Первое апреля
Классная работа
Задание 1 (устно): Формулируем тему и цели урока!
Проанализируй глаголы в предложениях.
- Что у них общего (кроме одного)? Эта общность и будет темой сегодняшнего занятия.
- Что мы должны узнать и чему научиться?
Язык – это большое народное сокровище. Его нельзя не уважать, как нельзя не уважать родной народ.
И. Мележ
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К. Паустовский
Нет ничего, что не было бы доступно слуху благодаря языку.
Х. Гадамер
В речах – слава и бесчестие, и язык человека бывает падением ему. Не прослыви наушником, и не коварствуй языком твоим: ибо на воре — стыд, и на двоязычном — злое порицание. Не будь неразумным ни в большом, ни в малом.
Ветхий Завет. Сирах
Самопроверка: выдели голубой прямоугольник, нажми Delete.
Все глаголы употреблены с частицей НЕ. Тема урока: Правописание НЕ с глаголами. На уроке мы вспомним правила правописания НЕ с глаголом и отработает практические навыки.
|
|
Задание 2 (устно): Вспоминаем правило!
Прочитай лингвистическую сказку Феликса Кривина. Сформулируй правило слитного и раздельного написания НЕ с глаголами.
СИЛА ЛЮБВИ
Гордую и упрямую Частицу НЕ полюбил благородный Глагол.
Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю». Частица НЕ никогда не подходила близко к Глаголу и писалась от него отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах.
Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятьях Глагола.
Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама Частица НЕ жить друг без друга не могут.
Задание 3 (письменно): Применяем правило!
Выполни упражнение 611. Дополни ряд однокоренных слов глаголом там, где его не хватает.
Задание 4 ( для продвинутых ): Сравни предложения в левой и правой частях таблицы. Объясни разницу в написании глаголов. | ||
| Мы не досмотрели пьесу до конца. | Няня недосмотрела за ребёнком. |
Он обычно не доедает свою порцию. | Они хронически недоедают. | |
Мы не доплатили разницу в стоимости билетов. | В этом месяце ему зарплату недоплатили. | |
Мой фикус чуть-чуть не достаёт до потолка. | В учебе мне часто недостаёт терпения и трудолюбия |
|
|
Самопроверка: выдели голубой прямоугольник, нажми Delete.
У глаголов в таблице справа – приставка недо- со значением нехватки, дефицита какого-либо качества, свойства и т.п. поэтому они пишутся с НЕ слитно.
Задание 5 (письменно): Применяем правило!