Дата: 17.04.2020г.
Тема «Генетика человека»
Цель урока: знакомство обучающихся с основными методами изучения наследственности человека.
Ход урока
I. Организационная момент
Приветствие
II. Мотивация учебной деятельности
Хочу привести пример из жизни человека, описанный в книге Николая Павловича Бочкова “Гены и судьба”. Автор книги посвятил изучению генетики человека 30 лет своей жизни.
Однажды на пороге его кабинета появился молодой, приятной наружности человек. Как выяснилось чуть позже, человек очень талантливый. Привела его к Н.П. Бочкову тревога. Дело в том, что в возрасте трех с половиной лет у него скончался первый ребёнок, который родился в срок, нормального веса, отлично развивался, но вдруг с 5-6 месяцев малыша словно подменили. Он перестал улыбаться, ему стало трудно держать головку, и уже через 2-3 месяца невропатологи констатировали болезнь Тея-Сакса. Суть этой болезни в том, что врождённые генетические нарушения в организме привели к демиелинизации нервных волокон, то есть миелиновые оболочки, которыми покрыты нервы, начали распадаться, растворяться. Беда непоправимая.
Потерявший сына отец хотел знать: ожидает ли его последующих детей такая же участь? Или судьба подарит им счастливый шанс?
Проблемные вопросы ( Ответы напишите в рабочей тетради )
• Почему в одной семье дети такие разные?
• Гениями рождаются или становятся?
III. Изучение нового материала
Знакомство с реализацией и значением программы “Геном человека”.
Наступивший XXI век, без сомнения, является веком биологии, и, в значительной мере, веком генетики. Решающей предпосылкой тому явилась расшифровка генома человека.
Геном человека – это своеобразная автобиография вида Homo sapiens. В геноме с помощью генетического кода записаны все превратности и достижения эволюции, начиная с самых дальних глубин геологических эпох. У нас есть гены, которые практически не изменились с того времени, когда в кембрийской грязи зашевелилось первое живое одноклеточное существо. Одни гены появились, когда наши предки были червями, а другие – когда они стали рыбами. Некоторые гены зафиксировались в настоящем виде потому, что наши предки пережили эпидемию страшной болезни. А есть ещё гены, с помощью которых можно проследить миграции людей по Земле за последние тысячелетия. Наш геном – это летопись вида, начатая 4 миллиарда лет назад и продолжающаяся до сегодняшнего дня.
Термин “геном” был введён немецким ботаником Гансом Винклером в 1920 году и охарактеризован им как совокупность генов, характерных для гаплоидногонабора хромосом данного вида организма.
Геном – это “список” всего необходимого для нормального функционирования организма.
2) Значение знаний о геноме человека
• Знание структуры генов человеческого организма позволяет понять механизмы их функционирования, определить влияние наследственности на формирование признаков и свойств организма, на здоровье и продолжительность жизни.
• Знание структуры генома и тонкой структуры генов человека очень важны для изучения наследственных болезней. Это позволит научиться бороться с проявлением в фенотипе человека вредных мутаций, диагностировать наследственные заболевания на любой стадии развития организма, определять гены предрасположенности к некоторым распространённым болезням.
А для этого надо знать собственную генетику.
Однако человек – специфический объект генетических исследований, и в изучении наследования его признаков есть определённые трудности.
Самостоятельная работа
Метод “Синтез мыслей”
Из предложенных вариантов выберите трудности, с которыми сталкиваются учёные при изучении наследования признаков у человека.
Ответ оформите в виде цифровой последовательности.
1) Позднее половое созревание;
2) Малочисленное потомство;
3) Есть возможность ставить прямые эксперименты;
4) Вид относительно медленно размножается;
5) Невозможность направленных скрещиваний;
6) Использование методов, связанных с вмешательством в его наследственный материал;
7) Невозможность обеспечения одинаковых и строго контролируемых условий для развития потомства от разных браков (Ответы: 1,2,4,5,7)
Но, несмотря на указанные затруднения, к настоящему времени имеются обширные знания о наследственности человека, добытые с применением основных методов исследования.