Упражнение «Дружная семейка» Гаврилюк Л.А

МБУДО ЦДО «Реальная школа» город Воронеж

СП Циолковского 121а

Группа

Лекционное и практическое занятие №85 по вокалу.

Для учащихся 1 года обучения.

 

Педагог ДО

Ольховик Т.Н.

 

Тема: «Обработка вокальных навыков».

 

Музыкальное воспитание обучающихся осуществляется не только в процессе учебных занятий, но и во внеурочное время. Опыт показывает, что занятия музыкой оказывают на детей благоприятное воздействие. В процессе занятия музыкой активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность и устойчивость внимания. Коллективные занятия пением дисциплинируют и сплачивают детей, воспитывают организованность. У ребят воспитывается любовь к музыке, чувство эстетического удовольствия, вырабатывается музыкальный вкус. Музыка поднимает настроение и повышает общий жизненный тонус. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, музыкального слуха, чувства ритма, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата, правильная певческая установка способствует воспитанию хорошей осанки. Всё это положительно влияет на общее состояние здоровья детей.

В нашей школе проводятся занятия вокала (ансамбли, трио и сольное пение).

Для чего я учу детей петь в ансамбле?

Главная цель вокального объединения – развитие личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, здоровья, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали.

Пение в ансамбле является средством общего музыкального развития учащихся. Вместе с тем оно воспитывает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинированность. Совместное исполнение песен, эстетическое переживание их содержания, воплощенного в художественных образах, сплачивает учащихся в единый творческий коллектив.

Одной из специфических особенностей ансамблевого пения является возможность объединения в исполнительском процессе учащихся с различным уровнем развития голосовых и слуховых данных.

Воспитание вокальных навыков – это единый процесс, обусловленный согласованной работой всего комплекса участвующих в нём органов. Нельзя говорить, например, о преимущественной роли дыхания или артикуляции, выделять значение дикции, не думая о певческом процессе в целом. Занятия необходимо строить так, чтобы обеспечивать одновременное комплексное воспитание всех навыков. Одним из важнейших принципов вокального воспитания является осуществление постоянной органической связи каждого певческого навыка с вокальным словом: дыхание и слово, звукообразование и слово, дикция и слово.

Одним из методов подготовки к активному пению является выполнение правил так называемой певческой установки. Нельзя сидеть или стоять небрежно, сутулиться, разваливаться на стуле. При пении надо сохранять прямое положение корпуса, голову держать прямо, плечи отвести назад, руки свободно опустить или спокойно положить на колени. Во время репетиций я строго слежу за певческой посадкой.

С первого занятия я приучаю к дирижёрскому жесту. Ритмический ансамбль начинается с организованного вступления исполнителей и одновременного окончания пения. Нужно одновременно и одинаково произносить слова, брать дыхание в указанных местах, вместе переходить к изменению темпа.

Дыханию в пении принадлежит важная роль. Учу детей делать спокойный, не судорожный, но вместе с тем достаточно активный вдох с последующей мгновенной задержкой. Это обеспечит необходимые условия для дальнейшего экономного, длительного выдоха, а значит для напевного, льющегося звука. Если вижу, что при вдохе ребёнок поднимает плечи, использую такой приём: положив руку на диафрагму, вдохнуть так, чтобы животик вытолкнул руку.

Каждая репетиция ансамбля обязательно начинается с распевания для разогрева голосовых связок, которое длится 10-15 минут.

В этой лекции я приведу примеры работы с исполнителями начального звена. Распевки начинаю с упражнений на дыхание. Для того, чтобы выпускали воздух экономно, использую игру "Шарик": "Все дети очень любят играть с воздушными шариками, многие сами их надувают. Если шарик завязать не крепко, то он начинает потихонечку сдуваться. Покажите, как он это делает". Использую ещё один игровой приём "Пёрышко": "Представьте, что на вашей ладошке лежит пёрышко. Подул лёгкий ветерок и приподняло наше пёрышко, вот оно уже легко кружится в танце. Покажите и ощутите лёгкое дуновение ветерка на своей ладошке". Так же можно предложить ребятам игру «Звукоподражатель». При медленном и озвученном выдо­хе подражать свисту ветра (сссс...), писку комара (зззз...), жужжанию пчелы (жжж...), шипению змеи, фырчанию ежа и т.п. Эти несложные игры-упражнения дети очень любят.

Значительное внимание уделяю певческим упражнениям. Они содействуют постепенному овладению вокальными навыками, помогают преодолению трудностей, возникающих при разучивании песен. Мы поём упражнения и на легато, и на стаккато, песенные артикуляционные упражнения на различные согласные и гласные звуки. Вот некоторые из них.

После дыхательных упражнений перехожу к несложным распевкам на одном звуке. Первое упражнение –­­­­ чередование слогов ди-дэ-да-до-ду, затем перехожу на слоги ми-мэ-ма-мо-му.

Упражнение 1.

Для выработки пения на легато применяю ещё упражнения:

Упражнение 2.

Упражнение 3.

 

Упражнение 4.

С самого начала обучения детей пению необходимо следить за ясным произношением гласных и согласных. От этого зависит развитие в голосе звонкости и ровности – главнейших свойств певческого голоса. Надо «выравнивать», «округлять» гласные, чтобы постепенно избавиться от пестроты звука, добиться наиболее красивого звучания гласных. Я учу детей, чтобы в голосе было больше протяжности в звуках при переходах от одного слога к другому. Очень эффективен такой приём: "Ребята, все вы ели сгущёнку, черпали ложкой прямо из банки. Вы зачерпнули, а сгущёнка никак не хочет отрываться от всей массы, она продолжает тянуться струйкой. Вот и вы сейчас спойте так же". Здесь очень важен дирижёрский жест.

Следующие упражнения на стаккато вырабатывают лёгкость звучания.

 

Упражнение 5.

 

Упражнение 6.

Затем чередую пение на легато и стаккато.

 

Упражнение 7.

Упражнение 8.

 

Для развития дикции я пользуюсь следующими приёмами и упражнениями:

- «Эхо». Педагог говорит слова, а дети повторяют эти слова, но без первой
буквы (смех, олень, экран, дудочка, клещ, мрак, коса, мель и.т.д.).

- «Поем скороговорки». Игра заключается в том, чтобы на­распев произнести текст следующих скороговорок:

1. Купи кипу пик.

2. Водовоз вез воду из-под водопровода.

3. От топота копыт пыль по полю летит.

4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

5. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

6. Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала, да не выболтала.

7. В Луку Клим луком кинул.

8. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

9. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

 

Упражнение 9. Изменять темп от спокойного к быстрому:


Упражнение 10.

 

 

В своей работе я использую театрально-игровые приёмы, например,

Упражнение «Дружная семейка» Гаврилюк Л.А.

Утром семья собирается на прогулку. У кого самые низкие голоса?
Правильно, у папы и дедушки. Споём эти слова.
У кого голоса звучат выше? У бабушки и мамы. Настроимся на их голоса.
А как звучит голос ребёнка? Ещё выше.
Давайте соединим эти партии и посмотрим, что у нас получилось.
Получилась настоящая песенка про дружную семью.
А теперь споём все вместе.
А теперь попробуем распределить роли.

 

Очень нравятся игровые распевки Аллы Евтодьевой, дети с удовольствием их поют!

 

 

 

Нравится детям и песенка-распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро» (сл. и муз. О Арсеневской), которую я использую в конце распевания.

 

Как известно, речь детей формируется под влиянием речи окружающих их взрослых. Роль педагога я считаю одним из основных моментов в воспитании у учащихся правильной речи. Я не только правильно произношу звуки, но и демонстрирую движения артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти). У многих зажата нижняя челюсть, и чтобы снять зажатость, я применяю такой приём: "Возьмите в руки яблоко, поднесите ко рту, откусите от него, а теперь спойте". Так же нижняя челюсть у детей скована, когда поют тихо. Они считают, что при тихом звуке можно совсем не открывать рот. Для устранения этого недостатка я не только ввожу упражнения на тихом звуке и шёпоте, но и использую метод Ренье: слова проговариваются одним ртом без звука с отчётливым расчленением слогов.

Ещё я пользуюсь игровым приёмом известного педагога-вокалиста В.Емельянова «Уши — назад!». Этот приём значительно улучшает певческое интонирование. Суть этого игрового приема заключается в том, что в процессе хорового пения руководитель командует: «Уши — назад!» По этой команде участники хора приклады­вают к ушам спереди плотно сжатые ладошки. В результате это­го они начинают лучше слышать правильное пение старших товарищей, поющих сзади. И — удивительное дело — общее звучание и ин­тонация всего коллектива при этом значительно улучша­ются.

Вся эта работа побуждает интерес к пению и способствует развитию вокальных навыков детей.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: