умений и опыта безопасного обращения с доступными потенциально опасными предметами домашнего обихода. Детей можно учить пользоваться молотком и гвоздями, ножом, теркой, маленьким утюгом. Такая деятельность, в основном, осуществляется дома родителями.

 

5. Какие методы и приемы применяются воспитателем по ознакомлению с ПДД?

- педагог читает детям рассказы и стихотворения и вместе с воспитанниками анализирует поступки героев;

- фрагмент рассказа может служить иллюстрацией к определенной опасной ситуации, которая обсуждается вместе с детьми;

- анализ произведения с целью определения детьми мер предосторожности.

 

6. На каком этапе используется метод СИМ (ситуационно-имитационное моделирование) и каково его значение?

Метод СИМ используется на втором (имитационном) этапе. СИМ используется, как возможность имитировать действия с потенциально опасными предметами домашнего обихода и моделировать угрожающие ситуации с учетом активной позиции ребенка.

 

1. На каком этапе, и с какой целью применяется метод СИМ?

Метод СИМ используется на втором (имитационном) этапе. СИМ используется, как возможность имитировать действия с потенциально опасными предметами домашнего обихода и моделировать угрожающие ситуации с учетом активной позиции ребенка.

2. Подберите на основе интернет-источников 2-3 диагностические игры и упражнения по теме "Воспитание безопасного поведения детей дошкольного возраста" и разместите на формате А-4 (возрастная группа, название, цель, развивающая среда - дидактический материал, и ход диагностики).

 

 

Перспективный план работы с детьми по ПДД в подготовительной группы

Дни недели Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность Работа с родителями
Понедельник Тема: Транспорт. Д/И «Найди 10 отличий». Цель: развивать наблюдательность, закреплять полученные знания о правилах поведения на остановке. РИСОВАНИЕ. «Придумай дорожный знак». Цель: донести до сознания детей, что каждый знак о чем-то предупреждает участников дорожного движения, развивать фантазию детей. Рассматривание иллюстраций «Правила маленького пешехода». Цель: закрепить знания о правилах пешехода, познакомить с новыми правилами.   «Экскурсия к дороге» (наблюдение за движением транспорта и работой водителя) Цель: Закреплять знания детей о городском транспорте, о правилах дорожного движения. П/И «Бегущий светофор». Цель: закрепить знания о сигнальных огнях светофора Д/И «Найди и расскажи». Цель: упражнять в умении находить названный ведущим знак. Беседа с детьми «История дорожного движения». Цель: познакомить с историей возникновения дороги, автомобиля, правил дорожного движения. Закрепить умение различать дорожные знаки по их назначению. Чтение стихотворения «Постовой» Я. Пишумов». Цель: знакомить с профессией постового через литературное произведение Чтение стихотворения Сергея Михалкова «Бараны» Цель: учить видеть через произведение высмеивание авторам нарушителей дорожного движения. Моделирование проблемной ситуации «Сезонные особенности поведения на дороге». Цель: учить отвечать на вопросы воспитателя, находить решение проблемной ситуации. С/Р ИГРА «Правила дорожного движения», Цель: закрепить правила движения пешеходов и транспорта, воспитывать уважение к пешеходам и водителям. Привлечение родителей к сопровождению детей на целевую прогулку к светофору. Рубрика родительского уголка «Это интересно»: «Из истории создания светофора» Привлечение родителей к изготовлению книжки- малышки о ПДД. Индивидуальная беседа «Как воспитать примерное поведение при пользовании общественным транспортом». Конкурс «Лучший изготовитель дорожных знаков» Анкетирование родителей по ПДД. Папка - передвижка «Причины детского дорожно-транспортного травматизма»
Вторник Тема: Светофор Д/И «Разрезные знаки». Цель: развивать внимание, память. Закрепить знание дорожных знаков и их назначения. Д/И «Подбери знак». Цель: учить сравнивать дорожные знаки по значению, развивать наблюдательность С/Р ИГРА «Автосалон». Цель: учить детей оставлять описание машин, пользуясь планом, предложенным воспитателем, воспитывать навыки культурного общения, активизировать словарь. Самостоятельная художественная деятельность: создание иллюстраций для оформления книжки-малышки о ПДД в подарок Светофорчику. Цель: развивать у детей умение передавать свои впечатления, полученные ранее, воспитывать самостоятельность в создании образа. Лепка« Изготовление запрещающих знаков» Прогулка по поселку»(виртуальна) Цель: Уточнять и расширять знания детей о транспорте; развивать умение находить признаки сходства и различия видов транспорта, называть их. Учить культуре поведения в транспорте. П/И «Умелый пешеход». Цель: развивать координацию движения, закреплять правила поведения пешеходов. Беседа «Поведение в транспорте». Цель: приучать ребенка к культуре поведения в транспорте. Чтение стихотворения В. Алексеева «Три друга – пешехода в любое время года». Цель: закреплять умение отвечать на вопросы в ходе обсуждения произведения. Проблемная ситуация «Элементы дороги – зебра, разметка и прочее…». Цель: формировать потребность в заботе о своей безопасности.  
Среда Тема: пешеходы- пассажиры, (перекресток, подземный переход, пешеходный переход, тротуар и проезжая часть) П/И «Мяч в корзину». Цель: развивать наблюдательность, закрепить знание о сигналах светофора. Д/И «Что не так?». С \Р ИГРА «На дорогах города» Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью - регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге. Конструирование «Построим улицу». Цель: закрепить знания детей о проезжей части, светофоре. Учить «водить» машины, не сталкиваясь друг другом.   Тема: «Улица полна неожиданностей»   Цель: Расширять представления о правилах поведения во дворе, на улице. Учить видеть то, что представляет опасность для жизни и здоровья. Д/И: «Путешествие в страну знаков». Цель: продолжать знакомство с дорожными знаками «Телефон», «Пункт питания», «ГИБДД». Беседа «Опасные участки на пешеходной части улицы». Цель: познакомить с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы. Чтение художественных произведений: С. Михалков «Скверная история», С. Маршак «Милиционер». Цель: через художественное произведение закреплять знания правил дорожного движения. Проблемная ситуация «Направо или налево». Цель: учить отыскивать для перехода улицы место, обозначенное специальным дорожным знаком и разметкой.  
Четверг Тема: дорожные знаки. П/И «Самый быстрый». Цель: закрепить знания о работе светофора. Развивать двигательную активность. Д/И «Найди нарушителей» Цель: закрепить знания правил дорожного движения, развивать умение применять их на практике.   С\Р ИГРА «Автобус», «Шоферы» Цель: Расширять представления и обогащать игровой опыт детей по данной теме, учить по-новому передавать содержание игровых ролей. Развивать эмоциональную сферу детей. Закрепить правила поведения в автобусе, при входе и выходе из него; уточнить представления о работе водителя, кондуктора; учить культуре общения. Рассматривание и раскрашивание изображений различных транспортных средств. Цель: расширять представление детей о многообразии транспортных средств, закрепить обобщающее понятие «транспорт». «Изготовление различных видов транспорта из бросового материала»   «Целевая прогулка» (пешеход, переход, остановка автобуса) Цель: Наблюдать с детьми реальные ситуации на дороге, называть знакомые дорожные знаки, закреплять навыки соблюдения правил дорожного движения. Д/И «Сигналы регулировщика». Цель: знакомить детей с сигналами регулировщика дорожного движения. Беседа «Что такое перекресток?». Цель: побуждать детей к прослушиванию короткого рассказа, учить ставить вопросы к прочитанному. Моделирование ситуации «Безопасное поведение на улице и в транспорте». Цель: выяснить готовность ребенка к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, в транспорте.  
Пятница Тема: Мы участники дорожного движения. С\Р ИГРА «Путешествие на автобусе» Цель: Уточнять знания детей о правилах поведения в транспорте, воспитывать уважительное отношение к окружающим. Сюжетно-ролевая игра «На станции технического обслуживания автомобилей» Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью - слесарем по ремонту автомашин. Конструирование «Микрорайон города и села» Цель: развивать у детей умение сообща планировать работу, добиваться общего результата, помогать друг другу, советоваться. Считаться с мнением другого, при необходимости, отстаивать свою точку Строительные игры: «Улица» Цель: закреплять знания элементов улицы, учить детей договариваться, кто что будет сооружать, а затем объединять свои постройки, украшать улицы мелкими игрушками, дорожными знаками, деревьями, клумбами, развивать воображение и конструктивные способности детей Д/И: «Угадай – ка» Цель: учить отгадывать загадки в стихотворной форме, подбирать рифму, развивать речь, память. Беседа «По дороге в детский сад». Цель: закрепить знания о дорожных знаках «Пешеходный переход», «Осторожно, дети», «Внимание». Чтение и беседа по рассказу «Марта и Чичи идут в парк» Цель: закрепление правил безопасности на дороге.    

 

 

Тест по теме «Формирование безопасного поведения

детей дошкольного возраста»

1.Выберите из перечисленных ниже авторов, тех, которые разрабатывали содержание работы и методику формирования безопасного поведения детей-дошкольников?

б) Н.Л. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина;

2.Когда, по мнению специалистов, следует начинать работу по воспитанию безопасного поведения детей? Выберите правильное суждение:

г) безопасность должны обеспечивать родители

3.С чего необходимо начинать организацию деятельности по воспитанию навыков безопасного

поведения у детей?

б) с обучения родителей и персонала;

4.Выберите из перечисленных, условия формирования безопасного поведения в ДОО?

а) безопасный переход улицы ребенком

5.Выберите из перечисленных, задачи, которые решает воспитатель при планировании

работы по формированию безопасного поведения в быту?

а) формировать у дошкольников представления об опасных и вредных факторах

6.Отберите наиболее оптимальные виды детской деятельности для решения задач формирования безопасного поведения:

г) физкультурно-оздоровительная

7.Отберите из предложенных вариантов, средства обучения и воспитания безопасному поведению:

д) макеты светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов,

водителей, регулировщиков), дорожные знаки

8.Сколько этапов работы по воспитанию безопасного поведения в быту необходимо реализовать в образовательной деятельности воспитателя?

б) три

9.На каком этапе формирования безопасного поведения дошкольников используется

метод СИМ?

б) второй (имитационный) этап

10.С какой целью используется метод ситуативно-имитационного моделирования?

в) как метод закрепления знаний о правилах безопасного поведения и формирования

соответствующих умений в ведущем виде детской деятельности

11. Как называются, предложенные компоненты: комплексные занятия, тренинги; экскурсии, целевые прогулки, походы; подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные игры, игры-соревнования; сочинение историй; наблюдения; беседы групповые и индивидуальные; чтение специальной детской литературы; анализ заданных ситуаций?

в) цели и задачи обучения безопасному поведению

12.При каких условиях, по мнению педагогики и психологии, нормы и правила поведения становятся «достоянием» ребенка?

а) если родители почаще будут объяснять ребенку, какие опасности его

«подстерегают»

13.Кто из перечисленных ниже, является участником дорожного движения

г) пассажир, пешеход, водитель

14.Пешеходные переходы бывают:

г) все вышеперечисленные

15. Автобус надо обходить:

б) сзади

16.Перечислите, с какими дорожными знаками Вы познакомите детей, согласно классификации?

а) __________________________

б)__________________________

в) __________________________

г) __________________________

д)_________________________

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: