Прочитайте вслух иностранные слова, в которых пишется Е, и определите произношение предшествующего согласного

Лекция «Орфоэпия».

Правила произношения отдельных звуков и их сочетаний

На наш взгляд, орфоэпические нормы следует повторять комплексно, не ограничиваясь только вопросами постановки литературного ударения, вынесенными в задания ЕГЭ. Уделить этому материалу в процессе обобщающего повторения в 10 классе необходимо от 4 до 6 часов.

Изучение орфоэпических норм предполагает использование словарей. Следует учитывать, что многие слова имеют варианты произношения, зафиксированные в орфоэпических словарях. Так, в «Орфоэпическом словаре русского языка» под ред. Р.И. Аванесова равноправные (одинаково правильные) варианты вводятся с помощью союза и, например: сЕссия, -и [ сЭ и сЕ ]. Существует также разграничение основного и допустимого варианта. Помета доп. («допустимо») сопровождает менее желательный вариант нормы, который, тем не менее, находится в пределах правильного, например: декАн, -а [доп. дэ ].

Варианты, которые находятся за пределами литературной нормы, сопровождаются запретительными пометами: не рек. («не рекомендуется»), неправ. («неправильно») и грубо неправ. («грубо неправильно»), например: демагОг, -а! не рек. [дэ]магОг; музЕй, -я! неправ. му[зЭ]й; докумЕнт, -а! грубо неправ. докУмент.

Поскольку в тестах обычно используется строго нормативный подход, варианты, которые в словарях сопровождаются пометами разг. «разговорное»и прост. «просторечное», не могут быть приняты в качестве правильных.

В идеале тестовые задания не должны включать произносительные варианты, однако на практике такое все же случается. В этом случае в качестве правильного ответа может быть принят только основной или допустимый вариант.

При изучении орфоэпии следует особое внимание обратить на следующий материал:

  • произношение сочетаний чн, чт и др.,
  • произношение согласных перед е в заимствованных словах,
  • постановка ударения.

Еще в XVIII веке орфографическое сочетание чн устойчиво произносилось как [шн], о чем свидетельствуют зафиксированные в словаре Академии Российской (1789–1794) фонетические написания: галстушный, колпашный, копеешный, лавошник, пуговишный, фабришный и др. Однако со временем этот вариант начинает вытесняться произношением [ч’н], возникшим под влиянием письма.

В современном языке слова с сочетанием чн можно разделить на три группы:

  1. Те, в которых чн произносится только как [шн]: конечно, скучно, нарочно, яичница, прачечная, скворечник, девичник, двоечник, горчичник (количество таких слов постепенно сокращается), а также женские отчества на - чна: Ильинична, Кузьминична, Фоминична;
  2. Те, в которых чн произносится только как [ч’н]: точно, удачный, точечный, маскировочный;
  3. Те, в которых нормативными считаются оба варианта произношения – [ч’н] и [шн]: подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный. В этой группе произношение [шн] чаще встречается в речи людей старшего поколения и в современных словарях оценивается как уходящее, устаревающее.

В отдельных случаях варианты произношения разграничивают различные лексические значения: сердечный [ч’н] приступ – друг сердечный [шн]; перечница [ч’н] (сосуд для перца) – чёртова перечница [шн](о злой, сварливой женщине).

Прочитайте вслух приведенные слова. Обратите внимание на произношение чн как [ч’н] или [шн]. В каких случаях возможно двоякое произношение?

Булочная, горчичник, сливочный, лавочник, шуточный, горничная, молочница, конечно, прачечная, скучно, спичечный, копеечный, двоечник, девичник, нарочно, взяточник, пустячный, порядочный, убыточный, Ильинична.

На основе рифм поэтических текстов определите произношение сочетания чн у разных поэтов.

В них все так бледно, равнодушно.
Они клевещут даже скучно.
(А. Пушкин)

Согласен, – говорит отец,–
Ступай благополучно,
Моя Наташа, под венец;
Одной в светелке скучно.
(А. Пушкин)

Под этим уныньем с зевотой сердечной
Другим Робинсоном в лагунной темнице,
Сидишь с глазу на глаз ты с Пятницей вечной
И томных семь пятниц сочтешь на седмице.
(П. Вяземский)

И не ищите строк моих –
Они покажутся вам скучны;
Вы взор уроните на них
И отведете равнодушно.
(Н. Огарев)

Душа печальна и мрачна!
О, одинокая дорога,
Как ты мучительно скучна!
(Н. Огарев)

На крыльцо выхожу – слушаю,
На свинце ворожу – плачу.
Ночи душные, скучные,
Огоньки вдали: станица казачья.
(М. Цветаева)

Сочетание чт произносится как [шт] в слове что и и его производных формах (что-нибудь, что-то). В слове нечто произносится[ч’т], в слове ничто допустимы оба варианта.

Фрикативный звук [γ] в литературном языке допускается в словах о боге, бухгалтер, ага, ей-богу, господи. Конечный [г] заменяется звуком [к] (не [х]!): творо[к], диало[к], исключение составляет слово бог [бох].

Определенные трудности представляет произношение сочетаний де, те, зе, се, не, ре, фе и др.в иноязычных словах. Следует обратить внимание учеников на то, что в системе русского языка согласный перед е звучит мягко (берег, метель), однако в словах, пришедших из других языков, эта закономерность может не соблюдаться: детектор [дэтэ], сонет [нэ], безе [зэ].

В подавляющем большинстве слов, вошедших в широкий обиход, перед е звучит мягкий согласный:

[д’]: дебаты, дебют, девиз, дедукция, дезинфекция, декларация, декорация, демократия, демон, одеколон, Одесса, резиденция и др.;

[т’]: тенор, компетентный, патент, паштет, террор, терапевт, протест и др.;

[з’]: газета, зебра, зефир, дизель, музей, резерв и др.;

[с’]: бассейн, кассета, сеанс, сейф, сейф, секта, семестр, сенат, сервиз, сервант, серенада, селектор и др.;

[р’]: акварель, барельеф, компресс, корректор, ребус, реванш, рейд, резонанс, ректор, ремарка, регламент, редукция, рефрен и др.;

[н’]: неон, брюнет, милиционер, шинель, слова с корнем невр- (невропатолог) и др.;

[ф’]: федерация, фейерверк, феникс, феномен, ферма, аффект, эффект, кофе, кафедра, профессор и др.;

[г’],[к’],[х’]: гелий, герцог, гетры, слова с корнем гео-, кегли, кекс керамика, кентавр, пике, схема, трахея и др.

В то же время во многих иноязычных словах в указанных выше сочетаниях произносится твердый согласный:

[дэ]: декольте, дельта, дендрарий, дефиле, детектор, детектив, диадема, тенденция, цитадель, шедевр, рандеву и др.;

[тэ]: антитеза, тезис, гротеск, интенсивно, слова с приставкой интер-, тент, метрополитен, патетика, бутерброд, контейнер, теннис, пастель, синтетика, альтернатива, сентенция, тенденция, коктейль, штепсель и др.;

[зэ]: безе, зеро, кузен, Морзе, экземпляр, экзема и др.;

[сэ]: антисептика, диспансе´р, нонсенс, сенсорный, плиссе, фрикасе и др.;

[рэ]: регби, реквием, кабаре, кредо, пюре, тире и др.;

[нэ]: бизнес, ге´незис, анестезия, генетика, майонез, полонез, тоннель и др.






















Прочитайте вслух иностранные слова, в которых пишется Е, и определите произношение предшествующего согласного.

Ака д емия, д епозит, т езис, му з ей, гали ф е, д енди, ка ф е, про ф ессор, ка п елла, каш н е, компью т ер, кор т еж, пенс н е, и д еал, д епутат, а т елье, сви т ер, фа н ера, ши н ель, ин т ернат, пас т ель, па т ент па т етика, пас т еризованный, прин т ер, ран д еву, н еологизм, т ермин, фо н етика, д езинфекция, д ебют, каба р е, д енди, диа д ема, д еп р ессия, компе т ентный, ло т ерея, э н ергия, э сс е, эс т етика, пре т ензия, бе н ефис, р емарка, ин т ервью, аг р ессор, л еди, сви т ер, про т екция, ти р е.

Произносится твердый согласный Произносится мягкий согласный
Тезис, галифе, денди, кафе, капелла, кашне, компьютер, кортеж, пенсне, ателье, свитер, интернат, Академия, депозит, музей, профессор, идеал, депутат, фанера, шинель, патент, неологизм, термин,
пастель, патетика, пастеризованный, принтер, рандеву, фонетика, кабаре, денди, диадема, лотерея, энергия, эссе, эстетика, претензия, интервью, свитер, протекция, тире дезинфекция, дебют, депрессия, компетентный, бенефис, ремарка, агрессор, леди

(Поскольку в упражнении представлены заимствованные слова, которые могут быть неизвестны ученикам, необходима работа со словарем иностранных слов или комментарий учителя. Депозит – банковский термин, разновидность денежных вкладов. Капелла – 1) хор, 2) оркестр особого состава, 3) часовня. Кортеж – торжественное шествие, выезд. Пастель – мягкие цветные карандаши, приготовляемые из краски, мела и связующего вещества; художественное произведение, выполненное такими карандашами. Рандеву – заранее условленная встреча, устар. – свидание.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: