Экзамен по дисциплине
«Педагогика»
Работу выполнил
студент 2 курса
заочной формы обучения
специальность 44.03.01
«Безопасность жизнедеятельности»
группа БЖ-1801z
Терентьев Иван Валерьевич
Екатеринбург, 2020г.
Задание
Итоговый тест.
Задание 1. Выберите правильные варианты ответа.
Недостатками классно-урочной формы обучения являются …
1) трудность в учете индивидуальных особенностей учеников
2) отсутствие общения между учащимися разного возраста
3) использование одних и тех же методов обучения
4) обязательность занятий для всех
5) ориентированность на «среднего» ученика
Ответ: 1; 5
Задание 2. Выберите правильный ответ.
|
|
Термин “дидактика” впервые ввел…
1) В. Ратке 3) Ж.Ж. Руссо
2) Я.А. Коменский 4) И.Г. Песталоцци
Ответ: 1.
Задание 3. Методы обучения в дидактике позволяют ответить на вопрос:
1) зачем учить 3) как учить
2) чему учить 4) кого учить
Ответ: 3
Задание 4. Установите соответствие между педагогом и учреждением, которое он возглавлял.
1) М.В. Ломоносов а) Колония им. А.М. Горького
2) Л.Н. Толстой б) Яснополянская школа
3) А.С. Макаренко в) Московский университет
Ответ: 1-В; 2-Б; 3-А.
Задание 5. Установите соответствие между формами процесса обучения и реализуемыми ими ведущими задачами:
1) лекция
2) семинар
3) экзамен
а) формирование знаний
б) закрепление, совершенствование знаний и умений
в) контроль за уровнем усвоения знаний
Ответ: 1-А; 2-Б; 3-В
Задание 6. Выберите правильный ответ.
Укажите признак, который свидетельствует об истинной педагогической направленности личности.
1)Стремление доминировать.
2)Ответственное отношение к делу.
3) Осознание высокой миссии учителя.
4) Желание управлять другими.
Ответ: 3
Задание 7. Установите соответствие между авторами и основными признаками предложенных ими педагогических технологий:
1) Ш.А. Амонашвили
2) В.Ф. Шаталов
3) С.Н. Лысенкова
а) активизация и интенсификация деятельности учащихся (на основе опорных конспектов)
б) эффективность организации и управления (перспективно-опережающее обучение)
|
|
в) гуманизация и демократизация педагогических отношений
Ответ: 1-В; 2-А; 3-Б.
Задание 8. Выберите правильный ответ.
К эмпирическим методам исследования относится метод …
1) анализа 3) обобщения
2) наблюдения 4) синтеза
Ответ: 2.
Задание 9. Установите соответствие между принципами управления педагогическими системами и их сущностными характеристиками:
1) демократизации
2) гуманизации
3) системности
а) самодеятельность и инициативность всех субъектов управления
б) приоритет ценностей личности в решении управленческих задач
в) целостность, структурность, интегративность связей между компонентами
Ответ: 1-А; 2-Б; 3-В.
Задание 10. Выберите правильный ответ.
Автором изречения«… все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, вкус — вкусом; доступное осязанию — путем осязания» является…
1) А. Дистервег 3) Я.А. Коменский
2) И.Г. Песталоцци 4) К.Н. Вентцель
Ответ: 3
Задание 11. Выберите правильные варианты ответа.
Принципами программированного обучения, сформулированными Б.Скиннером, являются:
1) подача информации небольшими порциями;
2) установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации;
3) предъявление ответа для самоконтроля;
4) дача указаний в зависимости от правильности ответа;
5) постановка проблемы в начале урока;
6) изложение учителем материала.
Ответ: 1; 2.
Задание 12. Установите соответствие между принципами, определяющими содержание образования и их характеристиками.
1) Принцип дифференциации
2) Принцип интеграции
а) Проявляется в дроблении учебных дисциплин
б) Проявляется в объединении знаний из смежных областей в рамках одного учебного предмета
Ответ: 1-А, 2-Б
Задание 13. Вставьте пропущенное слово.
На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и …..
Ответ: ИТОГОВЫЙ
Задание 14. Выберите правильный ответ.
Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме – это …
1) форма организации обучения
2) цель обучения
3) метод обучения
4) средство обучения
Ответ: 1.
Задание 15. Закончите фразу.
Сфера человеческой деятельности, направленная на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, называется …..
Ответ: НАУКА.
Задание 16. Выберите правильный ответ.
Термины “команда”, “указание”, “выговор” характеризуют ….. стиль педагогического общения:
1) авторитарный
2) демократический
3) либеральный
Ответ: 1.
Задание 17. Установите соответствие между методом обучения и особенностями его реализации
1) объяснительно-иллюстративный
2) репродуктивный
3) проблемного изложения
4) исследовательский
а) самостоятельная поисковая деятельность учащихся (практическая или теоретическая)
б) учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания
в) ученик выполняет действия по образцу учителя
г) учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают.
Ответ: 1-Г; 2-В; 3-Б; 4-А.
Задание.
Вариант.
Раздел: Понятие – принцип обучения. Общая характеристика принципов обучения
Прочитайте ситуативную задачу.
|
|
Урок природоведения по теме «Дикие звери зимой». Учительница начинает урок с показа соответствующих рисунков, расположенных в два ряда: «Звери осенью» и «Звери зимой». В первом – рисунки лисы, ежа, медведя, барсука, волка, лося; во втором – лисы, волка, лося. Задание: «рассмотреть внимательно рисунки зверей в обоих рядах. Что заметили? Что заинтересовало?» Учащиеся называют животных, сравнивают оба ряда и обнаруживают, что в ряду «Звери зимой» нет ежа, медведя и барсука. Они интересуются, почему в ряду «Звери зимой» отсутствуют названные звери.
Ответьте на вопросы:
- какой метод обучения использован?
В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.
Рассмотрим некоторые из них.
В классификации метода обучения, по уровню активности учащихся (Голант Е. Я.), этот метод будет активным, так как дети сами сравнивают рисунки, отвечают и формулируют вопросы.
В классификации методов обучения, по источнику получения знаний (Верзилин Н. М., Перовский Е. И., Лордкипанидзе Д. О.), мы отнесем его к наглядным методам обучения, по причине применяемых наглядных пособий, хотя практический метод здесь тоже присутствует.
В классификации методов обучения, по дидактической цели (Данилов М. А., Есипов Б. П.), это методы приобретения новых знаний переходящие в методы закрепления и проверки знаний. (Зависит как поведет себя учитель дальше).
В классификации методов обучения, по характеру познавательной деятельности учащихся (Лернер И. Я., Скаткин М. Н.), этот метод называется, частично-поисковый или как его еще называют эвристический. Учащиеся самостоятельно решают учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично.
- какие функции обучения реализуются при таком использовании данного метода?
Ко всем этим методам подходит Развивающая функция. Умственное развитие (осознание информации, анализ, сравнение, обобщение, доказательство, аргументация).
|
|
Так же здесь присутствует функция побуждающего действия − ее задача пробудить познавательную потребность, интерес учащихся к решению той или иной задачи, то есть закрепить у учащихся положительное отношение к учению, чего и добилась учительница природоведения.
- назовите вид обучения.
Вид обучения определяется педагогической технологией обучения, лежащей в его основе. На данном примере мы видим на первый взгляд объяснительно-иллюстративное обучение, но далее по уроку становится явно, что это все же вид проблемного обучения, где учитель ставит проблему, а ученики самостоятельно или под его руководством решают ее (частично-поисковый метод).
Задание
Мини реферат.
Сущность процесса воспитания и его место в целостной структуре образования. Современные подходы к воспитанию (личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический, гуманистический).
Воспитание — это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.
Воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений, в узком педагогическом смысле понимают как воспитательную работу, направленную на формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; в еще более узком значении – это решение конкретных воспитательных задач.
Воспитание – это многофакторный процесс, т. е. на него оказывает влияние не только образовательные учреждения, но и семья, общество и все его воспитательные институты. Поэтому к воспитанию применяют принцип комплексного подхода – объединение всех воспитательных сил.
В образовательном процессе действия воспитателя (учителя, педагога) целенаправленны.
Обучение, воспитание и развитие - это основные педагогические процессы. К управлению этими процессами будущий учитель готовит себя в педагогическом вузе. Процесс воспитания является предметом изучения дидактики. Анализ сущности процесса воспитания выступает ключевым звеном дидактической подготовки учителя. При первом поверхностном взгляде на процесс воспитания мы наблюдаем три его компонента: воспитанники, педагог, содержание воспитания.
Однако такой поверхностный взгляд не дает представление о сущности процесса воспитания. Сущность изучаемых явлений и процессов окружающей действительности не лежит на поверхности, она не поддается непосредственному наблюдению. В то же время современная методология требует, чтобы при познании явлений и процессов окружающей действительности мы не ограничивались описанием их внешних сторон и признаков, а стремились постичь их сущностные глубинные характеристики.
Современные подходы к воспитанию:
Личностно-ориентированный – это концентрация внимания преподавателя на личность человека, это развитие интеллекта, гражданского чувства ответственности, а так-же духовной личности с эстетическими, чувственными и креативными задатками и способностями развития.
В новейшей философии образования как за основу взгляд таков: к подрастающему человеку как к личности рассматривать образование как неповторимую и единственную форму обращения гражданского общества.
Цель личностно-ориентированного образования – создание условий для становления полноценных функций индивида: способность человека к выбору; умение оценивать собственную жизнь; творчество; создание образа своего «Я» и ответственности с этой формулировкой
Личностно-ориентированное образование предполагает ориентацию на воспитание, образование и развитие с учетом личных особенностей (возрастных, физических, психологических, интеллектуальных) учащихся.
Деятельностный – в современной педагогике и психологии обучения самой продуктивной является деятельностная теория учения и обучения, разработанная российскими учеными (П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, З.А. Решетовой и др.). Она успешно прошла проверку на всех уровнях общего и профессионального образования.
Этот подход в содержании и методике социального воспитания учащихся реализуется на основе преемственности, целенаправленной воспитательной работы и народной педагогики. Среди основополагающих идей, народных педагогических воззрений, наиболее продуктивно «работающих» на совершенствование социального воспитания, авторы называют следующие:
- преимущественная трудовая ориентация воспитательной работы (воспитание трудолюбия), последовательное включение ребенка в комплекс необходимых взрослому человеку видов трудовой деятельности;
- выявление и раскрытие воспитательно-трудовой основы традиций каждой семьи, ее специфики, пробуждение исторической памяти детей, формирование у них уважительного отношения к своей «малой родине», развитие, формирование у детей «чувства дома», «духа семьи», привязанности к родному дому, стремление к семейному общению, к совместным делам с родителями (с помощью традиционных приемов воспитания, таких, как пожелания, наставления, советы, поучения, скрытые поощрения, эмоциональная поддержка, опора на родословную семьи, ее традиции);
- общение ребенка с младшими детьми как средство активного самоутверждения, воспитания ответственности, а также приобретения элементарных навыков педагогического общения, освоения народно-педагогических традиций.
Культурологический – основное положение о культуросообразном развитии человека как личности, как субъекта культуры, где сущность педагога дошкольного образования выступает в единстве трех сторон как субъекта культуры, общества и природы; воспитание выступает как культуросообразный процесс, основанный на создании культурной среды, в которой жизнедеятельность организована в формах культурного бытия и события.
Культурная идентификация представляет собою базовый воспитательный процесс, сущность которого состоит в установлении подобия между собой и своим народом, ценностным отношением к общечеловеческой и национальной культуре, стремлении проживать свою жизнь в формах культурного бытия народа и диалогическом общении с другими народами и культурами. Культурная идентификация не может быть навязана ребенку извне. Она обусловлена внутренне, имеет субъектную природу, является продуктом развития национального самосознания личности.
Гуманистический – подход требует:
1) гуманного отношения к личности воспитанника;
2) уважения его прав и свобод;
3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;
4) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;
5) уважения права человека быть самим собой;
6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;
7) ненасильственного формирования требуемых качеств;
8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;
9) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).
Как говорится в первой статье всеобщей декларации прав человека:
«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
Видя в воспитанниках независимых, а не рабски покорных ему людей, воспитатель не должен злоупотреблять властью более сильного, стоять над воспитанниками, но бороться за их лучшее будущее вместе с ними.
Список литературы
1. Педагогика/ Под ред. Бабанского Ю.К - М.: Просвещение, 2001.
2. Педагогические размышления. Деятельностная теория обучения как основа подготовки специалистов. Н.Ф. Талызина. Вестн. Моск. Ун-та сер.20. педагогическое образование. 2009. №3
3. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: 2000
4. https://psy.wikireading.ru/2839