Творчество Юрия Визбора

Ход урока

«Бард», «менестрель», «актер-певец», «самодеятельная песня» — такие определения давались и даются, в одних случаях возвышая художественную личность, в других принижая. Песенное выявление поэзии законно, имеет свои традиции и многообразие форм. Авторская песня – это наше отечественное явление, которое возникло в 40-е годы XX века. Истоками жанра авторской песни стали

· Русская народная песня

· Романсовая традиция классической поэзии (н-р, романсы Вертинского)

· Солдатские песни военных лет

· «Дворовый» фольклор.

Авторская песня была своего рода протестом против поверхностного искусства, имитации чувств, как противовес развлекательной эстрадной песне, для которой важны главным образом ритм, пестрота, доходчивые слова.

 В начале 50-х мощный пласт авторской песни появился в студенческой среде. Эти песни сочиняли и пели студенты и туристы, в них описывались дорожные впечатления и любовные неудачи, в них выражался тот же романтический настрой, что и в эстрадных песнях о монтажниках-высотниках, целинниках и геологах. Только в темах и языке они были раскрепощеннее, и вместо пламенных призывов предлагали доверительный дружеский разговор.

Бардов принято делить на поколения 40-х, 50-х, 60-х, 70-х, 80-х … И все же самые яркие годы для авторской песни – это 50-60-е годы. Они дали больше всего имен и песен, чем все последующее:

· Писатель Булат Окуджава;

· Актер, поэт Владимир Высоцкий;

· Драматург Александр Галич;

· Журналист Юрий Визбор;

· Журналистка, поэтесса Ада Якушева;

· Драматург, поэт Юлий Ким.

Они были первопроходцами, закладывали основы. Их творчество было откровением души.

Путь поэтов – бардов к известности не был усыпан розами. Не секрет, что многих их них преследовали и притесняли официальные власти. Судьба многих была драматичной.

Но несмотря на официальное непризнание, у авторской песни было много поклонников, которые штурмом брали концертные залы, заполняли стадионы и преданно отправлялись на фестивали. Самый известный фестиваль бардовской песни – Грушинский.

Этот фестиваль посвящен памяти Валерия Грушина, студента Куйбышевского авиационного института, барда, туриста. Валерий погиб, спасая тонувших в таежной реке Уде детей. Мальчик и девочка доплыли, а Валерию не хватило сил выбраться из ледяной воды. Проводится фестиваль с 1968 года.

Встречи друзей Валерия на берегу Волги в центре Жигулевский гор, в каменной чаше, постепенно превратились в фестиваль. Например, в 1985 году на 12 фестивале присутствовало около 105 тысяч, а на 13 – около 200-х тысяч человек.

Благодаря Грушенскому фестивалю стали известны произведения А. Дольского из Екатеренбурга, саратовца В. Ланцберга, москвичей А. Суханова и В. Долиной.

В 80-е годы на небосклоне авторской пенсии зажглись имена А. Макаревича, И. Талькова, Ю. Шевчука, Б. Гребенщикова. Это было уже другое поколение, другая музыка, другие стихи.

Своеобразие авторской песни.

· Доверительность, обращенность к каждому

· Неразделенность мелодии и голоса автора

· Дух романтики и свободы

· Простота мелодии и глубокий смысл, заложенный в стихотворный текст

Определение жанра.

Четкой и единой терминологической системы, связанной с песенными жанрами, до сих пор не существует. Некоторые исследователи употребляют термины «авторская песня» и «бардовская песня» как синонимы, другие разграничивают эти понятия, утверждая, что «бардовская песня – это особенное подмножество множества самодеятельная песня, которое в свою очередь есть подмножество множества «авторская пенся»».

Хроники показывают, что в 50-х и 60-х годах наиболее употребителен по отношению к жанру был термин «самодеятельная песня».

Наиболее популярные авторы в этот период причисляют себя к явлению, которое они сами уже называют «авторской песней».

Булат Окуджава считал, что «авторская песня – это прежде всего стихи под музыкальный аккомпанемент. Это хорошие стихи, которые можно читать про себя, как вообще стихи, и декламировать вслух. Мелодия лишь сопровождает их, делает доступнее, углубляет сущность».

Вероника Долина так объясняла, что для нее авторская песня: «Это та самая, где очень важно присутствие автора. Это песня, не предназначенная для исполнителя. Во всяком случае, мне не знаком автор, пишущий стихи с гитарой в руках, который искал бы исполнителей своих песен».

Творчество Юрия Визбора.

Одним их тех, кто стоял у истоков авторской песни конца 50-х, был Юрий Визбор, овладевший сердцами и вниманием сотен слушателей. Магнитофонные ленты с его записями передавались из дома в дом, а его песни пели (и до сих пор поют) у костров. Он был изумительно, прирожденно артистичен, многогранно талантлив, полон жизненной энергии. Свою позицию он определял так: «Нытье — вещь поверхностная, это проще всего: у кого нет неприятностей? Нужно выявить более сложное, более глубокое. Нужно заразить людей светлым, хорошим. Вот, элементарно говоря, мое кредо».

Радостный свет, тепло окрашивают каждую песню Ю. Визбора, даже самую грустную. Визбор был и остается поэтом интеллигенции, в первую очередь того поколения, времен «оттепели», которое на всю жизнь сумело сохранить юношескую мечтательность. Вечная молодость, неуспокоенность поэта, стремление в дорогу — близки молодым людям и нашего времени.

В чем обаяние песен Визбора? В особенной задушевности, умении проникнуть в самую суть человеческих переживаний, понять, поддержать.

Спокойно, дружище, спокойно!

У нас еще все впереди.

Пусть шпилем ночной колокольни

Беда ковыряет в груди.

Не путай конец и кончину,

Рассветы, как прежде, трубят.

Кручина твоя не причина,

А только ступень для тебя.

1962

В чувстве товарищества, которое соединяет героев его произведений. Альпинисты, туристы, летчики, моряки, полярники, космонавты... «Вот это для мужчин...» Визбора можно назвать певцом мужской доблести, солидарности, дружбы.

Отыщешь ты в горах

Победу над собой, —

это не только об альпинистах, а о преодолении самых разных испытаний, которые готовит жизнь. За простыми, на первый взгляд незамысловатыми строчками скрыт подтекст, понятный каждому, кому «знакомо щемящее чувство дороги».

Ведь дело мужчин пересилить тревогу,

Надежно держать чуть дрожащий штурвал

И молча глядеть на ночную дорогу,

Чтоб компас души верный путь указал.

1976

Визбор — поэт-романтик, понимавший красоту, умевший увидеть её и на экзотическом «плато Расминчор», и в подмосковном крае, где «над Подлипками льют дожди». Этот замечательный человек, что «бродил по Заполярью», «сердце оставил в Фанских горах» и исколесил сотни других дорог, остается преданным Москве, России и может сказать с полным правом:

И нету оправданья

Не любящим тебя.

Тонким лиризмом окрашены песни о любви, о женщине, о счастье.

 «Милая моя, солнышко лесное», — мог сказать только Визбор. Его чувство светлое, ласковое, чуть грустное, с ноткой сожаления о несбывшемся, несостоявшемся счастье. По мысли поэта, любовь, вера согревают души людей, позволяют мечтать и надеяться на лучшее.

Песня «Ты у меня одна...» (1964) воплотила мечту о единственной любви, о неповторимости встречи двух людей. Это песня о таинстве человеческих отношений, когда для влюбленного «она» становится необходимой, как воздух, вода, красота мира.

Юрий Визбор ведет откровенный разговор со слушателем об очень важном, о вопросах, волновавших всех и всегда. Не случайно самые драматичные песни написаны в форме диалога («Телефон», «Поминки») или с включением ответных реплик собеседника («Серега Санин»), обращений «мой друг», «дружище», «милая моя».

Слушающий песни Визбора понимает, что их сочинил человек необыкновенной доброты, в котором за внешней мужественностью, сдержанностью скрываются ранимая душа, чистое сердце большого ребенка.

Творческое наследие Ю. Визбора велико — около 400 песен. А ведь он был не только поэтом, но и прозаиком, сценаристом, журналистом, киноактером, в юности готовился стать летчиком, занимался горными лыжами и альпинизмом, замечательно рисовал. «Мой друг рисует горы, далекие, как сон» Ады Якушевой — о нем.

Юрий Визбор прожил недолгую жизнь (1934—1984), но оставил прекрасные песни, кинофильмы… К сожалению, уже после его смерти было издано несколько его книг и книг о нем, создан диск «Наполним музыкой сердца», а его песни не перестают петь все новые и новые молодые люди, чьи сердца не могут остаться равнодушными к Музе замечательного человека и поэта.

2. Творчество Булата Окуджавы.

Булат Окуджава – известный советский бард и композитор, автор нескольких сотен песен, известный не только в музыкальном мире, но и в сообществе писателей.

Родился будущий писатель 9 мая 1924 года в столице СССР. Шалва Степанович и Ашхен Налбандян (отец и мать мальчика) трудились на поприще партийной деятельности и пользовались уважением в кругах коммунистических деятелей. Спустя два года после рождения сына семья переехала в Тбилиси, а позже судьба занесла их в Нижний Тагил. Несмотря на свою принадлежность к партии, отец Булата попал под репрессии. Разгоревшийся в то время конфликт, названный троцкистским делом, негативно сказался на многих судьбах. Чуть позже Шалву Степановича расстреляли вместе с двумя его братьями. Ашхен Налбандян не смогла отмыться от клейма «предателя родины» и была взята под стражу. Выйти из застенков лагеря, расположенного в Караганде, ей удалось только в 1947 году.

Булат Окуджава в юности.

Учился младший Окуджава в русском классе 43-й школы Тбилиси. Позже он переехал в Москву на Арбат, где жил вместе с бабушкой в коммунальной квартире. В 40-м году Булат вернулся в Грузию и устроился работать на завод помощником токаря. Когда началась война, он записался добровольцем в армию на должность миномётчика. Служил в полку кавалерии 5-го гвардейского корпуса вплоть до 1943 года. Спустя год активного участия в военных действиях его серьёзно ранили около города Моздок, после чего ему пришлось отправиться в тыл для залечивания душевных и физических ран. В 1944 году он покинул ряды советской армии с двумя наградами «За победу над Германией» и «За оборону Кавказа».

ПЕРВЫЕ ШАГИ

В биографии Булата Окуджава, как литератора, было много взлётов и падений. Первую песню с названием «Нам в холодных теплушках не спалось» он написал ещё в 1943 году, будучи впечатлённым ужасами войны. В 1945 году писатель записался на факультет филологии в университет Тбилиси. В 1946 году он написал песню «Неистов и упрям…». Успешно защитив диплом в 1950 году, он отправился познавать опыт жизни в учебные заведения Калужской области. Два года трудился на поприще преподавателя русской литературы, не забывая регулярно посылать свои тексты в местную газету.

В 1954 году состоялась встреча талантливого юноши с известными в то время представителями литературного жанра Николаем Панченко и Владимиром Кобликовым. Окуджава предложил им свои стихи для ознакомления, которые позже напечатали в газете «Молодой ленинец». По-настоящему заняться творчеством Булат смог только после реабилитации родителей в 1956 году. Именно в этом году писатель выпускает свой первый сборник с незамысловатым названием «Лирика».

Советскому народу очень понравились творения молодого поэта, и уже с 1959 года Булат регулярно появляется на большой сцене с авторскими песнями. Особенно запомнились такие произведения, как «Сентиментальный марш», «Московский муравей», «Песенка о голубом шарике», «На тверском бульваре» и др. Все эти песни, написанные в период 1956-67 года, он исполнял под гитару в своей неповторимой манере, которую слушатели окрестили «интимной».

КАРЬЕРНЫЙ РОСТ

Будучи вовлечённым в процесс создания литературных произведений, Окуджава иногда забывал о своей личной жизни, о чём часто вспоминал поэт впоследствии. Песен и стихов было недостаточно, поэтому в 1961 году Окуджава преподносит на осуждение публикой своё первое прозаическое сочинение. Автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр», которая была напечатана в альманахе «Тарусские страницы», повествует о военном периоде жизни писателя. В 1967 году по ней сняли кинофильм «Женя, Женечка и Катюша».

В 1961 году Окуджава стал главным лицом концерта, состоявшегося в Харькове. После этого знаменательного события начались долгожданные гастроли по большим городам необъятной державы. В 1962 году на большие экраны вышел фильм «Цепная реакция». Несмотря на то, что картина не снискала восторженных отзывов критиков, музыкальный ряд кисти великого мастера запомнился многим зрителям. Так началась новая веха в карьере Окуджавы.

Особую популярность барду принесла песня «Нам нужна одна победа», прозвучавшая в драматической картине Андрея Смирнова «Белорусский вокзал». Также писатель принимал участие в создании музыкальных композиций для фильмов «Соломенная шляпка» 1974 года, «Покровские ворота», «Звезда пленительного счастья» и пр. В известной кинокартине Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» звучит композиция авторства Булата Окуджавы. Именно этот трек ассоциируется с данным фильмом, ведь «Ваше благородие, госпожа удача» в исполнении актёра Павла Луспекаева считается одной из самых популярных песен в истории советского кинематографа.

Творчество писателя выходило далеко за рамки обычной литературной деятельности. Он написал несколько киносценариев к таким картинам, как «Верность» Петра Тодоровского и «Женя, Женечка и Катюша». Участвовал в съёмках фильмов на должности актёра. По большей части его фамилия мелькала в эпизодах, но в многосерийном проекте Владимира Венгерова «Строговы» 1976 года Булат сыграл довольно запоминающуюся роль советского офицера. Писатель активно изучал иностранные языки и умел переводить тексты с испанского, шведского и арабского.

Окуджава является автором нескольких исторических повестей и романов, включая «Старинный водевиль» 1971 года, «Глоток свободы», «Бедный Авросимов» 1969-го, «Путешествие дилетантов», «Свидание с Бонапартом» 1983 года. Также поэт принадлежит к лауреатам Государственной премии СССР за стихотворный альманах «Посвящается вам» 1988 года. Его роман «Упразднённый театр» был удостоен престижной литературной премии «Русский Букер» 1994 года. С 1996 года Окуджава признан почётным жителем Калуги.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

После снятия со своей фамилии позорного клейма и реабилитации матери, Окуджава становится партийным коммунистом. В 1962 году вступает в ряды Союза Писателей СССР. В клуб-студии «Магистраль» он часто встречался с другими участниками движения в целях обмена опытом. Также заведовал отделом поэзии в еженедельной «Литературной газете» и трудился на должности редактора в издательстве «Молодая Гвардия».

Во времена перестройки (конец 80-х годов) выступает в роли демократа и принимает активное участие в политической жизни государства. В 1989 году получает членство в международной правозащитной организации, в которую входят писатели, поэты и журналисты со всего мира. В 1992-ом становится одним из участников комиссии по помилованиям, а с 1994 является членом комитета по Госпремиям.

В 1992 году дал интервью журналу «Столица», в котором довольно негативно высказался относительно Сталинского режима. В конце 1993 года имя Окуджавы связали со скандалом «Письма сорока двух», в котором говорилось о запрете коммунистических организаций. Впоследствии писатель признал свою причастность, но не гордится этим, так как считает данный поступок слишком опрометчивым. Бард осуждал военную компанию в Чечне и пытался остановить войну, вступив в переговорный процесс прямого посредством прямого обращения к властям.

В конце 90-хх Окуджава поехал в США, чтобы поправить здоровье. Состоялась операция на сердце. После развала советского союза, Булат часто бывал за границей с гастролями. Возможно, это и подорвало его здоровье. В последние годы жизни он проживал в Париже. Там же и скончался, в военном госпитале Кламара 12 июня 1997 года. Семья добилась от властей разрешения не перевоз тела. Похоронили барда на Ваганьковском кладбище в столице РФ.

НАСЛЕДИЕ

Писатель существенно повлиял на особенности развития так называемого «бардовского течения» течения», сформировавшегося в 60-80-е годы. Его последователями стали такие метры жанра, как Юрий Визбор, Владимир Высоцкий и Александр Галич. Сочинение «Возьмёмся за руки, друзья…» является гимном авторской песни и часто его можно услышать на различных концертах, посвящённых данному направлению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: