Писательская деятельность

Биография Абрамова

Абрамов Федор Александрович (29.02.1920 – 14.05.1983) – писатель, публицист и литературовед. Яркий представитель советской «деревенской прозы», получившую широкое распространение в 60-х – 80-х годах 20 века.

Детские и юношеские годы

Биография Абрамова Федора Александровича берет свое начало в деревеньке Веркола, что находится в Архангельской области. Глава семейства Абрамовых, Александр Степанович, зарабатывал на жизнь извозом в областном центре, а мать Степанида Павловна была крестьянкой староверческого толка.

Большой трагедией для семьи Абрамовых стала смерть кормильца через год после рождения пятого ребенка в семье – Феди Абрамова. Соседи считали семью обреченной, но в течение 10 лет Абрамовы смогли радикально поправить свое положение и забыли о голоде. Сам Федор начал косить сено уже в 6-летнем возрасте.

Маленький Федя пошел первый класс в родном селе и проучился там четыре года, а затем продолжил обучение в школе в деревне Кушкопала, что лежит в 45 км. от его малой родины. В 1938 году его без сдачи экзаменов приняли на факультет филологии в Ленинградском университете.

Военные годы

Практически сразу после выступления Ю. Б. Левитана по радио Абрамов записался добровольцем в формируемое ополчение. Он был зачислен пулеметчиком в 337 артиллерийско-пулеметный батальон. В начале осени 1941 года получил пулевое ранение в руку, но за короткое время оправился от ранения и вернулся в строй. В один из ноябрьских дней того же года одной пулей ему перебило одновременно две ноги.

Согласно краткой биографии Абрамова, зимой 41/42 годов провел в окруженном фашистами Ленинграде, откуда был эвакуирован в апреле 1942 года. Выписавшись из госпиталя, он предстал перед комиссией, которая признала его негодным к строевой службе с дальнейшим направлением продолжить военную службу помощником командира Архангельского военно-пулеметного училища.

Оттуда в апреле 1943 года был переведен в отдел СМЕРШа, где и прослужил до осени 1945 года. В том же году его приняли в коммунистическую партию.

Личная жизнь

Старшая школа была далека от родного дома, и Федору пришлось переехать в семью своего брата Василия. Василий сделал очень многое, чтобы Федор смог получить школьное образование. Благодарностью за заботу послужил аттестат без единой четверки.

Еще во время получения образования Федор Александрович встретил учившуюся с ним на одном факультете Людмилу Крутикову, которая вышла замуж за Федора в 1951 году. Его семейная жизнь начиналась в бедно обставленной коммунальной квартире.

В 1954 году Абрамов опубликовал первую статью, на которую сразу обрушился шквал критики. Она называлась «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе» и в ней Абрамов обвинял коллег по цеху, обладателей Сталинской премии в том, что они недоговаривали об истинном положении дел в советской деревне. Он подробно описал тяжелый крестьянский труд, голод и болезни, тяжбу высоких налогов. За это из напечатавшего статью журнала был уволен его главный редактор – А. Т. Твардовский. Позже под давлением партийных работников Абрамов признал неправоту своих суждений, изложенных в статье.

Писательская деятельность

Своеобразный творческий дебют Абрамова состоялся в 1958 году. На свет появился его первый серьезный роман – «Братья и сестры». Это было начало будущего литературного цикла «Пряслины», который продолжили романы «Две зимы и три лета» и «Пути-перепутья». За эту трилогию Абрамов получил премию СССР. Позже он дополнит трилогию романом «Дом».

Много славных произведений, посвященных сельской жизни, написал Абрамов: «Пелагея», «Безотцовщина», «Деревянные кони».

Большое количество произведений Абрамова тяжело проходили цензуру и редко шли в многотиражную печать, потому что показывали всю правду о деревенской жизни.

 

Анализ рассказа "О чем плачут лошади" Абрамова Ф.А.

В рассказе «О чем плачут лошади» автор необыкновенно реалистично изображает русскую природу. Читатель просто физически ощущает запах разнотравья, видит порхание бабочек и стрекоз, ощущает прикосновение лошадиных губ — мягких и теплых.

Даже городской человек, видевший лошадь разве что в кино или в цирке, всем сердцем потянется к лошадям. А уж тот, кто хотя бы раз кормил лошадь хлебом или сахаром с руки, тот проникнется глубочайшей жалостью к этим загнанным, изработавшимся существам. Конюх вечно пьян и часто забывает не только покормить, но и напоить их. Лошадь Рыжуха плачет.

Когда рассказчик спрашивает, о чем плачет его любимая кобыла, в рассказе появляется элемент фантастического допущения: животное, словно в сказке, обрело возможность отвечать человеку.

Старая кобыла Забава, оказывается, пела своей молодой подруге песни, где рассказывалось о том, как прежде любили и уважали лошадей. Еще бы! Они были основой крестьянской жизни.

Позже в жизнь деревни вошла техника — лошадей оттеснили на второй план. Стали пренебрегать ими...

Внимательному читателю откроется, что рассказчик сожалеет не только о слезах лошадей — он и сам плачет о разрушении былого деревенского уклада, когда люди жили в ладу с природой, знали цену жизни, труду, празднику. Не зря видится герою в большом лошадином глазу отражение его самого — маленького человека.

Сказочные кони, деревянные кони, венчающие коньки крыш, — воплощение русской мечты, русской связи одновременно с землей-кормилицей и небом, которое питает душу.

Эти кони забыты и преданы.

Герой и сам ощущает себя предателем, представителем нового практичного и жестокого времени. Это подчеркивает выразительная деталь: человек уходит с луга, засунув руки «в кармайы модных джинсов».

Но поскольку живая память о прежних временах еще жива в повествователе, то в душе его поднимается тоска. Он и сам чувствует себя существом «нелепой лошадиной породы» — наверное, потому, что и сам он много работает, не ощущая благодарности. И еще потому, что трудно бывшему крестьянину принять все безжалостные законы современного общества. Все-таки главное в том, что связь с природой и ее прекрасным творением — лошадью, будет рваться долго и мучительно.

Образ лошади. В образе главного персонажа писатель описал свою любимицу — лошадь Рыжуху, которая «выгодно выделялась среди своих сородичей». Несмотря на сбитую под седёлкой спину, отвисшее брюхо, пухнувшие вены, Рыжуха «сохранила свой весёлый, неунывающий характер, нервность молодости». Именно эти качества лошади, её умение не бояться трудностей, способность чувствовать настоящую радость, выделяли Рыжуху среди других лошадей. Тяжелы будни кобылы: с утра до вечера помогает она людям, но человек очень часто забывает о тех, без кого жизнь была бы сложней. Именно поэтому остальные лошади потеряли свою индивидуальность, превратившись в орудие для достижения собственнических целей человека. Но однажды герой увидел слёзы в глазах Рыжухи. Кобыла спросила человека о тех временах, когда «лошадей жалели и берегли пуще всего на свете». Действительно, были такие времена. Не так давно лошадь считалась кормилицей в семье, поэтому её берегли, ей отдавали лучший кусок со стола, о ней заботились, «выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили». Человек умел сострадать и сопереживать и относился к домашнему животному как к подлинному сокровищу. Герой не смог ответить на прямой вопрос кобылы, поэтому лошадиная тоска, навалившаяся на автора, заставила надолго запомнить Рыжуху.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: