Диагностический материал
Тест-опросник «Изучение потребности в профессиональном общении специалиста социальной работы»
Проведение исследования
Адаптированная методика Ю.М. Орлова (1978) и представляет собой тест-опросник, содержащий 33 положения (утверждения), с которыми испытуемый соглашается или не соглашается. Тест направлен на выявление степени выраженности потребности в общении в профессиональной деятельности специалиста социальной работы, заряженности человека на успех.
Проведение исследования
Инструкция. Если вы согласны рядом положений, то рядом с номером положения напишите на своём листочке «Да», если не согласны, напишите «Нет».
1. Мне доставляет удовольствие участвовать в торжественных мероприятиях. Нет
2. Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих коллег (будущих коллег). Да
3. Мне нравится высказывать свое расположение к клиенту социальной службы. Да
4. Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем на достижении взаимопонимания с клиентом. Нет
5. Я чувствую, что в отношении к клиентом у меня больше прав, чем обязанностей. Нет
6. Когда я узнаю об успехе своего коллеги (будущего коллеги), у меня почему-то ухудшается настроение. Нет
7. Чтобы быть удовлетворенным собой, я должен помочь клиенту, обратившемуся за помощью. Да
8. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди коллег по работе. Нет
9. Мои коллеги мне основательно надоели. Нет
10. Когда я выполняю плохо работу, присутствие людей меня раздражает. Нет
11. Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не повредит моим коллегам. Да
12. В трудной ситуации, с которой обратился клиент и я заранее знаю, что решение его проблемы займет у меня много сил и энергии, я больше думаю не столько о себе, сколько о клиенте. Да
13. Неприятности у коллег вызывают у меня сильное разочарование, боль как за самого себя. Да
14. Мне приятно помогать клиентам, даже если это доставит мне значительные хлопоты. Да
15. Из уважения к коллеге я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав. Нет
16. Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви. Да
17. Сцены насилия в кино внушают мне отвращение. Нет
18. В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда я нахожусь среди людей. Нет
19. Я считаю, что основной радостью в жизни является общение. Да
20. Мне жалко брошенных собак и кошек. Да
21. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но более мне близких. Да
22. Я люблю бывать среди коллег. Да
23. Я долго переживаю ссоры с коллегами. Нет
24. У меня определенно больше близких по духу людей, чем у многих других. Нет
25. Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе. Нет
26. Я больше доверяю собственной интуиции и воображению во мнениях о людях, чем суждениям о них других людей. Да
27. Я придаю больше значения материальному благополучию и престижу, чем радости общения с приятными мне людьми. Нет
28. Я сочувствую коллегам, у которых нет близких по духу людей. Да
29. По отношению ко мне коллеги часто неблагодарны. Нет
30. Я люблю рассказы о своей работе, о возможности помогать клиентам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Да
31. Ради коллеги я могу пожертвовать всем. Нет
32. В детстве я входил в компанию, которая держалась вместе. Да
33. Если бы я был журналистом, мне нравилось бы писать о людях, чья профессия связана с поддержкой обездоленных людей. Нет
Обработка и интерпретация результатов
За каждый ответ ставится 1 балл: при ответе «Да» — на вопросы 1, 2, 7, 8, 11-14, 17-24, 26, 28, 30-33; при ответе «Нет» — на вопросы 3-6, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29.
Высчитывается сумма полученных баллов при ответах «Да» и «Нет». Чем больше сумма, тем больше потребность в общении.
Лощилин 23 балла.
Тест-опросник «Изучение мотивации в обучении профессиональному общению специалиста социальной работы»
При создании данной методики использовался ряд известных методик. В данной методике имеются три шкалы: «Приобретение знаний о профессиональном общении социального работника» (стремление к приобретению знаний данной направленности, инициативность в приобретении знаний в области профессионального общения социального работника); «Овладение высоким уровнем культуры профессионального общения будущего социального работника» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества в области культуры профессионального общения социального работника в вузе); «Получение документа о высшем образовании» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В тест-опросник, для маскировки, включены ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются.
Проведение методики.
Инструкция: Отметьте ваше согласие знаком «+» или несогласие знаком «-» со следующими утверждениями.
1. Лучшая атмосфера занятий – атмосфера свободных высказываний. +
2. Обычно я работаю с большим напряжением. +
3. У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей. -
4. Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению, необходимых для социальной работы - моей будущей профессии. -
5. Какое из присущих вам качеств вы выше всего цените? Напишите ответ рядом. Честность
6. Я считаю, что жизнь нужно посвятить помощи людям, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. +
7. Я испытываю удовольствие от рассмотрения на занятии трудных проблем. +
8. Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в вузе. -
9. Большое удовлетворение мне дает рассказ знакомым о социальной работе - моей будущей профессии. -
10. Я весьма средний студент, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше. -
11. Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование. -
12. Я твердо уверен в правильности выбора социальной работы как профессии. -
13. От каких из присущих вам качеств вы бы хотели избавиться? Напишите ответ рядом Безответственность, лень.
14. При удобном случае я использую на экзаменах подсобные материалы (конспекты, шпаргалки, записи, формулы). -
15. Самое замечательное время жизни – студенческие годы. +
16. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон. -
17. Я считаю, что для полного овладения социальной работой как профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко. +
18. При возможности я поступил бы в другой вуз. +
19. Я обычно вначале берусь за более легкие задачи, а более трудные оставляю на потом. -
20. Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на социальной работе. -
21. Я могу спокойно спать после любых неприятностей. -
22. Я твердо уверен, что социальная работа как профессия даст мне моральное удовлетворение и материальный достаток в жизни. -
23. Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я. -
24. Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании с квалификацией специалист социальной работы. +
25. Из неких практических соображений для меня это самый удобный вуз. +
26. У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации. +
27. Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением. -
28. Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий. -
29. Есть много вузов, в которых я мог бы учиться с не меньшим интересом. -
30. Какое из присущих вам качеств больше всего мешает учиться? Напиши ответ рядом Лень
31. Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения так или иначе связаны с социальной работой. -
32. Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешает мне спать. +
33. Высокая зарплата после окончания вуза для меня не главное. -
34. Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать общее решение группы. -
35. Я вынужден был поступить в вуз, чтобы занять желаемое положение в обществе, избежать службы в армии. -
36. Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена. +
37. Мои родители хорошие профессионалы, и я хочу быть на них похожим. -
38. Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование. +
39. Какое из ваших качеств помогает вам учиться? Напишите ответ рядом Сила воли
40. Мне очень трудно заставить себя изучать как следует дисциплины, прямо не относящиеся к социальной работе. -
41. Меня весьма тревожат возможные неудачи. +
42. Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают. +
43. Мой выбор данного вуза окончателен. +
44. Мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отставать от них. -
45. Чтобы убедить в чем – либо группу, мне приходиться самому работать очень интенсивно. -
46. У меня обычно ровное и хорошее настроение. +
47. Меня привлекает удобство, чистота, легкость будущей профессии. +
48. До поступления в вуз я давно интересовался социальной работой как профессией, много читал о ней. -
49. Социальная работа - профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная. +
50. Мои знания о социальной работе как профессии были достаточны для уверенного выбора. -
Обработка и интерпретация результатов
Ключ к опроснику
Шкала «Приобретение знаний о профессиональном общении социального работника» – за согласие («+») c утверждением по п. 4 проставляется 3,6 балла; по п. 17 – 3,6 балла; по п. 26 – 2,4 балла; за несогласие («–») с утверждением по п. 28 – 1,2 балла; по п. 42 – 1,8 балла. Максимум – 12,6 балла. Лощилин 9б
Шкала «Овладение высоким уровнем культуры профессионального общения будущего социального работника» – за согласие по п. 9 – 1 балл; по п. 31 – 2 балла; по п. 33 – 2 балла; по п. 43 – 3 балла; по п. 48 – 1 балл и по п. 49 – 1 балл. Максимум – 10 баллов. Лощилин-4балла
Шкала «Получение документа о высшем образовании» – за несогласие по п. 11 – 3,5 балла; за согласие по п. 24 – 2,5 балла; по п. 35 – 1,5 балла; по п. 38 – 1,5 балла и по п. 44 – 1 балл. Максимум – 10 баллов. Лощилин-7.5 балла
Вопросы по пп. 5, 13, 30, 39 являются нейтральными к целям опросника и в обработку не включаются.
Общий результат
Чем больше сумма, тем больше потребность в общении. Лощилин 23 балла.
«Приобретение знаний о профессиональном общении социального работника»- Лощилин 9б
Шкала «Овладение высоким уровнем культуры профессионального общения будущего социального работника» – Лощилин-4балла
Шкала «Получение документа о высшем образовании» – Лощилин-7.5 балла