III.Творческое задание

Тема 4: «Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж»

Урок 1. Жанры в изобразительном искусстве.

Цели:   Формировать умение видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства; систематизировать знания о жанрах изобразительного искусства, повторить особенности каждого жанра; познакомить с художниками и произведениями разных жанров; воспитывать познавательный интерес к изобразительному искусству.

Тип урока: Изучение новых знаний.

Образовательные ресурсы: материал размещенвсообществе «Школьная библиотека СШ№18 г. Макеевка» в социальной сети «В Контакте» https://vk.com/public91256229.

Наглядно-демонстрационный материал: репродукции картин: В.Суриков «Боярыня Морозова», М.А.Авилов «Поединок на Куликовом поле», А.Г.Венецианов «Спящий пастушок», И.И.Шишкин «Сосны, освещенные солнцем», пейзажи И.Айвазовского, В.А.Серов «Девочка с персиками».

Основные понятия и термины: жанр, вид, род, сюжетно-тематическая картина, марина, мотив, содержание произведения.

 

                                          Ход урока

I. Организационный момент

Ребята, посмотрите на картину «Девочка с персиками» В.А.Серова.

- Что изображено на этой картине? Девочка, стол, персики, за окном деревья…

- О чем хотел сказать художник, изображая все это? О характере девочки, ее чувствах, о радости солнечного дня…

- Как видите, между тем, что художник изобразил и что хотел сказать, есть разница.

Понятие «жанр» в изобразительном искусстве отвечает на вопрос «что изображено?» А то, что художник хотел сказать, называется содержанием произведения. В содержании всегда есть главный сюжет, который принято называть мотивом.

II. Изучение нового материала. Слово учителя

К видам искусства (пространственным или пластическим) относятся: архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись, графика, художественная фотография. Группа искусств, основанных на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике, получила название изобразительных. К ним относятся  скульптура, живопись, графика. В наши дни принято включать художественную фотографию. Изобразительные искусства способны передать всю полноту мира, создать целостный образ того или иного явления. А.К.Саврасов говорил своим ученикам, что пейзаж надо писать так, чтобы жаворонка не было видно на картине, но чтобы пение его было слышно. Изображение всегда осмыслено, прочувствовано, одухотворено.

Виды искусства различаются по специфическим материальным средствам создания образа. Каждый из них имеет свои особые ЖАНРЫ.

 

Жанр – это исторически устойчивая форма образно-композиционной организации художественного произведения, возникающая и развивающаяся в зависимости от многообразия отражаемой в искусстве действительности и тех задач, которые ставит художник.

Деление на жанры существует во всех видах искусства, но в разных искусствах имеет разные основания.

В изобразительных искусствах оно ярче всего проявляется в живописи.

Здесь жанры различаются прежде всего по предмету изображения:

· изображение природы – пейзаж;

· вещей – натюрморт;

· человека – портрет;

· событий жизни – сюжетно-тематическая картина.

 В свою очередь каждый из жанров имеет свои внутренние подразделения – жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный; натюрморт – цветочный, со снедью, с бытовыми вещами; портрет – парадный, лирический, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины – историческая, батальная, бытовая, анималистическая, интерьер.

Нередко в одном произведении искусства сочетаются черты нескольких жанров (так, в картину могут быть включены и пейзаж, и портрет, и натюрморт). Перечисленные жанры характерны и для графики.

В скульптуре различаются портреты, композиции, монументы.

Наряду с жанрами каждый вид изобразительного искусства имеет роды:

- живопись станковая, монументальная, театрально-декоративная;

- скульптура станковая, монументальная, малых форм;

- графика станковая, книжная, газетно-журнальная, прикладная и т.д.

 

Деление на роды и жанры сложилось в европейском изобразительном искусстве в XV-XVI вв. и способствовало более глубокому и конкретному отражению действительности в искусстве, а также выработке необходимых для этого художественных средств.

На протяжении исторического развития жанры изменяются, все более дифференцируются. Например, выделились такие жанровые разновидности, как архитектурный пейзаж, пейзаж-марина (изображение морских просторов), историко-революционная картина.

Богатство и многообразие родов, жанров и жанровых разновидностей отвечает задачам правдивого восприятия жизни во всей ее многогранности.

III.Творческое задание

Вам необходимо вспомнить особенности каждого уже изученного жанра, познакомиться с дополнительным материалом на странице сообщества «Школьная библиотека СШ№18 г. Макеевка» в социальной сети «В Контакте» https://vk.com/public91256229.

Рассмотрите картину великого русского художника В.Сурикова «Боярыня Морозова». Сюжет для картины он выбрал из далекого прошлого, когда на Руси царствовал Алексей Михайлович. Царь и духовенство вводили тогда новые церковные обряды, исправляли ошибки, накопившиеся за долгие века, в переводе священного писания, они требовали, например, чтобы все крестились не двумя пальцами, как раньше, а тремя. Несогласных назвали раскольниками, их отправляли в ссылку. Суриков выбрал для своей картины момент, когда боярыню в сопровождении большой толпы везут на допрос. Среди людей, одетых в разноцветные, яркие одежды, черное одеяние боярыни выделяется резким пятном. Оно вызывает у нас чувство тревоги, напоминает о трагической судьбе героини.

Назовите жанр этой картины. Это исторический жанр.

Взгляните на следующую картину. Что на ней изображено?

- Степь, сражение богатырей, кони, люди, звон копий.

В суровые годы Великой Отечественной войны Михаил Иванович Авилов (1882-1954) пишет полотно батального жанра «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943 г.) События далеких дней борьбы с Золотой Ордой воспринимались остро и живо, вызывая аналогии с современными боями с фашистской нечистью, воспитывая чувство гордости за свой народ, даря веру в Победу.

К бытовому жанру относятся картины Карла Брюллова и Алексея Венецианова. Мы уже внимательно изучили творчество художников-юбиляров.

Рассмотрите шедевры И.Айвазовского, относящиеся к  пейзажам-маринам и несравненные полотна И.Шишкина, изображающие лес, поля, каждую травинку, колосок, каждый листок.

 

Домашнее задание. Прочитать материал о развитии жанров в изобразительном искусстве.

Литература:

1.Каменева Е.О. Какого цвета радуга: Научно-художественная литература/ Оформл. И подбор ил. Н.Мищенко. – М.: Дет. Лит., 1975. – С. 76-77.

2.Сто памятных дат. Художественный календарь / Сост. М.А.Островский. – М.: Советский художник, 1972. – С.221  

3.Энциклопедический словарь юного художника / Сост Н.И.Платонова, В.Д.Синюков. – М.: Педагогика, 1983. – С.129, 160-161, ил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: