Литературные аргументы к заданию 17

Тема Автор Произведение
Дружба А.С. Пушкин «19 октября 1825». В Михайловском, во «мраке заточенья», поэт одинок, но его воображение «товарищей зовёт», а мысль о них согревает во время разлуки. Кюхельбекера Пушкин называет «мой брат родной по музе, по судь­бам». «Пущину»: «Мой первый друг, мой друг бесценный! / И я судьбу благословил, / Когда мой двор уединенный, / Печальным снегом занесенный, / Твой колокольчик огласил». Няню Пушкин называет «подругой дней моих суровых», а возлюбленную — «друг прелестный».
  Б.Ш. Окуджава «Возьмёмся за руки, друзья»: «Возьмёмся за руки друзья, / Чтоб не пропасть поодиночке»
  В.С. Высоцкий «Песня о друге»: «Пусть он в связке в одной с тобой — / Там поймёшь, кто такой», «Значит, как на себя самого, / Положись на него»
Свобода А.С. Пушкин Ода «Вольность»: «Хочу воспеть свободу миру, / На тронах поразить порок!». «К Чаадаеву»: свобода — это возможность реализации «души прекрасных порывов» «Узник»: «Мы вольные птицы, / Пора, брат, пора»
  М.Ю. Лермон- тов «Узник»: «Отворите мне темницу, / Дайте мне сиянье дня». «Парус» (вечное духовное беспокойство, вечный поиск и тревогу рож­дает стремление к свободе)
Любовь А.С. Пушкин «Я вас любил...», «На холмах Грузии...», «Я помню чудное мгновение...» (К***), «Признание» Любви все возрасты покорны: «Мне не к лицу и не по летам... Пора, пора мне быть умней! Но узнаю по всем приметам Болезнь любви в душе моей»
  Ф.И. Тютчев «Предопределение». Любовь — максимальная близость людей, «союз души с душой родной» и неравная борьба; «съединенье», «слиянье», «сочетание» и — «поединок роковой»

 

А.А. Фет Стихи о любви импрессионистичны, в центре внимания сам лириче­ский герой. «Шёпот, робкое дыханье...» — 12 строчек рисуют картину страстного любовного свидания от первых секунд поздним вечером до расставания на рассвете
В.В. Маяков- ский «Лиличка!» — эмоциональный лирический монолог, в котором выража­ется безответное любовное чувство героя стихотворения. Любовная тема продолжает развитие в стихотворении «Письмо товарищу Кост­рову из Парижа о сущности любви». «Письмо Татьяне Яковлевой» — лю­бовное интимное переживание переводится в план социально-полити­ческий. В любовной лирике очевидна эволюция Маяковского от лири­ческого поэта к поэту-трибуну, гражданину
 

А.А. Ахматова

«Сжала руки под тёмной вуалью...»: Ахматова пишет о чувствах отверг­нутой женщины, понимающей, что вместе с возлюбленным от неё ухо­дит сама жизнь.

Я сбежала, перил не касаясь,

Я сбежала за ним до ворот,

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было,

Уйдёшь, я умру!»

Любовь у Ахматовой превращается в поединок сильных личностей (стихотворения «Он любил», «А ты думал — я тоже такая», «Тебе по­корна? Ты сошёл с ума!..»).

В сборнике «Чётки» появляются стихи о преодолении любовной тоски, о понимании того, что жизнь прекрасна, бесконечна, непостижима, что природа и бог могут врачевать незарастающие раны любви. Например, стихотворение «Я научилась просто, мудро жить...»:

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться богу.

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

 
  М.Ю. Лермон­тов «Молитва» — лирический герой молится не за себя, а за возлюбленную. «Нищий» — любовь приносит не радость, а боль и страдания: Так я молил твоей любви, С слезами горькими, с тоскою, Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!

Природа

А.С. Пушкин «Кавказ», «Зимнее утро», «Осень», «Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний ве­чер» — пейзаж служит средством раскрытия душевного состояния поэта
Ф.И. Тютчев Природа означает «мир, мирозданье» (цельный образ): «Весенняя гроза». И гам лесной, и шум нагорный — Всё вторит весело громам! Природа у Тютчева одухотворена, наделена душой и сознанием. Об осеннем вечере: Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовём Божественной стыдливостью страданья. Природа и человек связаны между собой («Как океан объемлет шар земной...», «Silentium!»)
А.А. Фет Фет воспевает красоту и неповторимость каждого мгновения человече­ской жизни, единство природы и человека, личности и мирозданья. «Добро и зло»: И как в росинке чуть заметной Весь солнца лик ты узнаёшь, Так слитно в глубине заветной Всё мирозданье ты найдёшь. Фет научился видеть разнообразную, полную смыслов жизнь в каждой травинке и листочке и стремится поделиться своими наблюдениями со всем миром. Например, стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом...»: Я пришёл к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой...
  М.Ю. Лермон тов «Когда волнуется желтеющая нива...» — единение человека и природы
Одиноче- ство М.Ю. Лермон­тов «И скучно и грустно...». Поэт одинок среди людей — «и некому руку по­дать», ему нет места среди толпы и света («Как часто пёстрою толпою окружён...», «Выхожу один я на дорогу», «Парус»)
  В.В. Маяков- ский Стихотворение «Скрипка и немножко нервно» продолжает тему одино­чества, безразличия друг к другу и разобщённости людей, тему поэта и его миссии, взаимоотношений поэта и толпы, поднятую в «Послу­шайте!».
    «Хорошее отношение к лошадям» — поднимается тема одиночества и непонимания человеком человека. История об упавшей лошади — это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей «звериной тоске». Плачущая лошадь — своеобразный двойник автора: Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь. Также поднимается тема поэта и толпы: Смеялся Кузнецкий, Лишь один я голос не вмешивал в вой ему.
  М. Цветаева «Тоска по родине! Давно...»
Изгна- ние М.Ю. Лермон- тов «Тучки»: «вечные странники», «тучки небесные» уподобляются изгнаннику, лирическому герою
  Ф.И. Тютчев «Вот бреду я вдоль большой дороги В тихом свете гаснущего дня»
Творче- ство Б. Пастернак

Творчество — процесс подсознательный.

В соавторство с поэтом вступает вселенная (стихотворения «Определе­ние поэзии», «Февраль. Достать чернил и плакать!»).

Высшая сложность жизни — простота. Простота поэтических форму­лировок при глубине смысла. Это декларирует одно из известнейших его стихотворений:

Во всём мне хочется
Дойти до самой сути:

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий.

Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

Связь поэта и времени в стихотворении
«Ночь»:

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну,

Ты вечности заложник
У времени в плену.

   
  М. Цветаева Чувствует сопричастность высокой поэзии, обращается к Державину, Пушкину, Блоку, так как считает себя единомышленницей, служит тому же великому и испепеляющему искусству, что и они. Например, в сти­хотворении «Никто ничего не отнял!..»: Я знаю: наш дар неравен, Мой голос впервые — тих. Что вам, молодой Державин, Мой невоспитанный стих!

Тема поэта и

поэзии /

Назначе-
ние поэта

М.Ю. Лермон тов

«Смерть поэта», «Поэт» — тема поэта и толпы:

Но скучен нам простой и горный твой язык,

Нас тешат блёстки и обманы...

 
А.С. Пушкин «Я памятник себе воздвиг...», «Пророк», «Поэт»
  Н.А. Некрасов Создаёт образ своей «неласковой и нелюбимой Музы, / Печальной спутницы печальных бедняков». Поэт не отделяется от толпы. Например, стихотворение «Зачем меня на части рвёте?»: Я от костей твоих и плоти, Остервенелая толпа.

 

А.А. Фет Истинная поэзия — это умение превратить страдание в радость, понять чувства других людей и разделить их с ними, увидеть красоту и беско­нечность мира. Например, стихотворение «Одним толчком согнать ла­дью живую...»: Дать жизни вздох, Дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, о чём язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец — Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чём его и признак, и венец!
В.В. Маяков- ский В поэме «Облако в штанах» Маяковский провозглашал пророческую миссию художника — видеть то, чего не видит никто («где глаз людей обрывается куцый»). В стране советов поэзия должна встать в строй созидателей новой ре­альности. Например, стихотворение «Невероятное приключение...»: Светить всегда! Светить везде! До дней последних донца. Возможности искусства безграничны: «Рифма поэта — и ласка, и лозунг, и штык, и кнут» (стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии»). Поэма «Во весь голос. Первое вступление в поэму» — участие в строи­тельстве новой жизни утверждается как главное достоинство поэзии и основной критерий оценки её уровня. Подводя итог своего творчества, поэт обращается к потомкам, заглядывает в «коммунистическое далёко»
  А.Т. Твардов- ский «Вся суть в одном-единственном завете...». Центральная мысль стиха — право творца на абсолютную свободу: О том, что знаю лучше всех на свете, Сказать хочу. И так, как я хочу.

Родина

М.Ю. Лермон- тов «Родина». Любовь «странная», необъяснимая — «за что, не знаю сам».
А.А. Блок В стихотворении «Осенняя воля» поэт говорит о невозможности жизни без России, ощущает тесную связь с ней: «Приюти ты в долях необъят­ных», «как жить и плакать без тебя!». Блоку дороги просторы Отчизны, грустная доля народа-землепашца: Над печалью нив твоих заплачу, Твой простор навеки полюблю». В стихотворении «Русь» Родина предстаёт сказочным заколдованным царством. В стихотворении «Россия» предстаёт Родина как «нищая Россия», её «серые избы», «расхлябанные колеи». Выражено чувство неразделённости судьбы поэта и судьбы Родины. «На железной дороге», «На поле Куликовом» — цикл стихотворений, в которых поэт обращается к истории. В стихотворении «Грешить бесстыдно, беспробудно...» возникает образ страшной России. Но это Родина, с которой он чувствует нерасторжи­мую связь. Например, стихотворение «Коршун»: Да и такой, моя Россия, Ты всех краёв дороже мне.
  С. Есенин В стихотворении «Русь» поэт почти интимно обращается к родине, как к близкому человеку: «Ой ты, Русь, моя родина кроткая». По-лермонтовски называет необъяснимой свою любовь к России: Но люблю тебя, родина кроткая, А за что, разгадать не могу. В философском ключе осмысливается тема родины в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая...»: Дайте мне на родине любимой, Всё любя, спокойно умереть!» Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная»: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!», Я скажу: «Не надо рая, Дайте Родину мою!» Стихотворения «Край любимый», «Запели тёсаные дроги...»
  Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять»
Философская лирика Ф.И. Тютчев Поэт сожалеет о быстротечности жизни. Например, стихотворение «Далёкий друг»: Что жизнь и смерть? А жаль того огня, Что просиял над целым мирозданьем, И в ночь идёт, и плачет, уходя...
  А.А. Фет Искусство — вечно. В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад...» пение женщины рождает в поэте мысли о вечности, о великом значении искусства, способного примирить и объединить людей своей непостижимой красотой: Жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
  М. Цветаева В стихотворении «Другие с очами и личи- ком светлым» она так говорит о смысле сво- его бытия на земле: Другие всей плотью во плоти блуждают, Из уст пересохших дыханье глотают... А я руки настежь! — застыла — столбняк! Чтоб выдул мне душу российский сквозняк!
  М.Ю. Лермон- тов «Парус» — смысл человеческой жизни в исканиях и борьбе. «Три пальмы» — проблема смысла жизни: пальмы не хотят жить «без пользы»
  Б. Пастернак «Снег идёт» — быстротечность жизни
Гражданская лирика Н.А. Некрасов Тема гражданского служения — быть «обличителем толпы, её страстей и заблуждений»
  А.А. Ахма- това В 1917 г., когда многие поэты покидают революционную Россию, она отказывается это сделать, понимая невозможность прожить без того, с чем навсегда срослась душа. На предложение покинуть родину она пи­шет стихотворение «Мне голос был...»: Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. Поистине жалок добровольный изгнанник, так как его жизнь бессмыс­ленна. В годы суровых испытаний не себя спасать надо («Не с теми я, кто бросил землю...»). В годы Великой Отечественной войны Ахматова пишет стихотворения «Клятва», «Мужество», в которых выражается общее для всего народа
    чувство: Мы детям клянёмся, клянёмся могилам, Что нас покориться никто не заставит!
  А.С. Пушкин «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...»
Сатира В.В. Маяков- ский Сатирические гимны — «Гимн обеду», «Гимн учёному», «Гимн критику». Основной объект сатиры — мещанство и бюрократизм. В стихотворе­нии «О дряни» Маяковский клеймит обывательский быт. Мещанское сознание, «мурло мещанина» казались ему препятствием для осуществле­ния той утопической идеальной модели новой жизни, о которой он мечтал. В стихотворении «Прозаседавшиеся» гротескно воссоздаётся картина бесконечных заседаний советских чиновников-бюрократов. Пошлость, мещанство как идеология, которой не должно быть места в новой действительности, сатирически высмеиваются в комедии «Клоп»
Нравы дворян   Д.И. Фонвизин «Недоросль». Н.В. Гоголь «Мёртвые души». М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик...». Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Нравы чинов­ников   Н.В. Гоголь «Ревизор» В.В. Маяковский «Прозаседавшиеся» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Народ Н.А. Некрасов «Я лиру посвятил народу своему...» — элегия. «Тройка» — страшная судьба русской женщины, беззащитной перед жизнью. «Размышления у парадного подъезда» — обращение к народу. Напри­мер, в стихотворении «Железная дорога»: Где народ, там и стон... Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснёшься ль, исполненный сил...

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: