Риму удалось выиграть первую войну с Карфагеном и завладеть Сицилией

06.04.2020

Класс

 География

Тема урока: Литосферные плиты. Движения земной коры.

Цель урока: продолжить формирование знаний об оболочке,,Литосфера".

Познакомить учащихся с типами земной коры, с движением литосферных плит.

В рабочей тетради пишем:

Шестое апреля

Классная работа

Тема урока:Литосферные плиты. Движения земной коры.

Написать ответы на вопросы, которые мы изучили:

Что вы знаете о земле? (форма и размер).

Какие оболочки Земли вы знаете?

Из каких слоёв состоит Земля?

Что такое мантия, ядро и земная кора?

Какие вам известны горные породы?

По теме прошлого урока предлагаю отгадать загадки о полезных ископаемых.

Он очень прочен и упруг

Строителям - надёжный друг

Дома, cтупени, постаменты

Красивы станут и заметны.

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настояший,

Он несёт в дома тепло,

 От него в домах светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги

А сделать миску или вазу...

Она понадобится сразу.

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках, во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

Этот мастер белый - белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след

Потолок наш тоже белый

Ведь и он побелен...

Одну её не едят,

А без неё мало что едят.

На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички.

Росли на болоте растения...

А теперь это топливо и удобрение.

Написать ответы.

А теперь давайте представим...

Земля устроена хитро,

Сложней любой игрушки:

Внутри находится ядро,

Но ядра не от пушки.

Затем, представьте, мантия

Лежит внутри Земли,

Но не такая мантия,

Что носят короли.

Затем литосфера, земная кора,

Выбрались на поверхность - УРА!

Сегодня мы будем изучать самую верхнюю оболочку Земли и вы должны получить представление о внутреннем строении Земли, типах земной коры.

Читать параграф 22. Зарисовать рис. 48

После этих записей делаем домашнее задание.

Пишем: Домашняя работа

И письменно отвечаем на вопросы 3, 4, 9. стр.76.

УСПЕХОВ ВАМ!!!

 

История

Дата06.04.2020г.

Тема: Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 гг. до н.э.)
Для ознакомления;

План:

1. Войска Ганнибала вторгаются в Италию.

2. Битва при Каннах.

3. Окончание войны.

1. После того, как римляне подчинили Италию, они ставили готовиться к захвату плодородного острова Сицилия. Их попыткам захватить этот остров воспротивился город Карфаген.

- В начале нашей работы предлагаю рассмотреть карту и, проанализировав ее, ответь на вопросы.

Перед вами большое море.

-Как оно называется?

Это Средиземное море, молодецы, правильно!

Страны, расположенные вокруг этого моря, называются средиземноморскими.

Учитель прикладывает указку плашмя к карте.

Я делю Средиземное море примерно пополам. Всё, что расположено слева от указки, т.е. западная сторона называется Западным Средиземноморьем, а то, что расположено справа, т.е. восточная сторона – Восточным Средиземноморьем.

 Глядя на карту, можно определить явного лидера положения в Средиземноморье? (-Карфаген и Рим)

Оба государства, Рим и Карфаген, начали войну за обладание новыми территориями на побережье Западного Средиземноморья.

Это были неравные войны. Карфаген имел большой военный флот, а римлян его не было. Зато у римлян была большая армия, состоявшая из граждан государства, а Карфаген располагал небольшой армией из наёмников (греков, африканцев, испанцев).

 

-Какие территории принадлежали данным державам? (Север Африки и Пиренейский полуостров – Карфагену, Аппенинский полуостров и крупные острова – Риму)

- Давайте вспомним, как эти государства увеличивали свою территорию? И что являлось причинами этих захватов? 

(Дети из изученного ранее о финикийских колониях и завоевании Римом Италии строят свои ответы)

-Какой военный потенциал имели эти страны? (Карфаген – флот, Рим – опыт ведения войны)

-Какой вывод можно сделать, учитывая выше сказанное? (Рим и Карфаген – соперники)

- Именно соперничество этих мощных держав становится темой нашего урока. Предложите формулировку темы. (Дети предлагают и записывают тему в тетрадь).

-Исходя из названия темы, можете ли вы предположить, о чем пойдет речь на уроке? (- О войне)

Где находится этот город Карфаген? (В Северной Африке)

     Карфаген – могучая держава Западного Средиземноморья. Некогда основанная финикийцами колония находилась на пересечении главных морских путей. Кроме того Карфаген имел обширные земли в Северной Африке, он владел частью Испании и островами в Средиземном море. Являлся центром обмена ремесленных изделий. Карфагеняне вывозили для продажи пурпур, слоновую кость, рабов, страусовое перо, золотой песок, а из Испании привозили серебро и солёную рыбу, из Сардинии – хлеб, из Сицилии – оливковое масло, греческие художественные изделия, из Египта – керамику и ковры. Карфагеняне имели большую армию. Которая состояла из наёмников и сильный военный флот, в котором было много пентер – больших быстроходных кораблей с пятью рядами вёсел с каждой стороны.

