Стабилизация общества в рамках командно-административной модели

Развитие социальной сферы. Рост уровня жизни проявлялся в росте потребления продовольственных и промышленных товаров на протяжении всего периода существования модели. Процесс был связано с увеличением номинальной и реальной зарплаты во всех секторах экономики. Это дало возможность приобретать помимо товаров первой необходимости и продовольствия бытовую технику, мебель, автомобили, кооперативные квартиры, дачи. Большую роль в повышении жизненного уровня сыграли общественные фонды потребления. Они предоставляли бесплатные медицинские, образовательные, курортно-санаторные услуги. Характерной чертой модели было искусственное поддержание низких цен на продукты питания, коммунальные услуги за счет бюджетных дотаций и относительно высоких цен на промышленные товары.

Потребление росло циклично. Особенно быстрый рост наблюдался в середине 1950-х гг., конце 1960-х - начале 1970-х гг. Однако, по сравнению со странами с рыночной экономикой, в СССР потребление товаров и услуг на душу населения значительно отставало. В конце 1980-х гг. уровень жизни стал понижаться в связи с падением темпов роста экономики. Это  нашло отражение в карточном распределении ряда товаров и получении гуманитарной помощи от западных стран.

Социальные программы были реализованы в период руководства страной Н.С. Хрущевым. В 1,5 раза выросла минимальная зарплата, городские работники стали получать пенсии в зависимости от возраста и стажа. С 1965 г. пенсии были распространены на колхозников. Каждый четвертый житель страны получил бесплатную квартиру. Прекратилось принудительное распространение займов, а сталинские облигации начала 1950-х гг. были погашены во второй половине 1970-х гг. Большие средства вкладывались в фундаментальные и прикладные исследования по научным дисциплинам, работавшим на военно-промышленный комплекс и космос.

Либерализация трудового законодательства проявилась в отмене уголовных наказаний за выпуск некачественной продукции, опоздания и прогулы. С 1956 г. рабочие получили право беспрепятственно увольняться с предприятия. В начале 1960-х гг. колхозники получили паспорта, что облегчило им возможность миграции в города. Рабочая неделя сократилась до 40 часов, суббота стала выходным днем.

Продолжался процесс урбанизации за счет сокращения сельского населения. С 1953 по 1985 г. городское население увеличилось с 43 до 65 %, появилось 16 крупных промышленных центров с числом жителей более миллиона человек. В городах значительную долю населения - около 40 % - составляли лица с высшим и средним специальным образованием. Развитие инфраструктуры позволяло жителям крупных городов - столиц союзных республик или областных центров - пользоваться более качественными материальными и культурными благами, чем жителям малых городов и деревень.

Важной социальной проблемой стало повышение образовательного уровня населения. Несмотря на то, что в середине 1980-х гг. в СССР проживало 276 млн. человек (больше было только в Китае и Индии), командно-административная модель, нацеленная на экстенсивный рост, столкнулась с проблемой структурного дефицита рабочей силы. Ручным и неквалифицированным трудом было занято более половины работников материальной сферы. Введение новых мощностей предъявляло спрос на рабочие специальности. Но в 1970-1980-е гг. деревня уже не могла поставлять миллионы мигрантов, а горожане стремились устроиться в быстро растущих сферах обслуживания, образования, управления. Демографический рост осуществлялся за счет республик Средней Азии и Закавказья, жители которых не отличались высокой мобильностью.

Социальная динамика. Сохранялась высокая территориальная
подвижность общества. Миллионы людей из центральных регионов
страны участвовали в освоении целины, нефтегазовых месторождений в Сибири, строительстве предприятий и железнодорожных магистралей на Дальнем Востоке. После окончания институтов молодые специалисты распределялись по всем республикам и областям СССР. Это  позволяло обеспечить предприятия и учреждения профессиональными кадрами. Семьи офицеров по несколько раз переезжали из округа в округ. Мобилизованные по призыву солдаты отправлялись служить в далекие гарнизоны. Советский Союз был самым крупным в мире единым экономическим, политическим и культурным пространством.

Построение индустриального общества привело в 1960-1970-е гг. к стабилизации общественной структуры. Номенклатура, служащие, интеллигенция, военные, рабочие, колхозники в основном обновляли свои ряды за счет молодежи из той же социальной или профессиональной группы. Чем определялось наследование социального статуса родителей? Среди причин можно назвать сложившееся неравенство

в материальном благосостоянии, возможность  получить образование, воспользоваться покровительством при устройстве на работу. В то же время в командно-административной модели были заложены ограничения для материальной и статусной дифференциации общества. Общественное неравенство смягчали отсутствие частной собственности на средства производства, распределительная система дефицитных товаров, небольшая дифференциация зарплат, бесплатность многих социальных услуг и муниципальных квартир, идеология равенства.

Либерализация жизни общества. В отличие от тоталитарной модели в рамках командно-административной общественные организации пользовались определенной самостоятельностью. Сформировалось общественное мнение, которое было представлено оценочными суждениями ученых, писателей, деятелей искусства. Оппозиция режиму проявилась в деятельности диссидентов. Они выступали за соблюдение прав человека, свободу совести, сохранение культурного наследия народов, демократизацию советского строя. Однако, пока модель обеспечивала поступательное развитие, большинство граждан демонстрировало конформизм (приспособленчество) и политическую лояльность режиму. В командно-административной модели прекратилисьмассовые репрессии. В 1956 г. было ликвидировано ГУЛАГ, из мест заключения вернулись миллионы заключенных и спецпоселенцев. Органы государственной безопасности были поставлены под контроль партии и перестали играть роль самостоятельного политического института. Более того, в 1980-е гг. часть общества стала связывать с КГБ определенные надежды в борьбе с коррупцией партийных и государственных органов.

Выводы по теме.

Командно-административная модель способствовала созданию в СССР индустриального общества, отличавшегося избыточным развитием отраслей группы «А». Инвестиции в военные и космические технологии позволили СССР в 1950-1980-е гг. успешно конкурировать с западными странами в военно-политическом противостоянии. Основными источниками экономического роста были рентабельная работа промышленных предприятий и экспорт сырья. Внедрение новой техники способствовало росту производительности труда и переходу к новому технологическому укладу.

В результате перераспределения ВВП от накопления к потреблению наблюдался рост жизненного уровня населения за счет приобретения все большего количества товаров и услуг. По ряду параметров - развитие науки, образования, низкие коммунальные платежи, либеральное трудовое законодательство - СССР занимал ведущие мировые позиции. Однако в силу уменьшавшейся эффективности хозяйства и возраставших затрат на поддержание военно-промышленного комплекса страна не смогла достичь стандартов потребительского общества Запада.

В 1970-е гг. в промышленности усилилось технологическое
отставание. Формирующееся информационное общество требовало иных,
чем в командно-административной модели, отношений собственности и
власти. Доходы от экспорта нефти позволили поддержать достигнутый уровень потребления при падающих темпах экономического роста до середины 1980-х гг. Политика перестройки была направлена на использование элементов демократии и рынка в рамках командно-административной модели для ускорения экономического роста. Однако развитие рыночных отношений и демократизация привели к углублению кризиса модели, показали ее несовместимость с проводимыми реформами. Дальнейшая модернизация в рамках социализма оказалась невозможной. Это предопределило кризис партии и советской государственности.

Основные противоречия командно-административной модели заключались в дисбалансе отраслей группы «А» и группы «Б». Это приводило к увеличению неудовлетворенного потребительского спроса и дефициту товаров. Исчерпывались ресурсы экстенсивного экономического роста. Отсутствовали стимулы к увеличению производительности труда у работников и руководителей предприятий. Монополия государственной собственности препятствовала развитию частной инициативы и способствовала росту бюрократизма. Роль лидера социалистического блока приводила к перекачиванию финансовых ресурсов из СССР в социалистические и развивающиеся страны в ущерб национальной экономике. Правящая партийная элита превратилась в касту, не верившую в партийную идеологию и мешавшую любым изменениям сложившейся модели. Советская идеология превратилась в консервативный миф, который не отражал реальность и поддерживался путем лживой пропаганды средствами массовой информации.

Обозначенные экономические, социальные, политические, идеологические противоречия привели к необратимому кризису командно-административной модели, развалу партии, государства, коммунистической идеологии. Россия встала на путь перехода к рыночной, демократической модели.

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: