Тема | Автор | Произведение | ||
Дружба | А.С. Пушкин | «19 октября 1825». В Михайловском, во «мраке заточенья», поэт одинок, но его воображение «товарищей зовёт», а мысль о них согревает во время разлуки. Кюхельбекера Пушкин называет «мой брат родной по музе, по судьбам». «Пущину»: «Мой первый друг, мой друг бесценный! / И я судьбу благословил, / Когда мой двор уединенный, / Печальным снегом занесенный, / Твой колокольчик огласил». Няню Пушкин называет «подругой дней моих суровых», а возлюбленную — «друг прелестный». | ||
Б.Ш. Окуджава | «Возьмёмся за руки, друзья»: «Возьмёмся за руки друзья, / Чтоб не пропасть поодиночке» | |||
В.С. Высоцкий | «Песня о друге»: «Пусть он в связке в одной с тобой — / Там поймёшь, кто такой», «Значит, как на себя самого, / Положись на него» | |||
Свобода | А.С. Пушкин | Ода «Вольность»: «Хочу воспеть свободу миру, / На тронах поразить порок!». «К Чаадаеву»: свобода — это возможность реализации «души прекрасных порывов» «Узник»: «Мы вольные птицы, / Пора, брат, пора» | ||
М.Ю. Лермон- тов | «Узник»: «Отворите мне темницу, / Дайте мне сиянье дня». «Парус» (вечное духовное беспокойство, вечный поиск и тревогу рождает стремление к свободе) | |||
Любовь | А.С. Пушкин | «Я вас любил...», «На холмах Грузии...», «Я помню чудное мгновение...» (К***), «Признание» Любви все возрасты покорны: «Мне не к лицу и не по летам... Пора, пора мне быть умней! Но узнаю по всем приметам Болезнь любви в душе моей» | ||
Ф.И. Тютчев | «Предопределение». Любовь — максимальная близость людей, «союз души с душой родной» и неравная борьба; «съединенье», «слиянье», «сочетание» и — «поединок роковой» | |||
| А.А. Фет | Стихи о любви импрессионистичны, в центре внимания сам лирический герой. «Шёпот, робкое дыханье...» — 12 строчек рисуют картину страстного любовного свидания от первых секунд поздним вечером до расставания на рассвете | ||
В.В. Маяков- ский | «Лиличка!» — эмоциональный лирический монолог, в котором выражается безответное любовное чувство героя стихотворения. Любовная тема продолжает развитие в стихотворении «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». «Письмо Татьяне Яковлевой» — любовное интимное переживание переводится в план социально-политический. В любовной лирике очевидна эволюция Маяковского от лирического поэта к поэту-трибуну, гражданину | |||
А.А. Ахматова | «Сжала руки под тёмной вуалью...»: Ахматова пишет о чувствах отвергнутой женщины, понимающей, что вместе с возлюбленным от неё уходит сама жизнь. Я сбежала, перил не касаясь, Я сбежала за ним до ворот, Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Уйдёшь, я умру!»
Любовь у Ахматовой превращается в поединок сильных личностей (стихотворения «Он любил», «А ты думал — я тоже такая», «Тебе покорна? Ты сошёл с ума!..»). В сборнике «Чётки» появляются стихи о преодолении любовной тоски, о понимании того, что жизнь прекрасна, бесконечна, непостижима, что природа и бог могут врачевать незарастающие раны любви. Например, стихотворение «Я научилась просто, мудро жить...»: Я научилась просто, мудро жить, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. | |||
М.Ю. Лермонтов | «Молитва» — лирический герой молится не за себя, а за возлюбленную. «Нищий» — любовь приносит не радость, а боль и страдания: Так я молил твоей любви, С слезами горькими, с тоскою, Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою! | |||
Природа | А.С. Пушкин | «Кавказ», «Зимнее утро», «Осень», «Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний вечер» — пейзаж служит средством раскрытия душевного состояния поэта | ||
Ф.И. Тютчев | Природа означает «мир, мирозданье» (цельный образ): «Весенняя гроза». И гам лесной, и шум нагорный — Всё вторит весело громам! Природа у Тютчева одухотворена, наделена душой и сознанием. Об осеннем вечере: Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовём Божественной стыдливостью страданья. Природа и человек связаны между собой («Как океан объемлет шар земной...», «Silentium!») | |||
А.А. Фет | Фет воспевает красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека, личности и мирозданья. «Добро и зло»: И как в росинке чуть заметной Весь солнца лик ты узнаёшь, Так слитно в глубине заветной Всё мирозданье ты найдёшь. Фет научился видеть разнообразную, полную смыслов жизнь в каждой травинке и листочке и стремится поделиться своими наблюдениями со всем миром. Например, стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом...»: Я пришёл к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой... | |||
М.Ю. Лермон тов | «Когда волнуется желтеющая нива...» — единение человека и природы | |||
Одиноче- ство | М.Ю. Лермонтов | «И скучно и грустно...». Поэт одинок среди людей — «и некому руку подать», ему нет места среди толпы и света («Как часто пёстрою толпою окружён...», «Выхожу один я на дорогу», «Парус») | ||
В.В. Маяков- ский | Стихотворение «Скрипка и немножко нервно» продолжает тему одиночества, безразличия друг к другу и разобщённости людей, тему поэта и его миссии, взаимоотношений поэта и толпы, поднятую в «Послушайте!». | |||
«Хорошее отношение к лошадям» — поднимается тема одиночества и непонимания человеком человека. История об упавшей лошади — это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей «звериной тоске». Плачущая лошадь — своеобразный двойник автора: Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь. Также поднимается тема поэта и толпы: Смеялся Кузнецкий, Лишь один я голос не вмешивал в вой ему. | ||||
М. Цветаева | «Тоска по родине! Давно...» | |||
Изгна- ние | М.Ю. Лермон- тов | «Тучки»: «вечные странники», «тучки небесные» уподобляются изгнаннику, лирическому герою | ||
Ф.И. Тютчев | «Вот бреду я вдоль большой дороги В тихом свете гаснущего дня» | |||
Творче- ство | Б. Пастернак | Творчество — процесс подсознательный. В соавторство с поэтом вступает вселенная (стихотворения «Определение поэзии», «Февраль. Достать чернил и плакать!»). Высшая сложность жизни — простота. Простота поэтических формулировок при глубине смысла. Это декларирует одно из известнейших его стихотворений: Во всём мне хочется
В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. Всё время схватывая нить Жить, думать, чувствовать, любить, Связь поэта и времени в стихотворении Не спи, не спи, художник, Не предавайся сну, Ты вечности заложник | ||
М. Цветаева | Чувствует сопричастность высокой поэзии, обращается к Державину, Пушкину, Блоку, так как считает себя единомышленницей, служит тому же великому и испепеляющему искусству, что и они. Например, в стихотворении «Никто ничего не отнял!..»: Я знаю: наш дар неравен, Мой голос впервые — тих. Что вам, молодой Державин, Мой невоспитанный стих! | |||
Тема поэта и поэзии / Назначе- | М.Ю. Лермон тов | «Смерть поэта», «Поэт» — тема поэта и толпы: Но скучен нам простой и горный твой язык, Нас тешат блёстки и обманы... | ||
А.С. Пушкин | «Я памятник себе воздвиг...», «Пророк», «Поэт» | |||
Н.А. Некрасов | Создаёт образ своей «неласковой и нелюбимой Музы, / Печальной спутницы печальных бедняков». Поэт не отделяется от толпы. Например, стихотворение «Зачем меня на части рвёте?»: Я от костей твоих и плоти, Остервенелая толпа. | |||
| А.А. Фет | Истинная поэзия — это умение превратить страдание в радость, понять чувства других людей и разделить их с ними, увидеть красоту и бесконечность мира. Например, стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую...»: Дать жизни вздох, Дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, о чём язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец — Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чём его и признак, и венец! | ||
В.В. Маяков- ский | В поэме «Облако в штанах» Маяковский провозглашал пророческую миссию художника — видеть то, чего не видит никто («где глаз людей обрывается куцый»). В стране советов поэзия должна встать в строй созидателей новой реальности. Например, стихотворение «Невероятное приключение...»: Светить всегда! Светить везде! До дней последних донца. Возможности искусства безграничны: «Рифма поэта — и ласка, и лозунг, и штык, и кнут» (стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии»). Поэма «Во весь голос. Первое вступление в поэму» — участие в строительстве новой жизни утверждается как главное достоинство поэзии и основной критерий оценки её уровня. Подводя итог своего творчества, поэт обращается к потомкам, заглядывает в «коммунистическое далёко» | |||
А.Т. Твардов- ский | «Вся суть в одном-единственном завете...». Центральная мысль стиха — право творца на абсолютную свободу: О том, что знаю лучше всех на свете, Сказать хочу. И так, как я хочу. | |||
Родина
| М.Ю. Лермон- тов | «Родина». Любовь «странная», необъяснимая — «за что, не знаю сам». | ||
А.А. Блок | В стихотворении «Осенняя воля» поэт говорит о невозможности жизни без России, ощущает тесную связь с ней: «Приюти ты в долях необъятных», «как жить и плакать без тебя!». Блоку дороги просторы Отчизны, грустная доля народа-землепашца: Над печалью нив твоих заплачу, Твой простор навеки полюблю». В стихотворении «Русь» Родина предстаёт сказочным заколдованным царством. В стихотворении «Россия» предстаёт Родина как «нищая Россия», её «серые избы», «расхлябанные колеи». Выражено чувство неразделённости судьбы поэта и судьбы Родины. «На железной дороге», «На поле Куликовом» — цикл стихотворений, в которых поэт обращается к истории. В стихотворении «Грешить бесстыдно, беспробудно...» возникает образ страшной России. Но это Родина, с которой он чувствует нерасторжимую связь. Например, стихотворение «Коршун»: Да и такой, моя Россия, Ты всех краёв дороже мне. | |||
С. Есенин | В стихотворении «Русь» поэт почти интимно обращается к родине, как к близкому человеку: «Ой ты, Русь, моя родина кроткая». По-лермонтовски называет необъяснимой свою любовь к России: Но люблю тебя, родина кроткая, А за что, разгадать не могу. В философском ключе осмысливается тема родины в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая...»: Дайте мне на родине любимой, Всё любя, спокойно умереть!» Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная»: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!», Я скажу: «Не надо рая, Дайте Родину мою!» Стихотворения «Край любимый», «Запели тёсаные дроги...» | |||
Ф.И. Тютчев | «Умом Россию не понять» | |||
Философская лирика | Ф.И. Тютчев | Поэт сожалеет о быстротечности жизни. Например, стихотворение «Далёкий друг»: Что жизнь и смерть? А жаль того огня, Что просиял над целым мирозданьем, И в ночь идёт, и плачет, уходя... | ||
А.А. Фет | Искусство — вечно. В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад...» пение женщины рождает в поэте мысли о вечности, о великом значении искусства, способного примирить и объединить людей своей непостижимой красотой: Жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. | |||
М. Цветаева | В стихотворении «Другие с очами и личи- ком светлым» она так говорит о смысле сво- его бытия на земле: Другие всей плотью во плоти блуждают, Из уст пересохших дыханье глотают... А я руки настежь! — застыла — столбняк! Чтоб выдул мне душу российский сквозняк! | |||
М.Ю. Лермон- тов | «Парус» — смысл человеческой жизни в исканиях и борьбе. «Три пальмы» — проблема смысла жизни: пальмы не хотят жить «без пользы» | |||
Б. Пастернак | «Снег идёт» — быстротечность жизни | |||
Гражданская лирика | Н.А. Некрасов | Тема гражданского служения — быть «обличителем толпы, её страстей и заблуждений» | ||
А.А. Ахма- това | В 1917 г., когда многие поэты покидают революционную Россию, она отказывается это сделать, понимая невозможность прожить без того, с чем навсегда срослась душа. На предложение покинуть родину она пишет стихотворение «Мне голос был...»: Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. Поистине жалок добровольный изгнанник, так как его жизнь бессмысленна. В годы суровых испытаний не себя спасать надо («Не с теми я, кто бросил землю...»). В годы Великой Отечественной войны Ахматова пишет стихотворения «Клятва», «Мужество», в которых выражается общее для всего народа | |||
чувство: Мы детям клянёмся, клянёмся могилам, Что нас покориться никто не заставит! | ||||
А.С. Пушкин | «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...» | |||
Сатира | В.В. Маяков- ский | Сатирические гимны — «Гимн обеду», «Гимн учёному», «Гимн критику». Основной объект сатиры — мещанство и бюрократизм. В стихотворении «О дряни» Маяковский клеймит обывательский быт. Мещанское сознание, «мурло мещанина» казались ему препятствием для осуществления той утопической идеальной модели новой жизни, о которой он мечтал. В стихотворении «Прозаседавшиеся» гротескно воссоздаётся картина бесконечных заседаний советских чиновников-бюрократов. Пошлость, мещанство как идеология, которой не должно быть места в новой действительности, сатирически высмеиваются в комедии «Клоп» | ||
Нравы дворян | Д.И. Фонвизин «Недоросль». Н.В. Гоголь «Мёртвые души». М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик...». Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» | |||
Нравы чиновников | Н.В. Гоголь «Ревизор» В.В. Маяковский «Прозаседавшиеся» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» | |||
Народ | Н.А. Некрасов | «Я лиру посвятил народу своему...» — элегия. «Тройка» — страшная судьба русской женщины, беззащитной перед жизнью. «Размышления у парадного подъезда» — обращение к народу. Например, в стихотворении «Железная дорога»: Где народ, там и стон... Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснёшься ль, исполненный сил... |