 


Постановка цели задачи урока.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. 227, глава 12 и беседа по прочитанному.

-Какую территорию сумел захватить Рим? (- Сицилию)

-Могло ли это завоевание устроить Карфаген? (-Нет)

- Давай те попытаемся предположить цель нашего урока и поставить задачи этого урока.

 «Начав первую войну с Карфагеном, римляне не имели боевых кораблей. Вскоре они поняли, что без военного флота им не победить. Тогда застучали топоры на верфях Италии. А на берегу установили скамьи с веслами, На них посадили будущих гребцов, из которых мало кто умел грести. Командиры с утра до ночи учили новичков одновременно поднимать и опускать весла. Ровно через год флот был спущен на воду. На носах кораблей установили «Вороны» - перекидные мостики с крючьями на концах.

Карфагенский флот смело двинулся навстречу неприятелю. Когда же суда сблизились, римляне зацепили «вороны» за борта вражеских кораблей. Вперед ринулась римская пехота, одержавшая победу. В Риме в честь победы воздвигли колонну, украшенную рострами – носами захваченных кораблей.»

Риму удалось выиграть первую войну с Карфагеном и завладеть Сицилией.

Другой частью острова Сицилия владел Рим. Здесь и столкнулись интересы двух держав. И Рим, и Карфаген стремились захватить богатый остров. Так как римляне называли карфагенян пунийцами, то и войны между Римом и Карфагеном получили название «Пунические»

- Первая Пуническая война (264-241 гг. до н.э.)

       Причина: желание Рима и Карфагена захватить остров Сицилию

       Итоги:

       1) Карфаген проиграл войну

       2) Карфаген потерял свои владения в Сицилии и Сардинии

       3) Карфаген должен выплачивать большую контрибуции.

 

- Как вы считаете, благодаря чему Рим мог одержать победу в борьбе с таким сильным противником как Карфаген?

 

    Для Карфагена и Рима эта война носит характер соперничества, поэтому среди их правителей талантливые полководцы. Таким патриотом был Ганнибал, не желавший допустить захвата свой страны Римом.

  Не дожидаясь нападения римлян, молодой и талантливый карфагенский полководец Ганнибал первым нанёс удар.

     С детских лет Ганнибал готовился к войне с римлянами. Когда ему было 9 лет. Отец его, отправляясь в поход, спросил: «Хочешь ли ты поехать со мной в Испанию? Девятилетний мальчик охотно согласился. Тогда Гемилькар подвёл сына к жертвеннику.    «Протяни руку над жертвенником, - сказал его отец,- и повторяй за мной.» И мальчик произнес вслед за ним: «Клянусь, что я никогда не буду другом римлян и сделаю им столько зла, сколько смогу. Ганнибал до самой смерти был верен своему слову.

Ганнибал был образованным человеком. Римляне говорили, что он хитёр и коварен. Они никогда не смогли проникнуть в его планы. Ганнибал умел применять на войне неожиданные ловушки и хитрости. Он знал греческую литературу и науку, изучал походы Александра Македонского, владел многими языками.Ганнибал одинаково терпеливо переносил жару и холод, меру еды и питья определял природной потребностью, а не удовольствием, выбирал время для бодрствования и сна, не отличая дня от ночи. Многие часто видели, как он, завернувшись в военный плащ, спал на земле, среди воинов, стоявших на посту и в караулах. Он далеко опережал всадников и пехотинцев, первым вступал в бой, последним покидал сражение.

- Его армия насчитывала 80 тыс. пехотинцев, 10 тыс. всадников, 40 боевых слонов.

- Какое впечатление вызывают слова Ганнибала? Какими чертами характера обладал полководец? (Дети предполагают характера)

- Какие из них являются достойными и почему? (Дети приводят доказательства)

- Но вместе с этими высокими достоинствами обладал он и ужасными пороками. Его жестокость доходила до бесчеловечности. Он не знал ни правды, ни добродетели, не боялся богов, не соблюдал клятвы, не уважал святынь. И ничто не могло быть препятствием для плана Ганнибала и выбора его стратегии. Именно он и стал предводителем нового наемного войска пунов во второй войне. Предположите, в чём сильные и слабые стороны наёмного войска? (+ - профессиональная подготовка, опыт; - - отсутствие патриотических качеств воина)

- Правители каких стран нанимали к себе на службу чужестранцев? (Египта, Ассирии и др.)

Работа с картой на с. 228.

- Рассмотрите карту и определите, какое направление он выбрал для нападения? (Выступил с северного направления).

- Какое преимущество давал этот маневр? (Римляне не могли предположить это направление, поэтому не ожидали)

II Пуническая война

Причины:

       1) Карфаген хотел вернуть потерянные владения и былое морское могущество в Западном Средиземноморье

       2) стремление к господству Рима в Западном Средиземноморье.

Выйдя из Испании в 218 г. до н.э. во главе отборного войска, он подошёл через пять месяцев к Альпам. Его войско ужаснулось, когда они увидели горы. Хороших дорог не было, на перевалах лежал снег. Целых 15 суток войско карабкалось вверх, потом спускалось вниз. Дул пронизывающий ветер, с неба падали хлопья снега, дорог не было.Люди, животные срывались вниз. Но Ганнибал не щадил никого. Он хотел как можно скорее покинуть эти горы. Ведь здесь было холодно даже летом, а сейчас стоял сентябрь. Он давал им несколько часов для сна, а потом снова двигались в путь. На привале оставалось только обмороженные трупы людей и животных. Когда Ганнибал перешёл Альпы, то он потерял более половины своих воинов Карфагенское войско переправилось через Альпы и оказалось в долине реки По..

- Когда они оказались в долине реки По, то Ганнибал встретил там племена галлов. ОН объявил им: «Мы воюем только с римлянами, остальные народы – наши друзья!»

 Галлы ненавидели римлян, поэтому они всячески помогали Ганнибалу.

-В чем нуждалось войско Ганнибала после тяжелого перехода через Альпы? И чем могли помочь Галлы?

Галлы давали фураж, лошадей и своих воинов.

 

  Там же дал римлянам сражение. Каковы причины этой победы? Ответить на этот вопрос вам поможет текст на с.218, верхние 2 абзаца.

- Впереди было серьёзное сражение при Каннах в 216 г. до н.э. Как оно происходило и чем закончилось, вы узнаете в работе с интерактивной картой.

Работа с интерактивной картой.

-Постарайтесь определить исход сражения при Каннах в 216 г. До н.э. и выявить причины такого итога? (Ганнибал выиграл) (Дети называют причины победы ганнибалова войска в том, что в армии римлян среди консулов не было единства, и Ганнибал тщательно продумал тактику ведения боя)

 

- Что сыграло на пользу Ганнибалу? (Широкая равнина, давшая возможность коннице застигнуть римлян врасплох).

- Кроме местности и хорошо подготовленной конницы сыграло важную роль? (Воодушевление первыми победами)

Окончания войны.

Задание: из рассказа учителя определите причины поражения армии Ганнибала.

Казалось бы, после такой победы Ганнибала Рим должен был бы пасть, но римские военачальники сменили тактику: они перешли к изматыванию противника, не ввязываясь в большие сражения. Войско Ганнибала редело. Местные жители перестали его поддерживать, так как войны Ганнибала грабили захваченные территории. Полководец Сципион предложил высадиться в Карфагене и начать там боевые действия. Это заставило Ганнибала вернуться назад. В 202 г. до н.э. близ города Зама, к югу от Карфагена, армия Ганнибала была разбита. Могущество соперника Рима было сломлено. Рим стал хозяйничать в западном Средиземноморье.

 

Работа с текстом на с. 231.

Итоги:

1) Карфаген лишился своих владений за пределами Африки;

2) лишился военного флота;

3) должен был выплачивать Риму большую сумму денег.

Рефлексия.

Дети должны найти в тексте 4-5 причин победы Рима над Карфагеном.

После фронтальная проверка, а свой ответ дети начинают словами «Я считаю, что …»

-Как вы считаете, можно эти сведения считать решением проблемы урока? Почему? (Мы узнали, благодаря чему Рим мог одержать победу в борьбе с таким сильным противником как Карфаген)

- Какое значение имело эта война для обеих сторон? (Карфаген в этой войне потерпел поражение, от которого он уже никогда не оправится, превратится во второстепенную страну, Рим увеличил территорию своего господства)

- Аргументируйте, почему Рим можно считать владыкой Средиземноморья?

 

Закрепление.

 

- Заполните пробелы в тексте. В тексте могут быть даты

В …. году до. н.э. под руководством … войско Карфагена вступило на территорию Испании. Успешно преодолев могучие горы …, наемное войско, кони, …, …, дали первое сражение в долине реки По. Это сражение завершилось победой …. Следующей битвой было сражение … в 2.. году, которое закончилось победой …. Наиболее отличилась в этой битве …, которая зашла в тыл к римлянам застала их врасплох. Но в третьей решающей битве при … в 2.. году во главу Римского войска встал …, получивший прозвище …. Впервые за … лет войны … потерпели поражение, что стало причиной того, что … стал владыкой ….

(Дети по цепочке читают предложения со «вставкам». Исправляют, обменявшись с соседом)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: