III. Алгоритм выполнения (Краткие теоретические сведения)

Инструкция к практической работе №12

Тема: Решение задач на обработку массивов.

Цель: повторить основные правила языка программирования, сформировать умения выполнения действий в среде программирования Pascal.ABC.net. Оборудование: ПК, проектор, учебник, тетрадь

Ход урока

I. Инструктаж по ТБ

1. Приготовьте рабочее место. Расположите учебные принадлежности так, чтобы они не мешали выполнению заданий. 2. Начинайте и заканчивайте работу по указанию учителя. 3. Соблюдайте правила электробезопасности. 4. Не касайтесь руками экрана монитора. 5. В случае появлении необычного звука, запаха, самопроизвольного отключения ПК немедленно прекратите работу и сообщите учителю

II. Задания для практической работы

Наберите и выполните программы

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ

Составить программу решения поставленной задачи по обработке одномерного массива (вектора). По возможности, использовать подпрограммы.

Уровень 1

1. Дана последовательность действительных чисел а1, а2, …, аn. Выяснить, будет ли она возрастающей.

2. Дан массив из N действительных чисел. Подсчитать, сколько в нем отрицательных, положительных и нулевых элементов.

3. Даны действительные числа а1, а2, …, аn. Поменять местами первый наибольший элемент с последним наименьшим элементом.

4. В заданном одномерном массиве поменять местами соседние элементы, стоящие на четных местах, с элементами, стоящими на нечетных местах.

5. Задана последовательность {Xi} из N вещественных чисел. Вычислить последовательность {Si} по формуле:

где М — среднее арифметическое значение последовательности X.

6. Задана последовательность из N целых чисел. Вычислить сумму тех элементов массива, порядковые номера которых совпадают со значением этого элемента.

7. Определить, сколько процентов от всего количества элементов последовательности целых чисел составляют нечетные элементы.

8. Дан массив Х[N] целых чисел. Не используя других массивов, переставить его элементы в обратном порядке. 9. Задана последовательность из N вещественных чисел. Вычислить сумму чисел, порядковые номера которых являются простыми числами.

10. Последовательность а1, а2, …, а2n состоит из нулей и единиц. Поместить в начало этой последовательности все нули, а затем все единицы.

11. Даны действительные числа а1, а2, …, а2n. Найти:

mах(a1 + а2n, а22n-1, …, аn + аn+1).

12. Дана последовательность действительных чисел a1 ≤ а2 ≤... ≤ аn. Вставить действительное число b в нее так, чтобы последовательность осталась неубывающей.

13. Дана последовательность целых чисел а1, а2, …, аn. Указать пары чисел аi, аj, таких что ai + аj = m, где m - заданное целое число.

14. Даны координаты n(n ≤ 30) точек на плоскости: (Х1, У1),..., (Хп, Yn). Найти номера пары точек, расстояние между которыми наибольшее (считать, что такая пара единственная).

15. Дан массив, состоящий из n натуральных чисел. Образовать новый массив, элементами которого будут элементы исходного, оканчивающиеся на цифру k.

16. Дан массив целых чисел. Найти в этом массиве минимальный элемент m и максимальный элемент М. Получить в порядке возрастания все целые числа из интервала (m; М), которые не входят в данный массив.

17. Даны две последовательности а1, а2,..., аn и bх, b2,..., bn (m < п). В каждой из них значения элементов различны. Верно ли, что все элементы второй последовательности входят в первую последовательность?

18. Вывести значения и номера наибольшего, наименьшего и наименее удаленного от среднего арифметического значения элементов данной последовательности вещественных чисел.

Уровень 3

19. Сформировать массив простых чисел, не больших заданного натурального числа N.

20. Сформировать массив простых множителей заданного числа.

21. В одномерном массиве все отрицательные элементы переместить в начало массива, а остальные — в конец с сохранением порядка следования. Дополнительный массив заводить не разрешается.

22. В одномерном массиве с четным количеством элементов (2N) находятся координаты N точек плоскости. Они располагаются в следующем порядке: х1, у1, х2, у2, х3, у3, и т. д. Определить:

а) минимальный радиус окружности с центром в начале координат, которая содержит все точки;
б) внутренний и внешний радиусы кольца с центром в начале координат, которое содержит все точки;
в) номера точек, которые могут являться вершинами квадрата;
г) номера точек, которые могут являться вершинами равнобедренного треугольника;
д) номера самых удаленных и наименее удаленных друг от друга точек;
е) три точки, которые являются вершинами треугольника, для которого разность точек вне его и внутри является минимальной.

23. Дана последовательность целых чисел. Найти количество различных чисел в этой последовательности.

24. На плоскости п точек заданы своими координатами, и также дана окружность радиуса R с центром в начале координат. Указать множество всех треугольников с вершинами в заданных точках, пересекающихся с окружностью; множество всех треугольников, содержащихся внутри окружности.

25. Разделить массив на две части, поместив в первую элементы, большие среднего арифметического элементов массива, а во вторую — меньшие (части не сортировать).

26. Даны две последовательности а1 < а2 <... < аn и b1 < b2 <... < bm. Образовать из них новую последовательность чисел так, чтобы она тоже была неубывающей.

Примечание. Дополнительный массив не использовать.






III. Алгоритм выполнения (Краткие теоретические сведения)

1. Запустите программу Pascal.ABC.net

2. Изучите окно программы

Окно вывода
Кнопка запуска программы
Поле для ввода программы
Текст программы

 

 

3. Введите текст программы. При наборе не стоит учитывать регистр вводимых символов. В Pascal нет различий между заглавными и строчными буквами.

4. Запустите программу на компиляцию. С помощью клавиши F5 или кнопкой запуска программы.

5. Если программа набрана без ошибок, то в ОКНЕ ВЫВОДА вы увидите приглашение ввести данные.

Строка для ввода данных
Приглашение ввести данные

6. После ввода данных необходимо нажать клавишу ENTER

7. Если в программе имеются логические, грамматические, синтаксические ошибки, то вы увидите сообщение об ошибке программы.

Описание ошибки
Подсвеченная строка с ошибкой

Толкование ошибки – в строке предшествующей строке BEGIN пропущен знак «;».

8. После компиляции протестируйте программу.

a. Запустите программу на выполнение

b. Введите тестовые данные

c. Сверьте ответ, если ответы совпали, программу можно считать правильной.

 

Пример 1. Заполнить массив равномерно распределенными целыми случайными числами в диапазоне от 0 до 100.

Со стандартной функцией Random (х) вы уже знакомы. Напомним, что она возвращает псевдослучайное целое число в диапазоне от 0 до х - 1.

Если требуется изменить диапазон случайных чисел, то это всегда можно сделать путем сдвига. Например, если нужно получить числа в диапазоне от -50 до 50, то в программе пишется оператор присваивания:

X[i]:=Random(100)-50;

Пример 2. Заполнить верхнетреугольную матрицу указанного вида и вывести ее на экран.

Пояснение: для элементов M[i, j] матрицы М, расположенных в верхнем треугольнике (включая диагональ), выполняется следующее соотношение между индексами: j ≤ i.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: