Прочитайте ситуативную задачу

Экзамен по дисциплине

«Педагогика»

 

                                Работу выполнил

                            студент 2 курса

                                             заочной формы обучения

                                           специальность 44.03.01

                                                                  «Безопасность жизнедеятельности»

                                 группа БЖ-1801z

                                                  Терентьев Иван Валерьевич

 

Екатеринбург, 2020г.

Задание

Итоговый тест.

Задание 1. Выберите правильные варианты ответа.

Недостатками классно-урочной формы обучения являются …

1) трудность в учете индивидуальных особенностей учеников

2) отсутствие общения между учащимися разного возраста

3) использование одних и тех же методов обучения

4) обязательность занятий для всех

5) ориентированность на «среднего» ученика

Ответ: 1; 5

 

Задание 2. Выберите правильный ответ.

Термин “дидактика” впервые ввел…

1) В. Ратке                                      3) Ж.Ж. Руссо

2) Я.А. Коменский                        4) И.Г. Песталоцци

Ответ: 1.

 

Задание 3. Методы обучения в дидактике позволяют ответить на вопрос:

1) зачем учить                                3) как учить  

2) чему учить                                 4) кого учить

         Ответ: 3

 

Задание 4. Установите соответствие между педагогом и учреждением, которое он возглавлял.

1) М.В. Ломоносов                     а) Колония им. А.М. Горького

2) Л.Н. Толстой                           б) Яснополянская школа

3) А.С. Макаренко                      в) Московский университет

Ответ: 1-В; 2-Б; 3-А.

 

Задание 5. Установите соответствие между формами процесса обучения и реализуемыми ими ведущими задачами:

1) лекция

2) семинар

3) экзамен

а) формирование знаний

б) закрепление, совершенствование знаний и умений

в) контроль за уровнем усвоения знаний

         Ответ: 1-А; 2-Б; 3-В

 

Задание 6. Выберите правильный ответ.

Укажите признак, который свидетельствует об истинной педагогической направленности личности.

1)Стремление доминировать.

2)Ответственное отношение к делу.

3) Осознание высокой миссии учителя.

4)  Желание управлять другими.

         Ответ: 3

 

Задание 7. Установите соответствие между авторами и основными признаками предложенных ими педагогических технологий:

1) Ш.А. Амонашвили
2) В.Ф. Шаталов

3) С.Н. Лысенкова

а) активизация и интенсификация деятельности учащихся (на основе опорных конспектов)

б) эффективность организации и управления (перспективно-опережающее обучение)

в) гуманизация и демократизация педагогических отношений

              Ответ: 1-В; 2-А; 3-Б.

 

Задание 8. Выберите правильный ответ.

К эмпирическим методам исследования относится метод …

1) анализа                                      3) обобщения

2) наблюдения                                           4) синтеза

         Ответ: 2.

 

Задание 9. Установите соответствие между принципами управления педагогическими системами и их сущностными характеристиками:

1) демократизации
2) гуманизации

3) системности

а) самодеятельность и инициативность всех субъектов управления

б) приоритет ценностей личности в решении управленческих задач

в) целостность, структурность, интегративность связей между компонентами

         Ответ: 1-А; 2-Б; 3-В.

 

Задание 10. Выберите правильный ответ.

Автором изречения«… все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, вкус — вкусом; доступное осязанию — путем осязания» является…

1) А. Дистервег                             3) Я.А. Коменский

2) И.Г. Песталоцци                       4) К.Н. Вентцель

         Ответ: 3

 

Задание 11. Выберите правильные варианты ответа.

Принципами программированного обучения, сформулированными Б.Скиннером, являются:

1) подача информации небольшими порциями;

2) установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации;

3) предъявление ответа для самоконтроля;

4) дача указаний в зависимости от правильности ответа;

5) постановка проблемы в начале урока;

6) изложение учителем материала.

         Ответ: 1; 2.

 

Задание 12. Установите соответствие между принципами, определяющими содержание образования и их характеристиками.

1) Принцип дифференциации

2) Принцип интеграции

а) Проявляется в дроблении учебных дисциплин

б) Проявляется в объединении знаний из смежных областей в рамках одного учебного предмета

    Ответ: 1-А, 2-Б

 

Задание 13. Вставьте пропущенное слово.

На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и …..

         Ответ: ИТОГОВЫЙ

 

Задание 14. Выберите правильный ответ.

Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме – это …

1) форма организации обучения

2) цель обучения

3) метод обучения                                         

4) средство обучения

          Ответ: 1.

 

Задание 15. Закончите фразу.

Сфера человеческой деятельности, направленная на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, называется …..

         Ответ: НАУКА.

 

Задание 16. Выберите правильный ответ.

Термины “команда”, “указание”, “выговор” характеризуют ….. стиль педагогического общения:

1) авторитарный

2) демократический                          

3) либеральный

         Ответ: 1.

 

Задание 17. Установите соответствие между методом обучения и особенностями его реализации

1) объяснительно-иллюстративный

2) репродуктивный

3) проблемного изложения

4) исследовательский

а) самостоятельная поисковая деятельность учащихся (практическая или теоретическая)

б) учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания

в) ученик выполняет действия по образцу учителя

г) учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают.

         Ответ: 1-Г; 2-В; 3-Б; 4-А.

 





Задание.

Вариант.

Раздел: Понятие – принцип обучения. Общая характеристика принципов обучения

Прочитайте ситуативную задачу.

Урок природоведения по теме «Дикие звери зимой». Учительница начинает урок с показа соответствующих рисунков, расположенных в два ряда: «Звери осенью» и «Звери зимой». В первом – рисунки лисы, ежа, медведя, барсука, волка, лося; во втором – лисы, волка, лося. Задание: «рассмотреть внимательно рисунки зверей в обоих рядах. Что заметили? Что заинтересовало?» Учащиеся называют животных, сравнивают оба ряда и обнаруживают, что в ряду «Звери зимой» нет ежа, медведя и барсука. Они интересуются, почему в ряду «Звери зимой» отсутствуют названные звери.

Ответьте на вопросы:

- какой метод обучения использован?

В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.

Рассмотрим некоторые из них.  

В классификации метода обучения, по уровню активности учащихся (Голант Е. Я.), этот метод будет активным, так как дети сами сравнивают рисунки, отвечают и формулируют вопросы.

В классификации методов обучения, по источнику получения знаний (Верзилин Н. М., Перовский Е. И., Лордкипанидзе Д. О.), мы отнесем его к наглядным методам обучения, по причине применяемых наглядных пособий, хотя практический метод здесь тоже присутствует.

В классификации методов обучения, по дидактической цели (Данилов М. А., Есипов Б. П.), это методы приобретения новых знаний переходящие в методы закрепления и проверки знаний. (Зависит как поведет себя учитель дальше).

В классификации методов обучения, по характеру познавательной деятельности учащихся (Лернер И. Я., Скаткин М. Н.), этот метод называется, частично-поисковый или как его еще называют эвристический. Учащиеся самостоятельно решают учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично.

- какие функции обучения реализуются при таком использовании данного метода?

Ко всем этим методам подходит Развивающая функция. Умственное развитие (осознание информации, анализ, сравнение, обобщение, доказательство, аргументация).

Так же здесь присутствует функция побуждающего действия − ее задача пробудить познавательную потребность, интерес учащихся к решению той или иной задачи, то есть закрепить у учащихся положительное отношение к учению, чего и добилась учительница природоведения.

- назовите вид обучения.

 Вид обучения определяется педагогической технологией обучения, лежащей в его основе. На данном примере мы видим на первый взгляд объяснительно-иллюстративное обучение, но далее по уроку становится явно, что это все же вид проблемного обучения, где учитель ставит проблему, а ученики самостоятельно или под его руководством решают ее (частично-поисковый метод).


Задание

Мини реферат.

Сущность процесса воспитания и его место в целостной структуре образования. Современные подходы к воспитанию (личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический, гуманистический).

Воспитание — это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

Воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений, в узком педагогическом смысле понимают как воспитательную работу, направленную на формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; в еще более узком значении – это решение конкретных воспитательных задач.

Воспитание – это многофакторный процесс, т. е. на него оказывает влияние не только образовательные учреждения, но и семья, общество и все его воспитательные институты. Поэтому к воспитанию применяют принцип комплексного подхода – объединение всех воспитательных сил.

В образовательном процессе действия воспитателя (учителя, педагога) целенаправленны.

Обучение, воспитание и развитие - это основные педагогические процессы. К управлению этими процессами будущий учитель готовит себя в педагогическом вузе. Процесс воспитания является предметом изучения дидактики. Анализ сущности процесса воспитания выступает ключевым звеном дидактической подготовки учителя. При первом поверхностном взгляде на процесс воспитания мы наблюдаем три его компонента: воспитанники, педагог, содержание воспитания.

Однако такой поверхностный взгляд не дает представление о сущности процесса воспитания. Сущность изучаемых явлений и процессов окружающей действительности не лежит на поверхности, она не поддается непосредственному наблюдению. В то же время современная методология требует, чтобы при познании явлений и процессов окружающей действительности мы не ограничивались описанием их внешних сторон и признаков, а стремились постичь их сущностные глубинные характеристики.

Современные подходы к воспитанию:

Личностно-ориентированный – это концентрация внимания преподавателя на личность человека, это развитие интеллекта, гражданского чувства ответственности, а так-же духовной личности с эстетическими, чувственными и креативными задатками и способностями развития.

В новейшей философии образования как за основу взгляд таков: к подрастающему человеку как к личности рассматривать образование как неповторимую и единственную форму обращения гражданского общества.

Цель личностно-ориентированного образования – создание условий для становления полноценных функций индивида: способность человека к выбору; умение оценивать собственную жизнь; творчество; создание образа своего «Я» и ответственности с этой формулировкой

Личностно-ориентированное образование предполагает ориентацию на воспитание, образование и развитие с учетом личных особенностей (возрастных, физических, психологических, интеллектуальных) учащихся.

Деятельностный – в современной педагогике и психологии обучения самой продуктивной является деятельностная теория учения и обучения, разработанная российскими учеными (П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, З.А. Решетовой и др.). Она успешно прошла проверку на всех уровнях общего и профессионального образования.

Этот подход в содержании и методике социального воспитания учащихся реализуется на основе преемственности, целенаправленной воспитательной работы и народной педагогики. Среди основополагающих идей, народных педагогических воззрений, наиболее продуктивно «работающих» на совершенствование социального воспитания, авторы называют следующие:

- преимущественная трудовая ориентация воспитательной работы (воспитание трудолюбия), последовательное включение ребенка в комплекс необходимых взрослому человеку видов трудовой деятельности;

- выявление и раскрытие воспитательно-трудовой основы традиций каждой семьи, ее специфики, пробуждение исторической памяти детей, формирование у них уважительного отношения к своей «малой родине», развитие, формирование у детей «чувства дома», «духа семьи», привязанности к родному дому, стремление к семейному общению, к совместным делам с родителями (с помощью традиционных приемов воспитания, таких, как пожелания, наставления, советы, поучения, скрытые поощрения, эмоциональная поддержка, опора на родословную семьи, ее традиции);

- общение ребенка с младшими детьми как средство активного самоутверждения, воспитания ответственности, а также приобретения элементарных навыков педагогического общения, освоения народно-педагогических традиций.

Культурологический – основное положение о культуросообразном развитии человека как личности, как субъекта культуры, где сущность педагога дошкольного образования выступает в единстве трех сторон как субъекта культуры, общества и природы; воспитание выступает как культуросообразный процесс, основанный на создании культурной среды, в которой жизнедеятельность организована в формах культурного бытия и события.

Культурная идентификация представляет собою базовый воспитательный процесс, сущность которого состоит в установлении подобия между собой и своим народом, ценностным отношением к общечеловеческой и национальной культуре, стремлении проживать свою жизнь в формах культурного бытия народа и диалогическом общении с другими народами и культурами. Культурная идентификация не может быть навязана ребенку извне. Она обусловлена внутренне, имеет субъектную природу, является продуктом развития национального самосознания личности.

Гуманистический – подход требует:

1) гуманного отношения к личности воспитанника;

2) уважения его прав и свобод;

3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;

4) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

5) уважения права человека быть самим собой;

6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

7) ненасильственного формирования требуемых качеств;

8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;

9) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).

Как говорится в первой статье всеобщей декларации прав человека:

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

Видя в воспитанниках независимых, а не рабски покорных ему людей, воспитатель не должен злоупотреблять властью более сильного, стоять над воспитанниками, но бороться за их лучшее будущее вместе с ними.

 

 

Список литературы

1. Педагогика/ Под ред. Бабанского Ю.К - М.: Просвещение, 2001.

2. Педагогические размышления. Деятельностная теория обучения как основа подготовки специалистов. Н.Ф. Талызина. Вестн. Моск. Ун-та сер.20. педагогическое образование. 2009. №3

3. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: 2000

4. https://psy.wikireading.ru/2839

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: