Понятие и способы защиты трудовых прав работников

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ.

ТРУДОВЫЕ СПОРЫ

Понятие и способы защиты трудовых прав работников

Конституция РФ, в силу положений ст. 45, гарантирует российским гражданам и лицам, пребывающим на территории Российской Федерации, государственную защиту их прав и свобод. Данная общегосударственная норма находит свое продолжение в ТК РФ, в соответствии со ст. 2 которого обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту, является одним из принципов регулирования трудовых правоотношений.

Поскольку работник наиболее уязвимый субъект трудовых правоотношений в силу их строгого субординационного характера, а также нахождения финансового ресурса в распоряжении работодателя, законодатель старается как можно чаще в тексте ТК РФ акцентировать внимание лиц, применяющих трудовые нормы, на различного рода гарантии, предоставляемые именно работникам в процессе труда, а также на способы защиты их трудовых прав.

Самыми основными способами защиты трудовых прав и интересов работников ТК РФ считает:

1) самозащиту работниками своих трудовых прав;

2) защиту трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

3) государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

4) судебную защита (ст. 352 ТК РФ).

Нужно сказать, что перечень таких способов не является исчерпывающим, следует лишь руководствоваться принципом «что не запрещено – разрешено».

Теперь рассмотрим каждый из способов защиты трудовых прав работников в отдельности.

Самозащита права является одним из не запрещенных законом способов, применяемых работниками для защиты своих прав и интересов в соответствии со ст. 45 Конституции РФ и ст. 21 ТК РФ. Ёмко представленный в ТК РФ институт самозащиты прав (всего лишь две небольшие по содержанию статьи – 379 и 380), требует всесторонней теоретико-прикладной разработки, однако научных трудов по данному поводу немного, в основном обзоры в периодических изданиях. Давая определение самозащите работником трудовых прав, воспользуемся идеей А. А. Андреева о том, что данный институт представляет собой законные, самостоятельные, а в некоторых случаях и надлежащим образом оформленные действия работника, осуществляемые в порядке защиты своих трудовых прав без обращения в юрисдикционные органы[1], а также органы, формируемые непосредственно в организации для разрешения трудовых споров.

Самый простой формой самозащиты права являются устные переговоры с работодателем и (или) его представителями, инициированные работником. Такие переговоры не нуждаются в письменном оформлении, а доводов, приведенных работником, может оказаться достаточно для снятия с повестки напряженного вопроса. 

ТК РФ в ст. 379 закрепляет основную и наиболее радикальную форму самозащиты – отказ работника от выполнения работы. Такой отказ возможен в ряде случаев, поименованных в законе. Так, работник имеет полное право не приступать к выполнению работы, не предусмотренной трудовым договором, а также работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью. Также в случае задержки заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

Гарантиями права на самозащиту могут служить абз. 2 ст. 179, регламентирующий, что на время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, а также ст. 380 ТК РФ, определяющая, что работодатель и (или) его представители не имеют права каким бы то ни было образом препятствовать работникам в осуществлении самозащиты ими трудовых прав, к примеру, угрожать увольнением или лишением заработка.

Самолично приняв решение использовать такую форму самозащиты собственного права как отказ от выполнения работы, работник должен письменно уведомить об этом работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного их представителя. Из материалов судебной практики исходит, что суд принимает во внимание такое уведомление работника об отказе от выполнения работы или о ее приостановлении, которое выражено в письменной форме с указанием конкретного основания такого отказа или приостановления, с имеющейся на нем записью о входящей корреспонденции либо иной отметкой о получении работодателем данного уведомления[2].

По смыслу ст. 4 ТК РФ невозможно реализовать право на отказ или приостановление следующих видов работ:

-работ, выполнение которых обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

-работ, выполнение которых обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

-работ, выполняемых в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

-работ, выполняемых вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Таким образом, самозащита работника как способ защиты своих трудовых прав, выражающаяся в форме отказа от работы, обладает рядом признаков:

1. Самостоятельность в принятии решения об отказе от работы.

2. Единоличная ответственность за соответствие принятого решения законным основаниям и надлежащую процедуру оформления уведомления работодателя об отказе от работы.

3. В отсутствие работника на рабочем месте в связи с отказом от выполнения работы за ним сохраняется его должность, а также средний заработок.

4. Работнику надлежит немедленно возобновить работу после устранения работодателем препятствующих ее проведению факторов.

5. Запрет на отказ или приостановление определенных законом видов работ.

Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами – одна из основ их деятельности. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[3] (далее – Закон о профсоюзах), профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Для реализации такой важной функции, как защита социально-трудовых прав и интересов работников, профсоюзы наделяются независимостью прежде всего от работодателей и их объединений, а также от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, политических партий и других общественных объединений. Для создания профсоюза не требуется чьего-либо согласия, достаточно лишь наличия инициативной группы в составе 3-х человек. Поскольку профсоюз – это общественное объединение граждан, и для его создания, в силу ст. 18 Федерального закона «Об общественных объединениях»[4], нужно не менее 3-х физических лиц.

Согласно закону профессиональные союзы свободны в выборе своего юридического оформления: они могут приобрести правоспособность юридического лица, зарегистрировавшись в качестве такового в организационно-правовой форме первичной профсоюзной организации, ассоциации или союза, либо вовсе не регистрироваться, не приобретая при этом прав на открытие банковского счета, на заключение сделок, на приобретение имущества и распоряжение им и др.

Основные права профсоюзов в области защиты интересов трудящихся и трудового коллектива в целом состоят, во-первых, в их представительстве. Так, проекты законодательных актов федерального, регионального и местного уровней в социально-трудовой сфере рассматриваются с учетом мнения и предложений соответствующих профсоюзов. Согласно п. 5 ст. 11 Закона о профсоюзах, профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав. Кроме того, профсоюзы наделены правом на ведение от имени работников коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений, а также на ведение контроля за исполнением согласительных актов.

Во-вторых, профсоюзы наделены правом на участие в коллективных трудовых спорах, на организацию и проведение в соответствии с законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.

В-третьих, профсоюзы принимают участие в разработке программ занятости, а также предлагают меры по защите интересов членов профсоюзных организаций, сокращенных в связи с ликвидацией организации. В силу п. 2 ст. 12 Закона о профсоюзах, ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза.

В-четвертых, для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам. Данное право профсоюзных организаций имеет весомое значение для реализации функции защиты членов профсоюзов.

И, наконец, в-пятых, профсоюзы осуществляют одноименный контроль за соблюдением законодательства о труде. Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде данные общественные организации, в соответствии с п. 2 ст. 19 Закона о профсоюзах, вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами. Профсоюзным инспекторам разрешается беспрепятственно посещать подразделения организации, в которой трудятся члены профсоюза с целью проведения проверки соблюдения работодателем, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам, например, выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно ст. 253 ТК РФ, осуществляется инспекцией труда (трудовой инспекцией) в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»[5]. Государственные инспекции труда действуют как на федеральном, так и на региональном уровне. Федеральная инспекция труда представляет собой централизованную структуру, состоящую из Службы по труду и занятости федерального масштаба и ее территориальных (региональных) отделений. Должность руководителя Федеральной инспекции труда именуется как главный государственный инспектор труда РФ. На данную должность лицо назначается Правительством РФ.

В задачи Федеральной инспекции труда входят:

-обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

-обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

-обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

-доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

А принципами ее деятельности являются: уважение, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; объективность; независимость; гласность.

За защитой трудовых прав кроме органов госконтроля можно обратиться и к Уполномоченному по правам человека, и в Общественную палату

Федеральная инспекция труда как орган государственного контроля за соблюдением трудового законодательства наделена широким кругом полномочий, предусмотренных ст. 356 ТК РФ, среди которых, применимо к настоящей главе, можно выделить особо: анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений трудового законодательства, принятие мер по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; проверку соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; ведение приема и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав и принятие в связи с этим необходимых мер по устранению выявленных нарушений и др.

В силу своих полномочий, а также прав и обязанностей государственные инспекторы труда являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону (ст. 359 ТК РФ).

Защита трудовых прав работников производится инспекциями труда в лице государственных инспекторов посредством проведения ими проверок соблюдения трудового законодательства работодателем.

Проверка представляет собой совокупность проводимых уполномоченным контрольным государственным органом в отношении работодателя (юридического лица, ИП, физического лица) мероприятий по оценке соответствия осуществляемой им деятельности или действий обязательным требованиям, установленным правовыми актами.

Проверки могут быть как плановыми, проводимыми по инициативе инспекции труда в соответствии с утвержденным планом, так и внеплановыми, ввиду обращения конкретного работника о нарушении работодателем его трудовых прав, а также обращений и заявлений граждан, в том числе ИП и юридических лиц о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее установленного законом размера, о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

О плановой проверке работодатель знает заранее, поскольку информация о дате и времени ее проведения доступна на официальном сайте соответствующей государственной инспекции, а вот предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки не допускается. При этом с 2008 года на территории РФ действует федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[6], учитывающий также интересы проверяемой стороны. Так, согласно данному акту, действует презумпция добросовестности работодателя, кроме того предпочтительным является уведомительный характер проведения проверок, а также устанавливается запрет на взимание платы за проведение контроля и многое другое. Наравне с этим, работодателю запрещается препятствовать осуществлению государственного контроля за соблюдением трудового законодательства. За такое воспрепятствование устанавливается административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, ст. 19.7 КоАП РФ. А лица, применяющие в отношении государственных инспекторов труда или их близких насилие, угрожающие им насилием или оскорбляющие государственных инспекторов труда при исполнении ими должностных обязанностей или в связи с их исполнением, могут привлекаться к уголовной ответственности в соответствии со ст. 318 и 319 УК РФ.

Судебная защита трудовых прав и интересов работников подробнее освещается в рамках рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: