Возникновение социализма

Тема 5. Коммунизм и социализм, его марксистское понимание и современные интерпретации

1. Возникновение социализма

2. История и теория коммунизма. Марксистский коммунизм

3. Грубо-уравнительный коммунизм

4. Современное левое движение: коммунисты, социалисты, социал-демократы.

Возникновение социализма

«Социализм основан всегда на подчинении личности благополучию большинства»

  Владимир Иванович Вернадский русский и советский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель

Французское слово «социализм» (socialisme) образовано от латинского socialis – общественный.

Термин «социализм» был введен в оборот французским философом Пьером Леру в 1834 г. в работе «Индивидуализм и социализм». Он употребил его с целью противопоставления понятию «индивидуализм». С тех пор с понятием «социализм» связывают социально-политические концепции, которые ищут пути усиления тенденции к социальной гармонии. Все социалистические концепции основываются на том, что на смену индивидуализму придет ассоциация, совместная деятельность людей, интересы которых не вступают в разрушительный конфликт.

 

Социализм – это политическая доктрина, целью которой является создание социальной организации, основанной на общественном контроле над собственностью и распределением доходов.

 

В социально-философском плане социализм представляет собой нечто большее, нежели конкретное идейно-политическое течение, а именно – особый тип понимания социально-политического мира, систему воззрений, установок, ориентаций, теорий, доктрин. В совокупности они призваны обосновать и защищать идеал общественного устройства, основанного на приоритете общественной собственности на средства производства, отсутствии эксплуатации, справедливом распределении материальных благ и т.д.

Родиной социализма считается Франция, а его основателем – французский философ, Клод Анри де Рувруа де Сен-Симон.

«Поддержание порядка есть основное условие, при котором общество может посвятить себя какой-либо деятельности, но его нельзя считать целью общества». А. Сен-Симон

В современном понимании социализм является историческим феноменом, возникшим в Новое время в качестве реакции на социальные и экономические отношения становящегося капиталистического общества, особенно на реальности, вызванные промышленной революцией. Поэтому естественно, что как более или менее отчетливо сформулированное течение социально-философской и идейно-политической мысли социализм начал формироваться с конце XVIII в.

В 1827 термин «социализм» был использован для обозначения сторонников движения Роберта Оуэна (английский философ, педагог и социалист, один из первых социальных реформаторов XIX в.) в Англии, а в 1832 – для характеристики учения социалистов-утопистов Анри де Сен-Симона (французский философ, социолог), Шарля Фурье (французский философ и социолог ) во Франции.

Утопический социализм — этап развития учения об обществе, основанном на общности имуществ, обязательном для всех труде и равном распределении благ. Термин «утопия» как обозначение идеального общества впервые употребил Томас Мор (так назвал он вымышленный остров, на котором было создано идеальное общество). В дальнейшем этот термин стал применяться при характеристике вымышленных, неосуществимых общественных порядков.

Критикуя существующий строй, основанный на частной собственности, изображая картины идеального будущего строя, пытаясь теоретически обосновать необходимость общественной собственности, социалисты-утописты высказали немало гениальных идей и догадок. Именно поэтому утопический социализм, наряду с английской политэкономией и немецкой классической философией, является одним из идейных источников научного социализма. Его первоначальные формы можно найти уже у некоторых писателей Древней Греции и Рима, у средневековых авторов, в программах некоторых крестьянских восстаний эпохи феодализма и у крестьянских идеологов, что явилось естественной реакцией на неравенство и эксплуатацию человека человеком в антагонистическом обществе.

Систематическое развитие утопического социализма начинается в период зарождения капитализма, в эпоху Возрождения и Реформации (Я. Гус в Чехии, Т. Мюнцер в Германии, Т. Мор в Англии, Т. Кампанелла в Италии и др.). Дальнейшее развитие он получил в период буржуазных революций в Европе, являясь в это время идеологией предшественников пролетариата (Мелье, Мабли, Морелли, бабувизм во Франции, Уинстенли в Англии).

Социалистическое движение в Великобритании зарождается в начале XIX века. Толчком к формированию социалистического движения послужили два фактора: во-первых, промышленная революция, которая резко оторвала земледельцев и ремесленников от их традиционных занятий и отправила их работать в шахты и на текстильные фабрики, где в то время условия труда были крайне тяжелыми и опасными; во-вторых, Французская революция конца XVIII в. с ее радикальными попытками переустройства общества и государства.

Для всех этих авторов было характерно критическое отношение к существовавшей в тот период общественно-политической системе, которая, по их мнению, основывалась на принципах несправедливого распределения материальных благ, социального неравенства, духовного и физического порабощения людей. Противопоставив эгоистическому индивидуализму своего времени идеал нового сообщества людей, связанных между собой чувством коллективизма, социального равенства и братской солидарности, приверженцы социализма претендовали на то, чтобы заменить капитализм и индивидуализм общественной и коммунальной формами производства и распределения, эгоизм альтруизмом, а конкуренцию сотрудничеством.

Исходя из того, что современное им общество страдает от нездорового и разнузданного индивидуализма, порожденного разрушением порядка и иерархии, Сен-Симон, например, утверждал, что залогом его спасения является развитие науки и техники, а также появление класса промышленников и технических работников, которые уже начали строить новый индустриальный порядок. Соединение научного и технологического знания с индустриализмом приведет к обществу, управляемому экспертами. Это новое общество, считал Сен-Симон, не может быть эгалитарным, поскольку люди не равны по своей природе, однако, оно обеспечит всем равные возможности, чтобы каждый мог занять в обществе положение, соответствующее его способностям. Искоренив источники общественного беспорядка, можно будет ликвидировать государство как принудительный институт. Будущее общество будет управляться подобно гигантскому предприятию, где правление людьми будет заменено управлением вещами.

Последователи Сен-Симона модифицировали его доктрину в несколько ином направлении. Они провозгласили несовместимость частной собственности с новой индустриальной системой. По их мнению, передача власти и собственности по наследству враждебна духу рационально организованного общества.

Будучи решительным противником капиталистической системы, Шарль Фурье утверждал, что новое общество будет характеризоваться изменениями не только в социальной сфере, но и в естественной среде его существования, в животном и растительном мире. Он создал проекты образцовых общин, т.н. фаланстеров – своеобразных ячеек совершенного общества. Предполагалось, что в этих общинах люди будут выполнять лишь те работы, которые соответствуют их характеру и наклонностям. Если Сен-Симон призывал к системе управления экспертов, Фурье был убежден в том, что любовь и симпатии объединят людей в гармонический союз, для которого характерно отсутствие конфликтов и принуждения.

Основателем английского социализма считается Роберт Оуэн (1771–1858). Большинство исследователей жизни и деятельности Оуэна считают, что он не был знаком с работами Сен-Симона и Фурье, т. е. английский социализм возник независимо от французского. Влияние на формирование взглядов Оуэна оказали в основном английские мыслители, такие как Джон Локк, Джереми Бентам, с которым Оуэн был лично знаком.

В 1799 г. Оуэн с партнерами купил хлопчатобумажную фабрику в городке Нью-Ланарк в графстве Ланарк в Шотландии и сам стал управлять ею. Городок был типичным фабричным поселком Великобритании того времени. Оуэн на практике попытался доказать, что предприниматель может и должен улучшить условия жизни и труда рабочих. Это пойдет на пользу как рабочим, так и предпринимателю, так как приведет к повышению производительности труда. Он начал с того, что снизил рабочий день с пятнадцати часов до десяти с половиной, не снижая при этом зарплаты. Зарплату рабочим он стал выплачивать регулярно, даже во время спадов производства, когда доходы падали. Затем на свои средства Оуэн благоустроил поселок – дома, улицы, дороги. Открыл магазин, где рабочие его фабрики могли приобретать продукты и одежду по ценам на четверть ниже рыночных. Он запретил труд детей до десяти лет, для которых открыл школу и первый в Великобритании детский сад. Все эти меры действительно подняли уровень жизни населения городка, причем фабрика при таких существенных затратах оставалась прибыльным коммерческим предприятием. Принято говорить об успехе эксперимента Оуэна в Нью-Ланарке, в городок началось паломничество, причем посетители приезжали даже из Европы.

В 1813 г. он выпустил теоретическую работу, содержавшую обоснование его взглядов, «Новый взгляд на общество, или Эссе о принципах формирования человеческого характера». В ней он обращал внимание на то, что миллионы людей в Великобритании живут в нищете, в отвратительных жилищных условиях, вынуждены непосильно и долго работать. Это может привести Великобританию к революции, подобной французской. Чтобы этого не допустить, нужно как можно скорее провести социальные реформы, которые серьезно улучшат материальное положение беднейших слоев населения. И здесь возможны два пути. Можно улучшать жизнь населения, не меняя основ существующего строя – так, как он делал в Нью-Ланарке. А можно кардинально преобразовать общество, организовав его на других принципах. В основе этого нового типа организации общества должна лежать самообеспечивающаяся коммуна.

Коммуны будут объединяться в федерации местного, национального, а затем и международного масштаба. Коммуны должны быть основаны на принципах коллективного труда, общественной собственности, равенства прав и обязанностей их членов. Оуэн никогда открыто не призывал к ликвидации частной собственности. Он просто считал, что достигнутое обществом изобилие естественно снимет вопрос о собственности, потому что у всех всего будет вдоволь. Обмен продуктами между общинами будет происходить без денег, а стоимость товара будет рассчитываться исходя из необходимого для его выработки труда.

Система функционирования коммуны основывалась на возрастном делении: дети до пяти лет получают начальное образование и оказывают помощь старшим; от пяти до десяти лет – продолжают обучение и занимаются общественно-полезным трудом; от десяти до пятнадцати лет – занимаются домашним трудом и изучают производственные или сельскохозяйственные специальности; от пятнадцати до двадцати лет – это основные производители материальных благ; от двадцати до двадцати пяти лет – руководят производством и воспитанием; от двадцати пяти до тридцати лет – занимаются сохранением и распределением материальных благ; от тридцати до сорока лет – занимаются вопросами внутреннего управления общиной; от сорока до шестидесяти лет – осуществляют внешние сношения; старейшины (старше шестидесяти лет) – осуществляют учредительную власть.

Система полиции и суда не предусматривалась, потому что, считал Оуэн, в обществе, основанном на взаимном уважении, не будет места спорам и нарушениям. Таким образом, в идеальном обществе Оуэна каждый должен был пройти путь от ученика до руководителя общины.  

Промежуточный вывод:

Основные идеалы социализма:

· Отсутствие эксплуатации человека человеком, социального угнетения

· Общественная собственность на средства производства

· Социальное равенство, справедливость

· Власть трудящихся

Социалистическое учение формировалось и развивалось в различных социально-исторических и национально-культурных условиях. При близком рассмотрении в нем обнаруживается весьма причудливое разнообразие оттенков, переходных ступеней, противоречий и т.д. Учитывая этот факт, говорят о существовании многих теорий социализма.

Еще Маркс и Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» (1848) выделили несколько социалистических течений: «утопический», «христианский», «мелкобуржуазный» с его немецкой разновидностью «истинным социализмом» и, наконец, «научный социализм», отождествляемый с марксистским социализмом. Однако в самом марксистском социализме вскоре после его формирования постепенно стала обнаруживаться тенденция к разному толкованию и пересмотру ряда ключевых установок. Определились разночтения по таким вопросам, как диктатура пролетариата, революционный или эволюционный путь перехода к социалистическому строю, национализация, соотношение общественной и частной собственности, свободы и равенства и т.д. Соответственно стали выкристаллизовываться два основных течения социализма, в которых со временем также стали выделяться свои разновидности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow