Приводится краткая справка о писателе

Т. Жарова — публицист, истинный любитель русской словесности. О ней с полным правом можно сказать, что она формирует нравственный мир читателя. Ее рассуждения о языке, об изменениях, происходящих в нем, очень яркие и эмоциональные. Неоднократно она поднимает проблему сохранения чистоты русского языка в своем творчестве. К этой теме Т. Жарова обращается и в этом тексте.

Собственная позиция пишущего по тем вопросам, которые затрагивались автором.

Я думаю, что в тексте Т. Жаровой подняты очень важные проблемы: проблема засилья иноязычных слов и жаргонизмов в речи молодежи, проблема безграничного смешения новых форм, устаревших слов и заимствований и, главное, проблема безответственного отношения человека к своему языку.

Связь с современностью.

Наша современная жизнь — это круговорот дел, встреч, проблем, переживаний. У нас не остается времени, чтобы остановиться и задуматься о том, что же происходит с нашим языком сейчас. Мы не должны забывать, что сами портим наш «великий, могучий, правдивый» язык. Эту проблему затрагивает Т. Жарова.

Рассуждение о заглавии, которое можно дать данному тексту.

«Сохраним наш великий и могучий язык!» Вот название, которое я дала бы предложенному тексту, потому что язык — это зеркало нашей жизни! В языке отражаются все изменения, происходящие в обществе. Именно мы должны помнить, что он живой, «великий, могучий, правдивый и свободный».

Варианты заключения

Итог всему сказанному, обобщение.

Проблемы, поднятые Т. Жаровой, крайне актуальны и заставляют задуматься над их решением. Мы не властны над речью других, но можем быть внимательнее к тому, что сами произносим, можем задуматься над тем, не засоряем ли мы свой язык. И если мы будем следить за своей речью, не будем произносить грубых и грязных слов, а будем уважать своего собеседника, мы поможем очистить наш язык.

Цитата, если она является итоговым суждением.

В завершение своего сочинения хочу привести слова Н. Рыленкова:

Язык народа и богат, и точен,

Но есть, увы, неточные слова,

Они растут как сорная трава

У плохо перепаханных обочин.

Так давайте же сделаем все, чтобы как можно меньше было сорной травы.

Личное отношение к решаемой проблеме.

Рассуждение Т. Жаровой о нашем языке не оставило меня равнодушной. Я согласна с автором в том, что наша речь — это наше зеркало, только внутреннее. А ведь в зеркале всегда хочется видеть хорошее, красивое отражение. И мы должны к этому стремиться, не засоряя свою речь ненормативной лексикой, словами-паразитами и «чужим сором».

Энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения (концовка — ответ).

Так как же нам сохранить наш язык красивым, великим и выразительным? Самое главное, на мой взгляд, это не забывать о том, что русский язык прекрасен, богат и интересен по своей сути. Не стоит включать в свою речь иностранные слова и фразы, не зная их прямого значения. Не стоит употреблять сленговые выражения, стилистически сниженную лексику. Русский язык — потрясающий язык, способный передать любую мысль, и совсем не стоит портить его словами-паразитами.

Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод (концовка — афоризм).

Бедность словарного запаса, косноязычие, жаргонизмы присущи как речи подростков, так, к сожалению, и речи взрослых. А ведь это должно беспокоить каждого, потому что уровень культуры любого человека можно определить с первой минуты общения, достаточно лишь услышать его речь. Недаром говорят: «Встречают по одежке, а провожают по уму».

Этически корректное возражение автору текста.

Сложно не согласиться с Т. Жаровой: есть моменты, когда становится стыдно за себя, за друзей, что следуют моде и включают в речь английские слова и выражения. Но все чаще я замечаю, что в компании молодых людей звучат замечания при употреблении стилистически сниженной лексики, при сквернословии. Конечно, еще рано надеяться «на чудо», но нужно постоянно об этом помнить и стараться работать в первую очередь над собой.

Яркий пример, обобщающий суждения.

Недавно мне попалась «версия» поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» сатирика Р. Кривицкого, наполненная словами-паразитами: «Как говорится, у Лукоморья, типа того, дуб, значит, зеленый. Златая, как бы, цепь, э-э, на дубе том...» Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. И здесь невольно приходят на ум слова С. Я. Маршака: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас,... будут служить многие столетия после нас... И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие...» Нам необходимо беречь наш «великий, могучий, правдивый русский язык», чтобы не было стыдно за наше поколение.

Развернутая мысль, выраженная во вступительной части.

Язык поистине «зеркало нашей жизни». Лучше метафоры не подобрать. Глядимся в него и видим самих себя: убогих и богатых, грамотных и невежественных, культурных и безнравственных, талантливых и бездарных. Со «словечками», мыслями и мыслишками, с высокими помыслами и низкими, животными инстинктами... И, наверное, пока это мы в состоянии еще осознавать, не замутится это великое «зеркало» «несовместимой мешаниной», «ненормативной лексикой»... Очистится оно и прояснится и покажет изумленному миру иной лик — тургеневский — «могучий, правдивый и свободный».

 

Домашнее задание: напишите варианты вступления и заключения к тексту, выбрав одну из форм.

ТЕКСТ

(1)Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. (2)У меня для неё было другое слово — мамочка. (З) Даже став большим, я не мог изменить этому слову. (4)Я пытался называть её «мама», но с губ помимо моей воли слетало всё то же ласковое, детское — «мамочка». (5)У меня отросли усы, появился бас. (6)Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно.

(7)Последний раз я произнёс его на мокрой от дождя платформе, у красной солдатской теплушки, в давке, под звуки тревожных гудков паровоза, под крик команды «По вагонам!». (8)Я не знал, что навсегда прощаюсь с матерью. (9)Не знал, что с матерью вообще можно проститься навсегда. (10)Я шептал «мамочка» ей на ухо и, чтобы никто не видел моих мужских слёз, вытирал их о её волосы... (11)Но когда теплушка тронулась — не выдержал. (12)Забыл, что я мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, и сквозь грохот колёс, сквозь бьющий в глаза ветер закричал.

(13)— Мамочка! (14)Мамочка...

(15)Но она уже не слышала.

(16)На фронте мы всегда были голодны. (17)Нам всегда было холодно. (18)Только в бою у орудий забывали о голоде и холоде. (19)И ещё — когда получали из дома письма.

(20)Но было у писем из дома одно необычайное свойство, которое каждый открывал для себя и никому не признавался в своём открытии (21)В самые трудные минуты, когда казалось — всё кончено или кончится в следующее мгновение и нет уже ни одной зацепки за жизнь, мы находили в письмах из дома НЗ — неприкосновенный запас жизни. (22)Запаса хватало надолго, его берегли и растягивали, не надеясь пополнить его в скором времени.

(23)У меня не сохранились мамины письма. (24)Я не запомнил их наизусть, хотя перечитывал десятки раз. (25)Но в памяти жива картина жизни родного дома, которая возникала из маминых весточек.

(26)На ледяном ветру я видел её у печки с закрытыми глазами. (27)Это видение возникало ночью на посту. (28)У меня в кармане лежало письмо. (29)От него веяло далёким теплом, пахнувшим смолистыми дровами. (З0)Это родное тепло было сильнее ветра.

(31)Когда от мамы приходило письмо, не было ни бумаги, ни конверта с номером полевой почты, ни строчек. (32)Был мамин голос. (33)Я слышал его даже в грохоте орудий. (34)Дым землянки касался щеки, как дым родного дома.

(35)Под Новый год я увидел у себя дома ёлку. (З6)Мама подробно рассказывала в письме о ёлке. (37)Оказывается, в шкафу случайно нашлись ёлочные свечи. (38)Короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши. (39)Их зажгли, и с еловых веток по комнате разлился ни с чем не сравнимый аромат стеарина и хвои. (40)В комнате было темно, и только весёлые блуждающие огоньки замирали и разгорались, и тускло мерцали золочёные грецкие орехи.

(41)Старые часы идут и бьют полночь. (42)Сверчок, чудом поселившийся в городской квартире, работает на стрекочущей машинке.

(43)Ковш Большой Медведицы стоит на крыше дома, что напротив.

(44)Пахнет хлебом. (45)Тихо. (46)Ёлка погасла. (47)Печка горячая.

(48)Потом оказалось, что всё это было легендой, которую умирающая мама сочинила для меня в ледяном доме, где все стёкла были выбиты взрывной волной, а печки были мертвы и люди умирали от осколков. (49)И она писала, умирая. (50)Из ледяного блокадного города слала мне последние капли своего тепла, последние кровинки.

(51)А я поверил легенде. (52)Держался за неё — за свой НЗ, за свою резервную жизнь. (53)Был слишком молод, чтобы читать между строк. (54)Я читал сами строки, не замечая, что буквы кривые, потому что их выводила рука, лишённая сил, для которой перо было тяжёлым, как топор. (55)Мать писала эти письма, пока билось сердце...

(56)Я много знаю о подвигах женщин: выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (57)Я никогда не думал, что всё это имеет отношение к моей матери. (58)К тихой, застенчивой, обыденной, озабоченной только тем, как прокормить нас, обуть, уберечь...

(59)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это, но вижу это с опозданием. (60)Но я вижу. (61)Теперь я всё вижу и слышу.

(62)Прости меня, родная!

(По Ю. Яковлеву *)

* Юрий Яковлевич Яковлев (1922—1996) — русский прозаик, сценарист, журналист, автор книг для подростков. Участник Великой Отечественной войны. Основные темы прозы Юрия Яковлева — школьный быт, Великая Отечественная война, сценическое искусство, дружба между человеком и животным. Рассказы и повести: «Серёжкин сын», «Был настоящим трубачом», «У человека должна быть собака», «Воробьёв стекло не выбивал», «Кепка-невидимка» и сценарии игровых и анимационных фильмов: «Умка», «Умка ищет друга», «Зимородок», «Был настоящим трубачом», «Верный друг Санчо», «У меня есть лев» и др.

Ссылки для дополнительной информации: http://ege.edu.ru; rustutors.ru›egeteoriya/1154-zadanie-27.html;  https://4ege.ru/russkiy/57045-zadanie-27-ege-po-russkomu-yazyku.html;  4ege.ru›Русский›57045-zadanie-27-ege-po;  infourok.ru›zadanie-ege-teoriya-i-praktika

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: