Тема урока: Синтаксис, его объект, предмет и задачи исследования. Основные понятия синтаксиса

Э-19 Задания по русскому языку от 08.04.20, сдать 10.04.20

Прочитать конспект и составить таблицу «Что изучает синтаксис?»

Ответить на вопросы самоконтроля

Выполнить упражнения

Тема урока: Синтаксис, его объект, предмет и задачи исследования. Основные понятия синтаксиса.

Синтаксис - (с греч. Syntaxis – связь, соединение) – раздел грамматики, который изучает единицы, более протяженные, чем слова, а именно:

1) способы соединения слов и форм слов в словосочетания и предложения;

2) сами словосочетания и предложения, их типы, значения, функции, условия употребления, характер их взаимодействия.

Впервые курс синтаксиса прочитал Шахматов А.А. в начале 20 века. В 1914 году он написал первый учебник по синтаксису.

Синтаксис – высший уровень языковой системы. Только синтаксические единицы непосредственно связаны с процессом общения и способны непосредственно соотносить сообщаемую информацию с действительностью. Синтаксис – высший уровень языка еще и потому, что здесь мы имеем дело с полным набором синтаксических единиц.

Объект изучения синтаксиса – словосочетание и предложение; сейчас выделяется обособленно простое предложение, сложное, текст, слово, словоформа.

В изучении синтаксиса существует несколько подходов:

1) словоформа → словосочетание → предложение → сложное синтаксическое целое;

2) сложное синтаксическое целое → предложение → словосочетание → словоформа.

1) вставание учеников при появлении учителя.

2) При появлении учителя ученики встают.

3) Когда учитель появляются, ученики встают.

Все три единицы передают одну и ту же вещественную информацию. Но в первом случае нет предикативности (предикативность, или модальные рамки предложения – соотнесенность с действительностью; предикативные отношения – это такие отношения, которые позволяют соотнести сообщаемый факт с фактом общения; они прикрепляют информацию к определенному модально-временному плану речевой ситуации). Во втором примере – единичная, а в третьем – предикативность выражена дважды.

Словосочетание – непредикативная единица; выполняет номинативную функцию (называет предметы, явления и т.д.), в коммуникативной функции участвует в составе предложения.

Предложение – коммуникативная единица, на уровне предложения осуществляется общение.

Простое предложение (ПП) – монопредикативная единица.

Сложное предложение (СП) – полипредикативная единица. Каждая часть СП имеет свою модальную рамку.

Сложное синтаксическое целое - сверхфразовая единица; особая синтаксическая единица, которая служит для выражения сложной законченной мысли, имеет в составе контекста относительную независимость, которой нет у отдельного предложения.

Синтаксическая словоформа – синтаксема – это минимальная, далее неделимая семантико-синтаксическая единица русского языка; т.е. слово, вступающее в синтаксические отношения в предложении и словосочетании.

Отличительные признаки синтаксемы:

1) категориально-семантическое значение слова, от которого она образована;

2) соответствующая морфологическая форма;

3) способность реализоваться в определенных синтаксических позициях.

Синтаксис слова изучает особенности сочетаемости слова.Разные лексико-семантические варианты слова имеют разную сочетаемость.

Синтаксическое слово = лексико-семантический вариант;

качество передвижение исх. пункт конечн. пункт

Человек быстро идет от калитки к дому

пролегает исх. точка конечн. точка

Дорога идёт от дома к лесу.

двигаться (перен.)

Время быстро идёт.

Слово как синтаксическая единица – один лексико-семантический вариант; носитель одного значения, имеющий одни и те же сочетания.

Сочетаемость слова может быть:

− активной (валентность – способность слова подчинять себе зависимые слова);

− пассивной (способность слова подчиняться другим словам).

Механизм сочетаемости слова имеет 2 стороны:

1) синтаксическую сочетаемость (фиксирует, сколько зависимых слов и в какой они форме); факторы:

факторы грамматического характера, т.е. какие-то грамматические признаки главного слова, влияют на количество и форму зависимого (частиречная принадлежность слова – строить дом / строительство дома → Р.п., беспредложный); морфемная структура главного слова (наличие приставки): входить в дом / выходить из дома; словообразовательные связи главного слова: содействовать школе / содействие школе);

 

 

семантическая характеристика – семантическая структура (значение) главного слова влияет на количество и форму зависимого слова: хотеть уехать / желание уехать / готов уехать / надо уехать; дать (не менее 2 словоформ – что-то, кому-то);

лексическая характеристика – когда индивидуальное значение лексемы определяет сочетаемость его с другими словами (в лексико-семантической группе каждый глагол имеет свою сочетаемость: любить мать / бояться матери / верить матери / гордиться матерью / надеяться на мать → семантика одна – форма разная);

Иногда в законах сочетаемости задействованы факторы разного характера

2) словарную сочетаемость (фиксирует, какие именно лексемы могут занимать позиции зависимых слов); существует 2 рода ограничений на сочетаемость:

семантические ограничения: 1) если зависимое слово при той или иной лексеме имеет какие-то одинаковые семантические признаки, то все слова при данной лексеме становятся обладателями одного семантического признака (арендовать / снимать дом, квартиру, гараж → помещение; арендовать дом, землю, транспорт); 2) если зависимое слово при той или иной лексеме включают лексемы без общего семантического признака, то при главном слове зависимое слово нужно подавать списком (ошибиться номером, дверью, адресом / перепутать дом, номер, название, ключи).

деление на знаменательные и незнаменательные слова важно, т.к. только знаменательные слова обладают сочетаемостью, незнаменательные слова имеют синтаксические функции.

Синтаксические связи.

Синтаксические связи – отношения между синтаксическими единицами.

Типы:

1. Сочинительная – компоненты синтаксической единицы равны, однофункциональны, ненаправленная связь.

открытая связь – это такая связь, при которой сочинительный ряд потенциально не ограничен, но между каждым таким компонентом устно вливаются одни и те же смысловые отношения. Чаще всего, между компонентами открытой связи существуют перечислительные отношения. Между компонентами, чаще всего, стоят соединительные союзы. Формальный показатель – наличие разделительного союза, повторяющиеся союзы, отсутствие союза, интонационная связь.

закрытая связь – это бинарная связь, при которой только 2 компонента сочинительного ряда связаны одними и теми же сочинительными отношениями. Не допускают пополнение ряда с сохранением тех же отношений.

Пример: Он шутил1, а я злобствовал2 и продолжал3 на него обижаться.

1 и 2, 1 и 3 – сопоставительные отношения; формальные показатели – сопоставительные союзы (а, же (=а), да (=а)), противительные союзы (но, зато, да (=но)), пояснительные союзы (а, именно), градационные союзы (не столько…сколько)

Сочинительная связь – это такой тип связи, который характеризует разные типы синтаксических единиц (словосочетание и ССП).

2. Подчинительная – компоненты зависят друг от друга, разнофункциональны, такая связь предполагает наличие главного и зависимого компонентов, однонаправленная связь. Функция – обеспечить связь между компонентами словосочетания, т.е. словом и словоформой; двумя словоформами; между словом и предикативной единицей; двумя предикативными единицами.

Признаки подчинительной связи:

обязательность / необязательность появления зависимого компонента. Некоторые слова автосемантичны, т.е. им не нужны слова для поддержания смысла (дом, кафедра). Семантичные слова зависимы, т.е. неспособные передать четкую информацию (слыть; Он слывет умником – обязательная связь). Я читаю и Я читаю книгу – это слова семантичные и самодостаточные, но детально передать информацию не могут (сущ.+определение). Когда зависимое слово предопределено грамматическим значением главного слова – это обязательная связь (переходный гл.+сущ. В, Р.п.)

предсказуемая / непредсказуемая – предсказывает ли главное слово своим семантическим устройством ту, или иную форму зависимого слова (вход в дом). При главном слове могут появляться разные формы зависимого слова, которые друг от друга практически не отличаются по своей семантике (вариативность). (Рассказать о чем? – Рассказать про что? (предсказуемая связь).

Однонаправленная связь – подчинение, приосновная подчинительная связь (детерминанты), присловная подчинительная связь: согласование, управление, примыкание. Дуплексив.

Согласование грамматическое и смысловое, полное и неполное, прямое и обратное. Средства выражения согласования.

Управление сильное и слабое, предложное и беспредложное. Средства выражения управления.

Примыкание именное и собственно примыкание. Средства выражения примыкания.

Сопоставительная характеристика видов подчинительной связи по природе и изменению зависимого слова, синтаксическим отношениям.

Двунаправленная связь – координация, взаимозависимость. Связь в усложненных конструкциях. Последовательное подчинение. Соподчинение однородное и неоднородное.

Способы выражения синтаксических связей.

Рассматривают также синтаксические отношения, среди которых выделяют:

предикативные (для подлежащего и сказуемого);

непредикативные: сочининительные и подчинительные (атрибутивные, объектные, обстоятельственные).

Важнейшие средства выражения синтаксических отношений:

1. Словоформа, которая своими лексико-грамматическими средствами обслуживает смысловую сторону синтаксической единицы, а формальными элементами (□, предлогами) служит для выражения отношений с другими словами. Школа. Школа находится на краю села.

2. Окончание, которое служит для выражения грамматических значений. С помощью флексии оформляется связь всех изменяемых слов, выступающих в роли зависимых компонентов словосочетаний, например: решение задачи, преданность родине, увлечение спортом, интересная повесть, вторая группа, наши успехи и т.д.

3. Служебные слова: предлоги (выражают отношения между словами: Вышел из комнаты – пространств.), союзы (выражают отношения между словами: Собаки и кошки – совмест.), частицы (отношение говорящего к высказыванию: Вряд ли - сомнения; могут служить средством связи между предложениями: Мы ждали этого момента и вот он настал).

4. Интонация как средство оформления предложения. Она помогает отличить слово от предложения и словосочетания, а также служит средством различения функций слов в предложении. Он представил ЕГО ЖЕНЕ СВОЕГО брата. Вопросительная интонация помогает определить тип предложения по цели высказывания.

5. Порядок слов как средство выражения смысловых отношений между компонентами смысловых единиц; служит средством разграничения предложения и словосочетания; средством выражения синтаксической функции слов; выполняет эмоционально-экспрессивную роль.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что изучает синтаксис?

2. Что называется словосочетанием?

3. Что такое предложение? Какими бывают предложения?

4. Чем отличается словосочетание от предложения?




double arrow
Сейчас читают про: