Культура безмолвствующего большинства

 

Вперёд по трассе М-3, тракту соединяющему московскую и киевскую русь, на самую границу с «Незалежной»: от «златоглавой» до селения Турка Хомутовского района Рыльского уезда в сердцевину Курской губернии - на родину Пимена Ивановича Карпова: автора «Говор Зорь», «Пламень», «Кожаное Небо», «Из Глубины», сребровекого сочинителя стихов, пьес, критических и журнальных статей, с хитринкой величавшего себя «поэтом самоучкой”.

 

В сентябре 2017 года издательством Хаос-пресс выпущена в свет книга неизданных произведений Пимена Карпова «Светильник Любви», добротные томики которых я смиренно сопровождаю в Курскую научную библиотеку имени Асеева, курский литературный краеведческий музей, межпоселенческую библиотеку Хомутовки, проводящую карповские чтения на месте упокоения писателя.

Изданная книга имеет одноименное название с рассказом Пимена Карпова, опубликованного в журнале «Огонёк» за 1914 год, одноимённое и с синематографической работой, увы, ныне утраченной.

 

По мере сил остановим внутренний взор на красотах Курской губернии, подспудно породивших необъятную палитру поэтики Пимена Ивановича;

по мере физического движения поговорим о духовных движениях старообрядчества и сектантства Черноземья, поскольку основополагающий роман Карпова «Пламень», открывший, а возможно и погубивший «литературную карьеру» писателя, наполнен эсхатологическим богоискательством близких ему «хлеборобов». В заповедном Черноземье начиная с XVII века в великом разнообразии были представлены «протестные» формы вероисповеданий, чья степень распространенности и влияния на религиозное сознание курчан - более чем значима.

 

Уклонение от опеки «господствующей» церкви в прошлом было достаточно заметным явлением в Курской губернии, в частности, религиозный раскол обозначил себя здесь с первых лет никоновских реформ XVII века.

На первых порах прибежище здесь находили спасавшиеся от религиозных преследований старообрядцы из Калужской, Рязанской, Тульской земель, что привело к появлению дюжин деревень и сел, либо целиком старообрядческих, либо благостно расположенных к «аввакумовской вере». В частности, знаменитым русским подвижником Иовом здесь был основан старообрядческий Льговский монастырь, несколько десятилетий являвшийся оплотом «старой веры», а впоследствии ставший городом Льговом. В 80-е годы XVII века в Курские пределы стали ссылать стрельцов-старообрядцев из центральных районов России, породив тем самым «значительное распространение раскола» в Рыльской губернии. Выходцем из Рыльска оказался и вождь российского старообрядчества конца XVII века преподобный Феодосий.

В последующие столетия «старая вера» укрепилась, вошла в корень Черноземья, а к концу XVIII века раскол, разлившись в простом и торговом сословии, проник и в духовенство. «Раскольничьими» городами признавались Рыльск и Спасск, Обоянь, Курск, Моршанск.

 

Центральным для библейской религиозной культуры является понятие Храма – места особого присутствия Бога, где совершается таинство жертвоприношения, «храм» соотносится не столько с храмовыми постройками, сколько с самой общиной верующих, которая так же есть обиталище Божества. В периоды кризисов, когда богослужение в Храме невозможно функции Храма переходят на общину, и собрание верующих для молитвы становится храмовым жертвоприношением. В подобной ситуации оказалась русская религиозная культура в середине XVII в., когда в результате реформ патриарха Никона произошел раскол Русской Церкви, и появилось старообрядчество, а после и великое множество апокалиптических сект, ставших реакцией ревностных богоискателей на невозможности иметь институализированное священство. Выход был найден в усилении роли личного подвига благочестия, так, как его понимали в каждой отдельной общине.

А тем делом православие пережившее трагедию раскола, продолжало множить вероисповедальные разночтения, что неизбежно привело к умалению общей ритуальной атрибутики и всё большей разности в области трансцендентного.

 

Перейдём к тайной и явной истории сектантства Черноземья. Курские земли были «переполнены хлыстами, представителями мистического сектантства, радетялями «Святого Духа», а со второй половины XVIII века здесь

активно распространяется скопчество (ответвление от хлыстовства, признающее необходимым условием душевного спасения - оскопление). В 1764 году Курская губерния стала ареной слухов о том, что ожидаемый сектантами Христос – Петр III, отождествляемый с личностью родоначальника русского скопчества Кондратия Селиванова, скрывается в Курске. С особенным нетерпением появление последнего ожидалось в Рыльском и Фатежском уездах, и в середине XIX века Курская губерния вышла на первое место в России по числу выявленных скопцов (300 человек, фактическое количество – гораздо больше).

 

 

Хлысты.

Хлыстовство выработало свои эсхатологические воззрения, верования в будущую жизнь после необратимой кончины мира, но верования особые.

Точных свидетельств о приближающейся кончине мира хлысты как правило не называют, но ожидают его наступление «вскоре». Но прежде конца света настанет время скорби для «истинных христиан», затем начнется страшный суд, который будет проводиться сектантскими Христами. Согласно сектантской эсхатологии сначала люди услышат глас Христа Ивана

Тимофеевича Суслова, затем в великую трубу божью (размером от земли до седьмого неба) затрубит Саваоф Даниила Филиппович. Под обновляющееся небо и землю появятся также прочие хлыстовские Христы, Богородицы, пророки, словом, все адепты хлыстовства воскреснут. «Ой, страшно нам, други, будет,/Как Господь судом засудит!/Земной жизни вам лишиться,-/От отца конь белый явится;/На коне сидит бел мужествен:/На нем риза белаго снегу:/Венцы на главе его разного цвету./На коню тары и печати,-/Чтобы было за что отвечати./Он грешникам очень страше./А праведникам очень красен./Там шли-пришли злые звери,/Имена им – архиереи.../Они будут горько мучить/Православных христиан...»

 

Простые хлысты полетят по воздуху вслед за таинственно воскресшими, встретятся рядовые члены секты со своими лидерами и пойдут в Москву, где основатель движения Даниила Филипович ударит в Царь-колокол. Судить при этом будет каждый кормщик свою общину, под общим наблюдением основателя движения. После того как хлысты займут каждый в меру своего благочестия чины ангелов и архангелов (и займут одно из 7 небес), произойдет суд над всеми остальными людьми. Райские блаженства будут неизреченными и бесконечным. На небесах будут происходить «бездвигательные радения», поскольку телодвижения происходили на земле в следствии борьбы Святого Духа в теле человека с инфернальными силами. Не-хлысты будут либо осуждены на вечное мучение в аду с дьяволами, либо и вовсе превратятся в последних, причем они сами на себя произнесут приговор и в то же время «батюшка» им воздаст отмщение.

 

Скопцы.

Корни эсхатологических представлений скопцов следует искать в мифологизированной в духе евангельского повествования биографии Кондратия Селиванова «Страды». После своего продолжительного пребывания под заключением в Суздале, он якобы был освобожден приверженцами/родственниками и сейчас этот тайный император и Христос пребывает среди народа скрытно, как своего рода «король-под-горой», скрытый бог-правитель-священник-герой, которому суждено открыться и пробудиться от своего спящего/скрытого состояния. Что согласно мифологеме, случиться, когда исполниться полнота времен, в век наибольшей скорби. Тогда исполнится апокалиптическое слово о 144 тысячах праведниках, под которыми скопцы подразумевают самих себя. Из народа выйдет основатель скопчества христос – Петр III – Селиванов и весь мир измениться в пользу скопцов.

Знаменательно использование традиционных христианских апокалиптических образов – 12 труб в которые затрубит скопческий «государь- батюшка», колебание земли и знамения на небе, приход небесных сил с целью суда над людьми. Раздастся оглушительный перезвон колоколов, в Москву (или в Санкт-Петербург) слетятся все скопцы («голуби белые», все обычные люди во главе своих мирских правителей, королей и вельмож. Вслед за этим начнется суд над всем народом честным, начиная со скопцов и кончая простыми людьми.

Любопытно, что среди скопцов не встретишь учения о всеобщем

воскресении, воскресение из мертвых доступно лишь душам скопцов. Раздав награды и наказания, Селиванов примет скипетр, державу и ему поклонятся все цари земные, отдав свои символы царской власти. Примечательно, что среди скопцов было убеждение, что Наполеон I Бонапарт, которого в свое время адепты скопчества почитали за антихриста, будет оскоплен и назначен главнокомандующим скопческими полками, ибо он так же не умер, а скрытно пребывает в Турции. Сопровождая описанное будет идти грандиозное строительство новых городов, чудных соборов и особых монастырей преимущественно в местах страдания отца-искупителя Кондратия Селиванова. Все люди примут оскопление, причем согласно одним представлением количество людей в этом хилиастическом царстве будет неизменным, а по другому верованию, люди будут размножаться от одного целования. Тогда и начнется на земле «золотой век» со столицей в России, которому не будет конца.

Эсхатологический мотив скопцов весьма самобытен, поскольку фигура открывшегося отца-искупителя Селиванова создана одновременным смешением апокалиптических образов, которые применяются в Откровении Иоанна Богослова к истинному Богу и к антихристу, причем с заметным тяготением к более «материалистическому» появлению последнего. Установив всемирное царство праведности, Петр III-Селиванов оставив управление Россией умрет и будет похоронен в пустой, как считают скопцы, раке благословенного князя Александра Невского. Божество Селиванова удалится на седьмое небо для соединения с Саваофом, своей матерью Акулиной Ивановной и своим предтечей.

 

Возвращаясь к Пимену Карпову.

Роман «Пламень»... из жизни хлеборобов, в 1913 году вышедший в санкт-петербургском издательстве «Союз», казалось бы появился на подготовленной почве.

Писатели и философы «серебряного века» уже обратили лицо к теме сектантства, обнаружили в себе желание посещать хлыстовские радения; руководители сектантских общин были частыми гостями на заседаниях петербургского Религиозно – философского общества. К теме хлыстовщины обращались в своем творчестве Д. Мережковский, А. Блок, А. Белый. Василий Розанов посвятил хлыстам и скопцам книгу «Апокалиптическая секта». Однако, все вышеперечисленные ученые господа, оставались «наблюдателями», потому как по ряду социокультурных причин не могли принять на веру плоды простонародного религиозного сознания.

И вот появляется «Пламень», исполненный смертоубийствами христаради, «пробуждения духа» - пытками, экстатического богоискательства, сопровождавшегося как оргиастическими буйствами плоти, так и нещадным умервщлением оной. Книга погружает в нескончаемый хоровод сатаниилов и пламенников, скопцов, кликуш, блудодеек... и всё это «невиданное и неслыханное» натуралистично вписано не в абстрактные пространство и время, а в знакомые всем и вся декорации России начала века.

«Пламень» - художественное произведение, роман, но потому как принят был из рук «курского землепашца», в литературных кругах самопровозглашающего себя «поэтом-сектантом», «хлыстом», побуждал к восприятию особому: словно бы роман есть завуалированное послание-откровение от христов и кормчих богородиц, переданное посредством адепта. И заговорила потаённая книга с людьми, потому как при инициации сектантам предписано таинство неразглашения. Впрочем, представители мистических сект не были учеными богословами, часто они были неграмотными и в отличии, например, от староверов, свои религиозные переживания не записывали. Хлысты и скопцы представляли собой «культуру безмолвствующего большинства». Поэтому основным источником при изучении сектантства являются материалы судебно-следственных дел, появляющихся тогда, когда сектанты оказывались в поле зрения властей, но содержатся в них не мистические переживания, а доносы, данные обысков, характеристики подследственных с точки зрения социальной принадлежности, посещаемости церквей, активной грамотности, медицинские освидетельствования. То есть -исключительно внешние атрибуты.

Книга же Пимена Карпова иносказательно, но осветила доселе закрытые сектантские искания и радения.

 

«Не бойтесь зла! Не бойтесь ненависти! Это зажигает любовь… Верьте всему и всем… То-то любо будет!.. То-то верно…»

 

В основе учения всех мистических сект лежит представление о возможности для человека стать вместилищем божества. Источник подобных воззрений следует искать в православном учении об обожении. В Евангелии от Матфея Христос говорит: «будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный». Русские хлысты считали свое сообщество тайной, истинной Церковью Христовой, тогда как официальная церковная организация – «фарисеи и саддукеи». В одном из хлыстовских распевцев хлыстовское сообщество именуется Втай-рекой, официальная церковь – Шат-рекой. Шат-река «шатоватая и вороватая», Втай-река течет «по белому сахору», дно у нее «серебряное, крутые бережки позолоченные».

 

(фото видеоматериала поездки Ядвиги Розенпаулис)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: