Понятие коллектива (26)

ПОНЯТИЕ ГРУППЫ (25)

Основа успеха любой коллективной деятельности — это отношения сотрудничества и взаимопомощи. Человек, как бы он ни был самодостаточен, независим и самостоятелен, не может выражать себя, свою сущность вне взаимодействия с другими людьми.

Если обратиться к характеристике профессиональной деятельности, то специалист, работая в коллективе, обеспечивает его сплочение, мотивирует деятельность подчиненных, организовывает и контролирует их работу принимая на себя ответственность за результат выполнения заданий.

Человек постоянно включен в какую-либо группу. В начале жизни самой первой социальной группой для человека является семья. Именно в семье закладываются основы личности. Затем появляются учебные группы, объединения, дружеские компании и т. п. Человек реализует себя через трудовую деятельность в социальной группе.

Слово «группа» происходит от итальянского слова gruppo, чте означает «связка». Г руппа — это социальная общность людей, объединенных на основании ряда признаков, относящихся к содержанию совместно выполняемой ими деятельности или характеру общения.

Виды групп (! после этой части конспекта выполните задание)

В социальной психологии выделяют несколько разновидностей групп (классификация по определенному признаку):

Условные и реальные.

Условные группы людей объединяются по определенному признаку, выделенному исследователем (возраст, пол, профессия и др.).

Реальные группы — это группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени и связанные между собой определенными объективными взаимоотношениями.

Постоянные и временные.

Постоянные группы – группы, члены которых решают определенные задачи как часть своих должностных обязанностей; придают организации устойчивость.

Временные группы – группы, которые формируются для выполнения краткосрочных разовых задач.

Большие и малые.

Большие группы – социальные общности людей, существующие в масштабах всего общества (страны) и выделенные на основе различных типов социальных связей, не предполагающие обязательных личных контактов. Примеры больших социальных групп: сословия, классы, социальные слои, этнические общности, возрастные группы (молодежь, пенсионеры), профессиональные группы (научное сообщество).

Малые группы (небольшое число людей, входящих в состав группы (от 2-3 до 20-30 человек) – немногочисленные по составу группы людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении и взаимодействии. Примеры малых групп: семья, производственная бригада, компания друзей, школьный класс.

4) Формальные и неформальные. Формальная социальная группа — общность людей, которая создается и функционирует как субъект социального действия только в рамках официальных организаций. Формальная группа — это разновидность малой группы; поведение ее членов регламентируется официальными правилами и документами, социальными институтами. Примеры формальных социальных групп: научное общество, класс, спортивная команда, производственная бригада.

Неформальная социальная группа — группа людей, возникшая на основе межличностных отношений, общности личных интересов, увлечений (в том числе создаваемые членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями и антипатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками для удовлетворения социальных потребностей и общения людей). Поведение членов группы не регламентируется, подчиняется неофициальным нормам и традициям. Примеры неформальных социальных групп: организации болельщиков спортивных команд, фан-клубы артистов и музыкальных коллективов.

Иногда используют для обозначения неформальных групп понятие «квазигруппы».

Квазигруппа — это малоустойчивая неформальная совокупность людей, связанных одним или немногими типами взаимодействия. Квазигруппа не имеет четкой структуры, организации, системы норм и ценностей, однако при определенных обстоятельствах может превратиться в группу.

К квазигруппам относят аудиторию (совокупность людей, воспринимающих определенный вид информации — теле- или радиопередачу, концерт и т. п.), фан-группы спортивных команд или музыкальных коллективов, случайные скопления людей в публичных местах.

Индивид в составе квазигруппы подвержен ее влиянию, легко перенимает настроение и манеры поведения, преобладающие в группе, его действия могут принимать бессознательный и непредсказуемый характер. В социальной психологии это явление обозначают термином «эффект толпы».

* Задание – опишите следующие группы по принадлежности к виду группы (условная или реальная; постоянная или временная; большая или малая; формальная или неформальная):

 

1. Учебная группа - …….

2. Группа друзей - ……

3. Группа людей на рок-концерте - …

 

Продолжение лекции

Жизнь группы не является статичной, она достаточно подвижна. Под влиянием внешних и внутренних причин в группе возникают изменения, которые сами по себе могут быть как небольшими и, соответственно, неспособными поставить под угрозу существование группы, так и значительными, которые ведут к нарушению равновесия и, как следствие, к распаду группы.

Рассматривая групповую динамику как процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей, можно сделать вывод, что с динамической точки зрения жизнь группы представляет собой чередование состояний равновесия и его нарушения. Практически в любой группе можно обнаружить как силы сплочения, которые оказывают сопротивление изменениям группы, так и силы распада, толкающие ее к деформации.

 

Рассмотрим факторы, оказывающие влияние на работу группы:

■    мотивация, т. е. то, чего ждут члены группы;

■    структура власти в группе (власть и авторитет отдельных членов группы и ее подгрупп);

■    сложности коммуникации (когда кто-то из членов группы остается непонятым);

■    ощущение принадлежности или непринадлежности к группе;

■    представление о цели группы (четкое или нечеткое);

■    ответственность за результаты работы;

■    свобода деятельности как условие успеха группы.

 

ПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВА (26)

Коллектив — это итог развития группы, ее высшая стадия. Коллектив (от лат. «собирательный») — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации.

В исследованиях, которые проводились в психологии по определению характеристик коллектива, были выделены показатели уровня его развития. К ним относятся:

■    сплоченность коллектива, которая рассматривается как психологическое единство людей в важных вопросах жизнедеятельности коллектива и проявляется в притяжении к нему участников, в стремлении защитить и сохранить его;

■    организованность коллектива, выражающаяся в способности создавать и сохранять устойчивой свою структуру в ситуациях неопределенности, сочетая разнообразие мнений и форм инициативного поведения с единством действий его участников;

■    направленность коллектива, которая отражает социальную ценность поставленных им целей, мотивов деятельности, ценностной ориентации и норм;

■    эмоциональная идентификация, которая выражается в способности коллектива к сопереживанию любым его членам;

■    сработанность коллектива, характеризующаяся степенью готовности его членов в случае необходимости самостоятельно согласовывать свои действия друг с другом без обращения к руководству;

■    интеллектуальная коммуникативность, которая рассматривается как способность создавать оптимальные пути взаимоинформации при определении общих позиций, принятии групповых решений.

Для эффективной организации труда большое значение имеет все, что связано с приемом, передачей и переработкой информации, — коммуникационный. Коммуникации в организации представлены в виде сети каналов и путей, по которым в группе происходит обмен информацией.

Выделяют следующие ВИДЫ КОММУНИКАЦИЙ:

■    формальные — определяются организационной структурой предприятия. Они установлены административно в соответствии с должностной организационной структурой и связывают людей по вертикали и горизонтали внутри трудового коллектива. Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения;

■    неформальные — выходят за пределы организации и не совпадают с официально установленными ее администрацией. Например, канал распространения слухов;

■    горизонтальные — обмен информацией между различными отделами для согласования действий;

■    межличностные — устное общение людей в любом из перечисленных видов коммуникации.

Многие исследователи менеджмента в организациях выделяют два типа моделей коммуникационных сетей (централизованные и децентрализованные), по которым идут основные потоки информации.

В реальной жизни имеется еще большее разнообразие коммуникативных сетей и моделей. На основе их изучения американскими специалистами выявлены четыре типа «коммуникаторов» в пределах организации.

1.    «Сторож» — сотрудник, который контролирует прохождение информации к другим сотрудникам организации. Обычно эту роль играют секретари, диспетчеры, операторы телефонных станций и т. п.

2.    «Лидер мнений» — человек, оказывающий влияние на установки и поведение некоторых других людей. Чаще это неформальный лидер, мнения которого противоречат официальному.

3.    «Связной» — человек, который служит связующим звеном между двумя и более группировками. Настоящий связной стремится дистанцироваться от каждой группировки, не примыкая к ним, чтобы более объективно передавать информацию.

4. «Пограничник» — человек, который имеет высокую степень связи с организационным окружением.

Американский психолог Дж. Морено, исследуя поведения людей в коллективе, выделил четыре типа поведения, которые отражают отношение члена группы к ее задачам, целям и обеспечивающим их нормам поведения.

1.    Внутригрупповая внушаемость — бесконфликтное, неосознаваемое принятие членом группы мнения группы, которое происходит совершенно некритично.

2.    Конформность —осознанное внешнее согласие с мнением группы при внутреннем расхождении с ним. Конформизм — это подчинение собственного суждения или действия групповому давлению. Замечено, что уровень конформности зависит от возраста и пола человека. Например, женщины более конформны, чем мужчины.

3.    Негативизм — человек во всем противится мнению группы, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию.

4.    Коллективизм — это тип поведения личности в коллективе, для которого характерно избирательное отношение к ее любым влияниям, к мнениям группы, продиктованное сознательным следованием ее общественно значимым целям и задачам.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Устно

1.    Перечислите факторы, оказывающие влияние на работу группы.

2.    Поясните суть коммуникационного процесса в организации.

3.    Перечислите типы поведения в коллективе.

Письменно

4. Перечислите группы (письменно), к которым вы относитесь в настоящее время (в скобках укажите ее виды), на моем примере:

Я в составе групп как:

1. преподаватель (педагогический коллектив; группа реальная, постоянная, большая, формальная).

2. мама (семья; …..

3. подруга (группа друзей;….

4. в кинотеатре на просмотре фильма (….


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: