I. ИСТОКИ ВОЗРОЖДЕНИЯ:
- Термин «Возрождение» (фр. – ренессанс, итал. – ринашименто) появился в 16 веке для определения эпохи, сменившей Средневековье, и подчёркивал возвращение культурных идеалов Античности.
- Культурный смысл эпохи: расцвет культуры, переворот в культуре, переходный этап, восстановление античных идеалов. Их комплекс образует качественно новую ступень в культуре.
- Человек осознаёт себя «высшим» и духовным существом, наделённым даром творчества. Мировоззрение Ренессанса – это светлая, позитивная, эстетическая реакция на мир, природу, быт, идеи.
- Возрождение – это культура свободных городов, третьего сословия. Идеал Возрождения – образ универсального человека, создающего самого себя.
- Зарождение капиталистических социально-экономических отношений, но культура развивается не ради денег, а ради красоты.
- Возрождение было во всей Европе, но в Италии оно стало всеобъемлющей эпохой:
· конец 13 – 14 века – предвозрождение; · 15 век – раннее Возрождение; · кон. 15 – перв. треть 16 века – Высокое Возрождение; · 40-е годы 16 века – позднее Возрождение. |
II. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ РЕНЕССАНСА:
|
|
- Знание подчинено исследованию творений рук человеческих. Люди изучают вместо Священного Писания философию, науку и поэзию античности. Развиваются гуманитарные науки: грамматика, риторика, история, педагогика, этика. Возникают научные и географические открытия: Коперник, Бруно и др. Исследуют вопросы, связанные с человеком. Насколько ценен человек? Велик он или ничтожен? Какое место занимает человек в мире?
- Падение авторитета церкви в повседневной жизни человека, стремление к свободе личности, к красоте в быту, в одежде, в пище.
III. ЛИТЕРАТУРА:
Философская
· Данте Алигьери «Божественная комедия»
· Франческо Петрарка «Канцониере»
· Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
· Мигель де Сервантес «Дон Кихот»
Развлекательная
· Джованни Боккаччо «Декамерон»
IV. ТЕАТР: Народный · бродячий · итальянская комедия масок (del arte) Профессиональный · балет · пастораль Драматурги · Лопе де Вега (1562-1635) «Собака на сене» · Уильям Шекспир (1564-1616) «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь», «Магбет», «Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Гамлет» и др. |
V. МУЗЫКА:
- преобладание мажора;
- развитие инструментальной музыки;
- новые жанры – мадригал, баллада, канцона (ит.), шансон (фр.), романс (исп.)
VI. АРХИТЕКТУРА:
Стремление дать человеку почувствовать себя личностью великой, возвышенной, современной. Идея праздничности, торжественности.
Сочетание греко-римских традиций и готического стиля.
|
|
· Филиппо Брунеллески (1377-1446) – Палаццо Дожей (Венеция), Собор Санта Мария дель Фьоре (Флоренция), Капелла Пацци (Флоренция)
· Леон Батиста Альберти (1404-1472) – Палаццо Ручеллаи (Флоренция), церковь Сант Андреа (Мантуя)
· Донато Браманте (1444-1514) – проект Собора Святого Петра (Ватикан), достраивали Рафаэль, Перуцци, Микеланджело
VII. СКУЛЬПТУРА:
Вера в Бога, духовность, стремление к совершенству человеческого тела, души и разума тесно взаимосвязаны.
· Донателло (1386-1466) – Святой Георгий
· Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – Умирающий раб, Давид, Пьета (Оплакивание Христа)
ВОПРОСЫ:
1) Назовите отличительные черты искусства итальянского Возрождения (хотя бы 5)?
2) Что такое «Высокое Возрождение» в Италии?