Классификация и характеристика нарушений зрения у детей

Реферат

по дисциплине: «Производственная практика/ Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в области коррекционно – педагогической и диагностико – консультативной деятельности».

 


 

Выполнила студентка 211гр.

Алексеева К.К.


Содержание

1. Структура образовательной организации для детей с нарушениями зрения, штат специалистов, задачи и содержание направлений коррекционно – развивающей работы.

2. Классификация и характеристика нарушений зрения у детей

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

                     

 

 

Структура образовательной организации для детей с нарушениями зрения, штат специалистов, задачи и содержание направлений коррекционно – развивающей работы.

ГБОУ Школа № 1596 Здание №1 является дошкольным образовательным учреждением комбинированного вида, где осуществляется коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения. Детский сад №1889 функционирует с 1989 года как компенсирующее учреждение. Детский сад проводит лечебно-восстановительную, коррекционно-педагогическую работу, воспитание, обучение детей с нарушением зрения от 3х до 11 лет. Все дети имеют различные зрительные нарушения, в том числе дети со сложными органическими поражениями зрительного анализатора (дети-инвалиды).

В учреждении работают новые формы дошкольного образования: две Службы Ранней помощи, Консультативный пункт. Детский сад работает по программе: «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса.

В детском саду функционирует 11 групп:

· 9 разновозрастных дошкольных групп

· 2 класса начальной школы (3,4 классы)

 

Коррекционно-педагогическая работа является системой специальных педагогических мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на активизацию процессов компенсации, преодоление или устранение недостатков познавательной деятельности, черт личности, физического развития и двигательных способностей детей с нарушением зрения.

Использование педагогических мероприятий (сенсорных упражнений, различных видов продуктивной деятельности, дидактических игр), оказывающих непосредственное влияние на повышение зрительных функциональных возможностей и характеризующихся целенаправленностью воздействия на отдельные зрительные функции. Эффективность таких мероприятий определяется системностью и непрерывностью работы.

Опосредованное влияние на развитие и стабилизацию зрительных функций через обучение ребенка видеть и через создание условий, формирующих у него потребность воспринимать окружающее.

Целенаправленное формирование или развитие уже имеющихся операционных механизмов зрительного восприятия детей с нарушениями зрения. Путями реализации этого направления являются:

· развитие предметно-практической деятельности детей как основы качественного формирования перцептивных действий;

· развитие и коррекция представлений о сенсорных эталонах как средстве осуществления перцептивных процессов с учетом особенностей овладения ими детьми с нарушениями зрения;

· развитие и коррекция предметных представлений как средства совершенствования предметного восприятия, развития его полноты и дифференцированности;

· формирование навыков использования зрительных умений для установления логических причинно-следственных связей при отражении окружающей действительности;

· развитие зрительных измерительных действий, развитие и коррекция пространственных представлений как основы качественного отражения предметов в пространстве.

Третьим направлением специальной педагогической деятельности по развитию зрительного восприятия является создание условий мотивированной, значимой для ребенка зрительной деятельности, создание ситуации успеха. [3]

В процессе работы специалисты опираются на концепции о закономерном соотношении обучения, воспитания и развития детей с нарушением зрения, о наличии первичных и вторичных отклонений у них, которые подвергаются изменениям, коррекции, компенсаторным перестройкам, восстановлению под влиянием специально направленной учебно-воспитательной работы. [1]

Основными принципами организации коррекционно-педагогического и образовательного процессов являются:

∙ учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

∙ комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;

∙ модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения на основе преемственности школьного курса с дошкольным при соблюдении дидактических требований соответствия и содержания обучения познавательным возможностям детей;

∙ дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники, а также уменьшения наполняемости классов и групп и методики индивидуально-подгруппового обучения;

∙ обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки в условиях непрерывности дошкольно-школьного воспитания, обучения и лечения детей с нарушением зрения;

∙ система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации детей с нарушением зрения;

∙ создание офтальмо-гигиенических условий в учебных классах, групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка;

∙ обеспечение оптимальных условий для длительной медико-психологической реабилитации детей с нарушением зрения с 2-х. [2]

В учреждении помимо воспитателей достаточно большой штат специалистов: тифлопедагоги, логопеды, дефектологи, психологи, а также врачи.

 

Классификация и характеристика нарушений зрения у детей

В дошкольном учреждении встречаются дети всех категорий нарушения. Это как дети тотально слепые, слабовидящие, так и дети с функциональными нарушениями зрения, косоглазием и амблиопией.

По остроте зрения

I. Слепые дети - от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

В эту группу входят:

1) Тотально или абсолютно слепые. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью отсутствуют зрительные ощущения

2) Слепые дети со светоощущением. Эти дети видят только свет, то есть отличают свет от тьмы. При этом дети, у которых светоощущение с правильной проекцией, могут правильно показать направление света, а дети, у которых светоощущение с неправильной проекцией не могут указать, откуда падает свет.

3) Слепые дети, у которых имеется светоощущение и цветоощущение, то есть они отличают не только свет от тьмы, но и различают цвета.

4) Слепые дети, у которых имеются тысячные доли от нормальной остроты зрения (примерно от 0.005 до 0.009). При таком зрении в комфортных условиях человек видит движения руки перед лицом, на очень близком расстоянии может различать цвета, контуры, силуэты предметов. В медицинских картах такая острота зрения фиксируется как 0,005 или движения руки перед лицом.

5) Слепые с остаточным форменным (предметным) зрением, то есть дети, у которых
имеется форменное или предметное зрение. К этой группе относятся дети, острота зрения которых варьируется в пределах 0,01 - 0,04.

II. Слабовидящие дети. К этой подкатегории относятся дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

У слабовидящих детей 1-й группы (острота зрения от 0,05 до 0,09), как правило, отмечаются сложные нарушения зрительных функций. Наряду со снижением остроты зрения у них сужено поле зрения, нарушено пространственное зрение. Все это затрудняет зрительное восприятие окружающего мира, в том числе и учебного материала. Они нуждаются в соблюдении регламентированной зрительной нагрузки, а также в мероприятиях по охране и рациональному использованию неполноценного зрения. При обучении этих детей необходимо использовать систему специальных технических и оптических средств (различные лупы, бинокли, монокли и др.) и опираться на возможности сохранных анализаторов с целью коррекции и компенсации нарушенных и недоразвитых зрительных функций. Зрение этой группы детей недостаточно устойчиво. При неблагоприятных условиях оно ухудшается. В учебном и коррекционно-воспитательном процессах эти дети требуют повышенного внимания педагогов. Их надо сажать за первые парты, следить за тем, чтобы освещение было комфортным, наглядный материал выполнен в контрастной цветовой гамме и, по возможности, предоставлялся для индивидуального использования. Среди детей этой группы многих необходимо параллельно обучать системе Брайля. По крайней мере тех из них, у которых заболевания зрительного анализатора относятся к прогрессирующим, то есть приводящим к слепоте.

Слабовидящие дети 2-й группы (с остротой зрения от 0,1 до 0,2) по состоянию своего зрения, как и дети 1-й группы, относятся к инвалидам, хотя острота зрения у них выше. Именно поэтому во многих литературных источниках по тифлологии зрение до 0,2 (например, см. работы А.Г. Литвака) обозначается как «медицинское слабовидение». В целом, учиться с использованием плоского способа письма и чтения им легче, чем детям 1 группы. Однако и среди них есть дети (это связано с состоянием зрительных функций), которые нуждаются в повышенном внимании педагогов. Например, если у ребенка имеется сочетание таких клинических форм зрительной патологии, как дальнозоркость высокой степени, частичная атрофия зрительного нерва с концентрическим сужением поля зрения и при этом он страдает светобоязнью, то многие виды учебной и бытовой деятельности, связанной с использованием зрения, вызывают у него очень большие проблемы. Так, при чтении и письме по причине нарушения периферического зрения он нуждается в хорошем освещении, но в таком, которое освещало бы только рабочую поверхность, но ни в коем случае не светило в глаза.

Кроме того, для работы вблизи такому ребенку нужны очки для близи, а для передвижения и списывания с доски - очки для дали.

Слабовидящие дети 3-й группы (острота зрения от 0,3 до 0,4) инвалидами в нашей стране пока не признаются, хотя для их успешного обучения, воспитания и развития также необходимо соблюдать определенные офтальмо-гигиенические рекомендации и требования, применять специальные технические средства и методики

III. Дети с пониженным зрением или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, то есть дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

Детей с близорукостью сажают ближе к наглядному материалу (1 ряд дети с низкой остротой зрения 0,4; 2 ряд – дети с остротой зрения 0,4/0,6; 3 ряд – дети с остротой зрения 0,6/1,0).

Детей с расходящимся косоглазием сажают по центру.

Детей с сходящимся косоглазием за дальние столы.

Если у ребенка окклюзия правого глаза, он сидит справа от педагога.

Если у ребенка окклюзия правого глаза, то он сидит слева от педагога.

Леворуких детей с нарушением зрения, детей со светобоязнью не следует сажать близко к окну в яркий солнечный день, так как возрастает резкость тени от пишущей руки.

 

 

Список литературы:

1.Ермаков, В.П.Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для вузов / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – Москва: Владос, 2000. – 237, 1 с.: ил. – (Коррекционная педагогика). - Библиогр. в конце гл. – На рус. яз. - ISBN 5-691-00433-6. 56 экз.

2. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / А. Г. Литвак. – Санкт-Петербург: КАРО, 2006. – 324, 4 с. - Библиогр. в конце гл. – На рус. яз. - ISBN 5-89815-675-5. 110 экз.

3. Мирская, Н. Б. Профилактика и коррекция функциональных нарушений и заболеваний органа зрения у детей и подростков. Методология, организация, технологии: учебное пособие. – Москва: Флинта, 2016. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/91017 (30.03.2018).

4. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения: Учеб.-метод. пособие для педагога-дефектолога / Л. И. Плаксина. – Москва: Владос, 2008. – 87 с.: ил. – (Коррекционная педагогика). – На рус. яз. - ISBN 978-5-691-01644-8: 180.07. 70 экз.

5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред.Л.И.Плаксиной. – М.:Издательство «Экзамен»,2003.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: