Русская художественная критика 1820-30-х годов

Развитие культуры определялось распространением национально-патриотических идей, особенно в результате победы над Наполеоном. Наблюдался рост революционных настроений, создание тайных обществ декабристов. Рассмотрение проблем развития национального искусства наряду с преобразованием государства нашло отражение в программах декабристов. Понятия «национальность» и «народность» в искусстве. Предложения по созданию специального музея русского искусства. В «Сыне Отечества» регулярно появлялись сочинения П.П. Свиньина, энтузиаста-собирателя и исследователя материалов по истории отечественной культуры: об изобретателях, самоучках, художниках, ремесленниках.

Академическая выставка 1820 года и ситуация полемики вокруг нее. Статьи Н.И. Гнедича и А.А. Бестужева в «Сыне Отечества». Гнедич переводчик «Иллиады», филолог, литературный критик, работы: "Рассуждения о причинах, замедляющих успехи нашей словесности" (1814); "Рассуждение о вкусе, его свойствах и о влиянии на язык и нравы народов" (1816). «Не критики страшиться дарованию, а безмолвия». А. Бестужев-Марлинский один из первых стал писать о художественных направлениях в искусстве: «Мне пришло в голову сравнить воду и огонь с классицизмом и романтизмом… Ржавчина разрушения и пепел вулканов нужны для семян нового бытия, без него они не принялись бы на граненом камне.»

В 1820-е годы в «Полярной звезде» была опубликована статья «Рафаэлева мадонна», написанная поэтом Василием Андреевичем Жуковским (1783–1852). В творении Рафаэля поэт увидел «невыразимые» движения человеческой души, которые «лишь сердце знает». За такой мистико-романтический характер высказываний В. Жуковскому доставалось от В. Кюхельбекера: «У нас все мечта и призрак, все мнится и кажется, и чудится… что-то невидимое, что-то неведомое… в особенности же туман: туманы над бором, туманы над полями, туман в голове сочинителя…» [Цит. по: 11, с. 94]. Пушкин, подходя к русской культуре значительно шире, возражал Кюхельбекеру: «Не совсем соглашаюсь с строгим приговором о Жуковском. Зачем кусать нам груди кормилицы нашей? Потому что зубки прорезались? Ох! Уж эта мне республика словесности. За что казнит, за что венчает?»

Общество поощрения художников возникло в 1821 году.

«Журнал изящных искусств» (1823-25, Санкт-Петербург) В.И. Григоровича, конференц-секретаря АХ. Программа художественного издания, структура журнала, основные эстетические позиции автора и издателя (в данном случае – в одном лице) сформулированы так: журнал стремился вознаградить «недостаток в русском языке сочинений по сей части» и «приобрести то внимание просвещенных соотечественников, которого достоин предмет сего журнала». Успеху «Журнала изящных искусств» во многом способствовали труды директора Публичной библиотеки, а затем президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина (1763–1843), он уделял внимание и историк-этнографической тематике: «Опыт о правилах медальерного искусства» (1817), «Рязанские русские древности» (1831), «Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения славян» (1839). Деятельность В.И. Григоровича и опубликованные им материалы высоко ценились современниками.

Другие издания 1820-х годов: «Полярная звезда», «Мнемозина», «Северные цветы». Критические рассуждения К. Рылеева, В. Кюхельбекера, Д. Веневитинова и др. С 1824 по 1825 год «Общество любомудрия» издавало свой собственный альманах – «Мнемозину». В Древней Греции Мнемозина почиталась богиней памяти, матерью девяти муз. Самим своим названием альманах заявлял: основа всему – историческая память и культурная традиция. «Мнемозина» занималась поисками критериев оценки искусства: искали то «единое мерило», каков есть «нуль для математики», то «архимедову точку», которая позволила бы «сдвинуть с оси науки и искусства России». Князь В.Ф. Одоевский не без иронии возражал на это, что «сие умствование, может быть и справедливо, но не полно». Одним из вдохновителей «Общества любомудрия» являлся поэт Дмитрий Владимирович Веневитинов (1805–1827), положивший начало философской лирике в России, которую продолжили затем Е. Баратынский и Ф. Тютчев. В статье «Скульптура, живопись, музыка» Д.В. Веневитинов стремился выявить особенности изобразительного искусства и определить его «точки прикосновения» к музыке. Поэт высоко поднимал престиж искусствоведческой мысли, которая, по его мнению, должна являться не досужим развлечением, а проявлением великой миссии «служения человечеству». Напечатана статья была в 1827 году в альманахе «Северная лира».

Разработка концепции романтизма продолжалась русскими авторами. А.И.Галич и его трактат «Опыт науки изящного» (1825) (здесь хорошая оцифровка http://philolog.petrsu.ru/filolog/lit/galich.pdf). «Опыт науки изящного» был написан в русле трансцендентальной философии Шеллинга и отчасти Канта. В («чистой») общей теоретической части рассматривались вопросы, касающиеся способностей человека (ума, воли и чувств) в их отношении к прекрасному, понимание идеи прекрасного через «первообраз» (идеал), учение о типологии «первообразов» (в Боге, в духе человеческом и природе), учение о гении, к-рым прекрасное и изящное создается, о вкусе как способности его понимать и оценивать и о чувстве как способности его воспринимать. Г. подчеркивал Божественное происхождение прекрасного, различал прекрасное в природе и в произведениях искусства и считал, что не подражание природе, а выражение вечных Божественных идей в художественных образах составляет истинное назначение свободного гения человека. В специальной («прикладной») части, посвященной исследованию изящного в отдельных видах искусства, он делил художества на пространственные (скульптура, зодчество, живопись), тонические (связанные со временем - музыка), относящиеся к пространству и ко времени (театральные или сценические) и отличал от вышеупомянутых «натуральных» искусств искусство «идеальное», поэзию, со всеми ее многообразными формами - лирикой, драмой, эпопеей и романом.

Если академическая выставка 1820 года как бы восстанавливала практику показа после пятилетнего перерыва, то с 1824 года экспозиции стали регулярными.

Осложнение исторической и внутриполитической ситуации после подавления восстания декабристов в 1825 г. Закрытие ряда изданий. Ужесточение цензуры.

Новое специальное издание – «Художественная газета» (1836-40, Санкт-Петербург), ее издатели и авторы Н.В. Кукольник и А.Н. Струговщиков. Концепция издания в ситуации обостряющихся споров. Программный отказ от критики, провозглашенный Н.В. Кукольником в редакционной статье, и отношение к этому его оппонентов. Сложности, возникшие на пути издателя, передача редактирования в новые руки. А.Н. Струговщиков и изменение концепции журнала. Ценность фактологического материала, собранного на страницах «Художественной газеты». Оценки творчества О.А. Кипренского, К.П. Брюллова. Привлечение к сотрудничеству в журнале художников, публикация статей мемуарного характера, узкопрофессиональных статей о секретах мастерства и т.д. Нестор Васильевич Кукольник (1809–1868), которого в советское время упорно относили к «казенным реакционерам». Нестор Кукольник был известным литератором, им написаны лирические стихи, положенные на музыку Михаилом Глинкой: «Сомнение», «Жаворонок», «Колыбельная» и др., повесть о русском композиторе ХVIII века «Максим Березовский», рассказы об эпохе Петра I, многочисленные повести и драмы. Что же касается отечественного искусствознания, то здесь роль Н.В. Кукольника трудно переоценить. Он основатель и издатель первой русской газеты, специально посвященной «художествам», автор большинства напечатанных в ней статей. «Художественная газета» регулярно обсуждала самые животрепещущие вопросы – о тематике произведений, об академическом образовании, о художественных направлениях и мн. др. «Художественная газета» представляла собой тонкие тетради со страницами из грубой шершавой бумаги, с мелким газетным шрифтом и одинаковой, переходившей из номера в номер заставкой. Иллюстрации печатались новым способом политипажа, простым и дешевым, – отпечатки делались с деревянной доски, что давало возможность выпускать большой по тому времени тираж – 600 экземпляров. Благодаря литературному дару Н.В. Кукольника «Художественная газета» использовала самые разнообразные искусствоведческие жанры. Часть из них впервые появились именно на страницах этой газеты: словари, отчеты художников, высказывания самих мастеров и т. д.

Высказывания художественных деятелей о своем творчестве и работах учителей и современников. Специфика данного материала как источника. Дневники, письма, автобиографические записки, воспоминания, рапорты пенсионеров Академии художеств. Тексты И.П. Мартоса, А.Г. Венецианова, О.А. Кипренского, Ф.П. Толстого, С.Ф. Щедрина, К.П. Брюллова, А.А. Иванова рассматривали все аспекты художественного творчества вплоть до технологических нюансов исполнения.

Новая тенденция (реализм). Статья в «Отечественных записках» за 1842 год, написанная Василием Петровичем Боткиным (1811–1869), братом известного медика С.П. Боткина, талантливым писателем и литературным критиком. В.П. Боткин входил в философско-литературный кружок Н.В. Станкевича, дружил с В.Г. Белинским, был ненавистником крепостного права, поборником демократических преобразований и защитником «гоголевского направления» в литературе. Полемичностью выделялась статья Виктора Павловича Гаевского (1821–1888), прославившегося своей «Библиографическими заметками о сочинениях Пушкина и Дельвига», а также статьи поэтов братьев Аполлона Николаевича Майкова (1821–1897) и Валериана Николаевича Майкова (1823–1847). Все эти статьи особо отмечали творчество Павла Андреевича Федотова (1815–1852), автора картин «Вдовушка» и «Сватовство майора», как мастера, который брал сюжеты «прямо из жизни» и отражал «истинную современность». Приобщение искусства к общим, «проклятым вопросам» эпохи крупными буквами значилось на знамени Виссариона Григорьевича Белинского (1811–1848).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: