Педагогические требования к организации краеведческих исследований в туристском походе

КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИСТСКИХ ПОХОДАХ


Под спортивным туристским походом понимается прохождение маршрута определенной протяженности в соответствии с категорией сложности, определяемой спортивными нормативами. По действующей спортивной классификации выделяют простые туристские походы (3 степени) и сложные — категорийные туристские походы (6 категорий). В школьном возрасте максимально доступны спортивные походы 4 категории сложности.

Кроме педагогической задачи, спортивный поход предполагает выполнение спортивного норматива для получения соответствующей квалификации. Для прохождения маршрута необходимы хорошая физическая и психологическая подготовка всех участников, умение взаимодействовать в группе. Распорядок дня подчиняется спортивным целям, сущность которых — в успешном и безопасном прохождении маршрута в любую погоду в условиях автономности.

Становление спортивной группы туристов-школьников обуславливает необходимость путешествий в новых географических районов и постепенное их усложнение.

В то же время практика проведения спортивных походов показала, что для безопасного прохождения маршрута необходимо глубокое знание района путешествия, включая знание традиций местного населения и особенностей преодолеваемых естественных препятствий (перевалы, броды, пороги). То есть краеведческая информация жизненно необходима спортивной группе как в процессе подготовки и во время проведения похода, так и по его окончании для анализа и систематизации собранной информации. Эта информация традиционно представляется в виде туристского отчета о походе. Такой отчет в общем виде включает в себя сведения о районе похода, график прохождения маршрута, его техническое описание, карты, фотографии.

Краеведческая информация входит в контекст спортивного отчета, однако в походах со школьниками в отчете о маршруте собранная краеведческая информация выделяется в отдельный раздел. Это связано с особой ролью краеведения в спортивном походе со школьниками как наиболее эффективной комплексной формы обучения, воспитания и развития юного туриста в значимой для него туристской деятельности.

Хотя под краеведением понимается широкая группа проблем в разных областях знаний, можно говорить об особенной форме краеведения — туристском краеведении, являющемся естественным для спортивного похода. Такое выделение вызвано необходимостью сочетания в краеведческой работе обеспечения безопасного прохождения маршрута и педагогически организованной деятельности детей. А добывание новой научной краеведческой информации для спортивного похода со школьниками не характерно, поскольку для этого необходимы особенные условия (дополнительное время, приборы и т.п.).

Нельзя думать, что спортивность в школьном туризме, предполагая только физические нагрузки, исключает обучение и развитие участников похода. Безопасное прохождение сложного маршрута, с преодолением естественных препятствий невозможно без знания всеми участниками группы природы, экономики и населения района путешествия. Туристу—спортсмену жизненно важно знать прикладные элементы метеорологии, гидрологии, геологии, биологии, экономической географии, топонимики, этнографии и т.п. Умение прогнозировать явления природы (погода, паводок, камнепад, лавины), и налаживать взаимоотношение с людьми (как внутри группы, так и с местным населением) является залогом безаварийности похода. Необходимость составления «Отчета о походе» требует умения работать с документами, картами, анализировать полученную информацию, грамотно и доступно изложить ее письменно, на схемах и рисунках.

Примером органично вписанного в спортивный поход выполнения краеведческого исследования может быть изучение вопросов топонимики на маршруте, где в первую очередь рассматривается связь информации, заложенной в географическом названии, с характеристикой естественного препятствия. Другим примером может служить изучение лекарственных, съедобных и опасных растений в условиях путешествия, а не полное ботаническое описания района.


Педагогические требования к организации краеведческих исследований в туристском походе

Краеведческую деятельность со школьниками необходимо строить, прежде всего, как перспективу педагогическую, акцентируя внимание на учебно-воспитательные задачи краеведения, на задачи всего комплекса туристско-краеведческой деятельности, и прежде всего, обеспечения безопасности и здоровья детей. При этом общественное значение краеведческих исследований в работе с детьми необходимо искать не в научности, а в формировании и становлении личности человека через смену сфер деятельности, в сотрудничестве педагога и подростка.

Наиболее осмысленно краеведческий раздел «Отчета о походе» выполняется при условии четкой перспективы его дальнейшего использования — накопления краеведческой информации по районам путешествий.

Краеведческие исследования, отвечающие указанным условиям и принципам, удобно представить в туристском «Отчете о походе» в следующем виде:

1) вступление по теме работы с указанием её педагогических и познавательных целей;
2) описание методики работы;
3) содержание проделанной работы;
4) выявленные особенности в краеведческой характеристике района, познавательное значение выполненной работы;
5) использование на маршруте собранной информации;
6) выводы и практические рекомендации, в т.ч. для руководителей походов в данном районе;
7) список литературы;
8) иллюстративный материал (рисунки, фото, карты и т.п.).

Тема задания может быть связана: а) с посещением экскурсионных объектов, б) с изучением района похода, в) с проведением исследований в каких-либо областях знания для получения краеведческой информации.

Необходимо при выборе темы краеведческого задания учесть возможное его значение для последующего безопасного прохождения маршрута другими группами, расширения педагогического, познавательного и рекреационного потенциала района путешествия. Подобная форма была использована при проведении туристских походов школьников в рамках Первенства г. Москвы по туризму.

Такая логика построения краеведческого отчета связана с тем, что этот материал станет естественным дополнением к техническому описанию маршрута, пополнит библиотеку МКК (Маршрутно-квалификационной комиссии), тем самым поможет следующим группам более полно представить особенности района путешествия. Кроме того, содержание краеведческого раздела может представить методику работу группы и руководителя по сбору материалов в условиях похода со школьниками, что может послужить руководством для руководителей и краеведов других групп. Помимо библиотеки МКК, как основной формы использования краеведческих исследований, возможно участие в краеведческих чтениях, конференциях и слетах, проведение тематических школьных уроков с использованием походных материалов, создание экспозиций и передача собранного в музеи.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: