Выполни упражнение 611. Дополни ряд однокоренных слов глаголом там, где его не хватает

Первое апреля

Классная работа

Задание 1 (устно): Формулируем тему и цели урока!

Проанализируй глаголы в предложениях.

- Что у них общего (кроме одного)? Эта общность и будет темой сегодняшнего занятия.

- Что мы должны узнать и чему научиться?

Язык – это большое народное сокровище. Его нельзя не уважать, как нельзя не уважать родной народ.

И. Мележ

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

К. Паустовский

Нет ничего, что не было бы доступно слуху благодаря языку.

Х. Гадамер

В речах – слава и бесчестие, и язык человека бывает падением ему. Не прослыви наушником, и не коварствуй языком твоим: ибо на воре — стыд, и на двоязычном — злое порицание. Не будь неразумным ни в большом, ни в малом.

Ветхий Завет. Сирах

 

Самопроверка: выдели голубой прямоугольник, нажми Delete.

 


Все глаголы употреблены с частицей НЕ. Тема урока: Правописание НЕ с глаголами. На уроке мы вспомним правила правописания НЕ с глаголом и отработает практические навыки.

 

 

Задание 2 (устно): Вспоминаем правило!


Прочитай лингвистическую сказку Феликса Кривина. Сформулируй правило слитного и раздельного написания НЕ с глаголами.

СИЛА ЛЮБВИ

Гордую и упрямую Частицу НЕ полюбил благородный Глагол.

Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю». Частица НЕ никогда не подходила близко к Глаголу и писалась от него отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах.

Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятьях Глагола.

Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама Частица НЕ жить друг без друга не могут.


 

 

Задание 3 (письменно): Применяем правило!



Выполни упражнение 611. Дополни ряд однокоренных слов глаголом там, где его не хватает.

 

Задание 4 ( для продвинутых ):

Сравни предложения в левой и правой частях таблицы. Объясни разницу в написании глаголов.

Мы не досмотрели пьесу до конца. Няня недосмотрела за ребёнком.
Он обычно не доедает свою порцию. Они хронически недоедают.
Мы не доплатили разницу в стоимости билетов. В этом месяце ему зарплату недоплатили.
Мой фикус чуть-чуть не достаёт до потолка. В учебе мне часто недостаёт терпения и трудолюбия

 

Самопроверка: выдели голубой прямоугольник, нажми Delete.

У глаголов в таблице справа – приставка недо- со значением нехватки, дефицита какого-либо качества, свойства и т.п. поэтому они пишутся с НЕ слитно.

Задание 5 (письменно): Применяем правило!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: