Основные направления предупреждения коррупции государственных(муниципальных) служащих

Введение

По заявлению Президента Российской Федерации В.В. Путина, коррупция в России является одной главных проблем страны наряду с низким уровнем доходов граждан и недостаточным развитием инфраструктуры. И действительно, нет практически ни одного гражданина, который не «договаривался» с сотрудниками ДПС, не дарил пакетик со звенящим содержимым врачу или приносил конвертик с купюрами, чтобы устроить ребёнка в детский сад.

Коррупция-это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.[1] 

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ФЗ "О противодействии коррупции" и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ. а также нормативные правовые акты Правительства РФ, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и муниципальные правовые акты.

Однако значительный вред коррупция наносит будучи с овершёнными в государственных органах или органах местного самоуправления. Коррупция в таком случае не только нарушает права граждан, но и ухудшает статус власти в целом.

Поэтому проблема коррупции на государственной и муниципальной службе довольно актуальная тема. Это проблема не только в нашей стране и во всех странах мира. Полностью конечно коррупцию не победить, но уменьшить совершаемые незаконные действия нужно искоренить. Государство создаёт системы противодействия коррупционным проявлением, по средствам принятия различных профилактических, предупредительных и карательных мер.
 
Взаимосвязь коррупционных действий служащих и конфликта интересов.

 

Трансформация бюрократического (рационального) отношения служащего в коррупционное на уровне индивидуальных практик требует психологической готовности служащего к нарушению законов и правил государственной и муниципальной службы.

В отличие от веберовской идеально-типической характеристики чиновника ключевой характеристикой служащего-коррупционера, взяточника является корысть (личный интерес) как доминирующий мотив криминального поступка. Корыстолюбие как моральное качество характеризует поведение и мотивы человека, который все свои действия оценивает с точки зрения материальной выгоды. Корысть — универсальный мотив поведения коррупционера. Для того чтобы возможность коррупционного поведения служащего, заложенная в сути бюрократического отношения, превратилась в реальность, необходимо воздействие определенных социальных факторов. Для понимания природы этих факторов используется понятие «конфликт интересов»[2].

В обществе давно сложилось убеждение в том, что чиновник не имеет права занимать должность, на которой он может или обязан принимать решения, способные принести личную выгоду ему, его родственникам, иным заинтересованным лицам напрямую или через посредников, т.е. быть способным на коррупционные действия[3]. Также не требует аргументации моральное требование, что в случае невозможности или нежелания устранить конфликт интересов чиновник — будь то министр, губернатор, глава городского округа, муниципального района или рядовой служащий, должен быть освобожден от занимаемого поста. В любом случае субъектом конфликта интересов выступает не только сам гражданский или муниципальный служащий, но и другие субъекты, интересы которых так или иначе направлены на объект — должность государственной или муниципальной службы.

Но федеральные законы «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации» не решают всех проблем, связанных с урегулированием конфликта интересов и пресечением коррупции в системе службы. Обусловлено это прежде всего тем, что ряд правовых норм, которые по своей сути должны быть направлены на урегулирование конфликта интересов, сформулированы нечетко. Такие предписания закона вызывают сложности при применении этих норм. Конфликт интересов имеет различные формы своего проявления в системе гражданской и муниципальной службы, различающиеся как этические отклонения и собственно правонарушения.

В то же время законодательством о гражданской и муниципальной службе предусмотрена ответственность за неурегулированность лишь небольшой части возможных конфликтов интересов, приводящих к коррупции. Все это затрудняет установление взаимосвязи конфликта интересов и коррупции.

Более успешное понимание и разрешение конфликтов интересов на гражданской и муниципальной службе стало возможным только после принятия в декабре 2008 г. антикоррупционного законодательства в органах государственной власти и местного самоуправления[4], что позволяет определить ту границу, за которой начинается конфликт интересов, приводящий к коррупции в системе гражданской и муниципальной службы.

При сравнении понятий «коррупция», «конфликт интересов», «личная заинтересованность государственного и муниципального служащего», содержание которых раскрывается в ст. 1 и 10 Федерального закона «О противодействии коррупции», можно сделать следующие выводы:

• понятия «коррупция» и «конфликт интересов» объединены общим последствием, а именно оно направлено на «причинение вреда (вопреки) правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства» ',

·  понятия «коррупция», «конфликт интересов», «личная заинтересованность государственного и муниципального служащего» объединены общим методом достижения личной выгоды (доходов), а именно «незаконное использование физическим лицом своего должностного положения» или негативным (аморальным) влиянием на «надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей»;

· понятия «коррупция» и «личная заинтересованность государственного и муниципального служащего» объединены общим результатом, получаемым при злоупотреблении служебным положением в виде «денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконного предоставления такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».

Федеральным законом «О противодействии коррупции» (ст. 8, 9) впервые в российском законодательстве констатируется, что служебные проступки и нарушения, возникающие в результате конфликта интересов, рассматриваются теперь как вид или форма противоправного поведения государственных и муниципальных служащих.

Для увольнения с должности в связи с конфликтом интересов, как правило, даже не требуется доказательства получения чиновником личной выгоды. Не надо, например, доказывать в судебном порядке, что государственный заказ не случайно получен компанией, в которой у чиновника, ответственного за проведения тендера (конкурса), есть пакет акций, и что чиновник получил от этого не только естественным образом выросшие дивиденды, но и «благодарность» компании. Достаточно наличия самого конфликта интересов, что само по себе признается опасной для общества предпосылкой коррупции.

Последствия неурегулированности многочисленных конфликтов интересов у современного чиновничества приводят к тому, что постепенно начинают доминировать групповые профессиональные стереотипы поведения, в которых очень велика доля «своекорыстных» мотивов. Эти приоритеты, побуждая чиновников использовать служебное положение для узкогруппового и индивидуального обогащения, провоцируют массовое распространение взяточничества или перевод служебных полномочий в разряд коммерческой тайны. Руководствуясь такими этическими соображениями, чиновники начинают изнутри переориентацию структуры управления на чуждые им критерии экономической целесообразности, т.е. превращают в иные по характеру и назначению механизмы социального управления[5].

Неурегулированность конфликтов интересов неизбежно приводит к отрицательному смещению моральных ценностей в этическом сознании чиновничества и в конечном счете — к коррупционным действиям служащих. В ряде случаев личная выгода, ложь, утаивание информации, способной помочь людям реализовать свои различные не всегда правомерные интересы, становятся нормой профессиональной морали, постоянными спутниками служебной деятельности. На этом фоне теряют былое значение не только принципы ответственности, законопослушания, но и того, в чем заключается главный смысл веберовской модели государственной службы, — элементарной исполнительности.



Основные направления предупреждения коррупции государственных(муниципальных) служащих.

Любое служебное поведение, в котором чиновник действует (бездействует) в условиях конфликта интересов, коррупционно опасно. Для целей профилактики коррупционного поведения принци­пиально важно, что столкновением интересов признается не толь­ко реальное влияние личной заинтересованности на исполнение служебных обязанностей, но и сама возможность такого влияния. Учитывая, что обычно только самому служащему известно о том, что он находится в состоянии конфликта интересов, он обязан:

• внимательно относиться к любому реальному или потенциальному столкновению интересов;

• принимать меры, чтобы не допустить такого столкновения интересов;

• доводить до сведения вышестоящего руководителя информацию о любой коллизии интересов, как только ему становится об этом известно;

• подчиняться любому окончательному решению, требующему от него выйти из того положения, в котором он находится, или отказаться от выгоды, породившей столкновение интересов.

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер, которые представлены в ст.6 Закона «О противодействии коррупции»

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

В системе мер, направленных на предупреждение должностных и коррупционных преступлений, приоритет должен отдаваться общесоциальным мерам. Меры специального криминологического предупреждения, по сути, являясь карательно-репрессивными, не в состоянии поколебать позиции масштабного взяточничества и совершения других коррупционных преступлений. Кроме этого, правоохранительные органы и другие органы государственной власти, являясь субъектами специального криминологического предупреждения, к сожалению, сами разлагаются под воздействием коррупции и снижения профессионализма сотрудников.

Особое внимание на общесоциальном уровне предупреждения должностных и коррупционных преступлений должно быть сконцентрировано на мерах социально-экономического и духовнонравственного характера.

В числе социально-экономических мер предупреждения рассматриваемого вида должностных и коррупционных преступлений следует выделить существенное увеличение уровня заработных плат государственных и муниципальных служащих. Это не только снизит вероятность совершения действующими сотрудниками должностных и коррупционных преступлений, но и позволит производить конкурсный отбор кандидатов на вакантные должности.

Существенное значение имеют также такие организационные и кадровые меры противодействия должностной и коррупционной преступности, как совершенствование работы государственных и муниципальных служащих, повышение их социального статуса, создание прозрачного и эффективно функционирующего механизма профессиональной подготовки, кадровой расстановки и продвижения по службе государственных и муниципальных служащих. Чрезвычайно эффективной представляется и такая мера, как осуществление общественного контроля над деятельностью должностных лиц, осуществляющих деятельность, не связанную с использованием сведений, составляющих государственную, служебную или коммерческую тайну, а также увольнение с государственной службы лиц, нарушивших этические нормы поведения, связанные с осуществлением должностных полномочий.

Следующим важным вектором в предупреждении должностных и коррупционных преступлений является реализация мероприятий духовно-нравственного характера, направленных на повышение уровня духовно-нравственных и моральных ценностей у служащих. Реформы прошлого столетия вызвали резкое усиление ценностно-культурной поляризации общества, коммерциализации и всех социальных взаимодействий. В таких условиях на руководящие должности в государственных и муниципальных организациях идут лица, у которых вместо конструктивных духовных ценностей и мотивационных установок закреплены нигилистические, даже антисоциальные представления и модели поведения.

Показательным примером в данном направлении предупреждения должностных и коррупционных преступлений является разработка Министерством внутренних дел РФ кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел.

Улучшение социального и материального статуса государственных и муниципальных служащих наибольшее влияние окажет на лиц с положительной ориентацией личности, которые совершают должностные преступления под действием тяжелой жизненной ситуации. В отношении лиц, способных совершить преступление в результате действия совокупности внешних факторов влияния, ситуации бесконтрольности и неустойчивой моральной и нравственной ориентации личности, наиболее действенными будут меры, направленные на пропаганду нетерпимости к должностным злоупотреблениям. Что касается лиц, совершающих преступления в результате преимущественно антиобщественной, корыстной ориентации личности, то они вообще должны отсеиваться при должной кадровой политике.

На специальном криминологическом уровне на первый план предупреждения должностных и коррупционных преступлений целесообразно выдвигать организационные меры, связанные с выявлением и расследованием данных преступлений. Неотвратимость уголовного наказания в системе предупреждения преступлений выступает в роли сильнейшего катализатора, без которого вся система предупредительных может рассыпаться. В связи с этим в деятельности правоохранительных органов особое значение приобретают выявление должностных лиц, которые могут совершить рассматриваемые преступления, создание обстановки, принуждающей к отказу от их совершения, проведение оперативно-розыскных мероприятий, позволяющих пресекать противоправную деятельность должностных лиц на ранних стадиях совершения преступления.

Разработка мер по повышению эффективности выявления должностных и коррупционных преступлений может осуществляться только на достоверных знаниях о криминальной ситуации, связанной с их совершением. В этой связи рассматриваемый вид преступности нуждается в постоянном криминологическом наблюдении. Таким образом, необходимостью является проведение систематических научных исследований, касающихся должностной и коррупционной преступности, регулярный анализ криминологической ситуации, связанной с совершением конкретных преступлений, входящих в структуру данных видов преступности и возможных тенденций их развития.

Важную роль в предупреждении рассматриваемых преступлений приобретают выступления руководителей различных правоохранительных органов и других органов государственной власти перед населением непосредственно в коллективах и через средства массовой информации. Эти выступления, наряду с формированием позитивного отношения общества к правоохранительным органам, должны развивать отношение к профилактике преступлений как социальной ценности, внедрять в общественное сознание идеи о необходимости участия граждан в этой работе, а также способствовать осуществлению виктимологической профилактики.

Немаловажной мерой в предупреждении рассматриваемых преступлений является осуществление правового воспитания и пропаганды, оказание консультационной помощи населению по вопросам защиты от преступных посягательств со стороны должностных лиц, издание специальной литературы по этим вопросам, информирование граждан об успехах в деле борьбы с должностной преступностью, о действующем законодательстве в данной сфере, о негативных последствиях нарушения уголовно-правовых запретов и так далее[6].

Что касается такой меры, как контроль за доходами и расходами государственных служащих, то в этой связи интересен опыт некоторых зарубежных стран. Так, в Аргентине предусмотрено уголовное наказание для лиц, которые на законное требование не предоставили оправдание происхождения своего значительного по размерам имущественного обогащения или обогащения, использовавшегося ими в целях прикрытия подставного лица, осуществленных во время пребывания на государственном посту или должности в период до двух лет после ухода с указанного поста или должности. При этом под обогащением понимается не только увеличение достояния в денежном или вещевом выражении, но и погашение долгов или иных обязательств.

Преступление считается оконченным, если после получения достоверного извещения с настоятельным требованием о выполнении обязательств обязываемое лицо не выполнило в сроки, установленные соответствующим законом. Уголовное преследование начинается также и в отношении лиц, которые исказили сведения, содержащиеся в декларации.

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее — Закон о контроле соответствия расходов доходам) в России установлены правовые и организационные основы осуществления расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей доходу данного лица и его супруги (супруга) в случае и в порядке, установленных настоящим законом. Указанным лицам ежегодно необходимо представлять сведения по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году предоставления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица или его супруги (супруга) за три последних года и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов указанных лиц их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, направляются в органы прокуратуры, а в случае выявления в ходе проверки признаков преступления, административного или иного правонарушения материалы направляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией.

В случае установления несоответствия доходов и расходов указанными лицами органы прокуратуры обращаются в суд с заявлением об обращении вышеперечисленных предметов в доход Российской Федерации.

К сожалению, в силу наличия такого принципа уголовного судопроизводства, как презумпция невиновности, привлечь государственных служащих к реальной уголовной ответственности практически невозможно. Самое серьезное, что им грозит, в случае несоответствия расходов доходам, это освобождение от занимаемой должности.

Эта же проблема порождена исключением в 2003 г. из уголовного закона такого вида дополнительного наказания, как конфискация имущества. Возвращение в 2006 г. в УК РФ конфискации имущества как иной меры уголовно-правового характера, применение которой обусловлено необходимостью доказывать преступное происхождение имущества, денег, ценных бумаг и т.п., проблемы не решило, и в таком виде конфискация имущества по тем же причинам практически не работает.

Включение в ряд антикоррупционных норм (коммерческий подкуп, получение взятки, дача взятки и др.) такого наказания, как штраф, кратный сумме взятки или коммерческого подкупа, проблемы противодействия коррупции не решил, в силу того, что эти штрафы фактически не уплачивались.

Серьезным препятствием эффективному противодействию коррупции должностными лицами является упорное нежелание законодателя имплементировать в отечественное законодательство так называемую 20-й статью Конвенции ООН против коррупции, принятой на 58-1 сессии Генеральной Ассамблеи ООН 31 октября 2003 г. и вступившей в силу 14 декабря 2005 г. Суть данной статьи в ответственности за незаконное обогащение — приобретение имущества публичным должностным лицом на средства, происхождение которых оно не могло объяснить или они получены с нарушением закона. В настоящее время такая норма существует в уголовном законодательстве более 40 стран.

Представляется, что решение указанных проблем в значительной степени повысило бы антикоррупционных потенциал действующего уголовного законодательства.

Основные задачи по противодействию коррупции сформулированы в Национальном плане противодействия коррупции на 2016— 2017 гг. (утверждены указом Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147)[7]. К ним относится:

• совершенствование правовых основ и организационных механизмов предотвращения и выявления конфликта интересов в отношении лиц, замещающих должности, по которым установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

• совершенствование механизмов контроля за расходами и обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, предусмотренных Законом о контроле соответствия расходов доходам;

• повышение эффективности противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти и государственных органах субъектов Российской Федерации, активизация деятельности подразделений федеральных государственных органов и органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации;

• повышение эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

• усиление влияния этических и нравственных норм на соблюдение лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

• расширение использования механизмов международного сотрудничества для выявления, ареста и возвращения из иностранных юрисдикции активов, полученных в результате совершения преступлений коррупционной направленности;

• повышение эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям.

С целью совершенствования стратегии правового противо­действия коррупции необходима разработка и реализация ком­плексных региональных целевых антикоррупционных программ, нормативных актов по ее предупреждению, включая антикоррупционную экспертизу правовых актов, а также иные меры, направленные на формирование единой антикоррупционной политики муниципалитетов.

Основная причина, по которой чиновники готовы рискнуть, скрыть конфликт интересов и осуществить коррупционные дей­ствия, - уверенность в том, что им это может сойти с рук, так как чаще всего это и происходит. Много случаев коррупционного поведения вообще никогда не расследуется. Известно, что совесть, моральные нормы сами по себе останавливают не всех. Возникает закономерный вопрос: каким образом можно остановить злоупо­требления, которые трудно раскрыть? Наиболее эффективное сдерживающее средство - не ужесточать наказания для тех, кого поймали, но повышать осознанную вероятность быть пойманным. Обнаруженные коррупционные действия служащих не следует замалчивать. Руководители должны рассказывать подчиненным о сути нарушений и о том, как были наказаны виновные. Но обнародования этических принципов служебного поведения недо­статочно для предотвращения коррупционного поведения. Необходимы более жесткие меры по предупреждению коррупции. Эти меры могут состоять из совершенствования определенных мето­дик, описаний служебной работы, введения постоянных проверок, совершенствования методов набора персонала, выполнения раз­личных тренингов, исполнения профессионального кодекса пове­дения и т.п.

Заключение

 

Опасность современной российской коррупции - в ее массово­сти, проникновении во все сферы жизни общества, быстрой при­способляемости к новым условиям, в связи с чем доверие граждан России к институтам власти находится на низком уровне. Наря­ду с этим сегодня отмечается активное влияние коррупционной преступности на динамику развития криминогенных процессов, она приобретает доминирующее воздействие на формирование и консолидацию криминальной среды. Поэтому не случайно в ст. 9 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрено, что государственный или муниципальный слу­жащий обязан уведомлять работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению кор­рупционных правонарушений. Такое уведомление - должностная (служебная) обязанность служащего, невыполнение которой яв­ляется правонарушением, влекущим увольнение с государствен­ной или муниципальной службы либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством.

 

Проанализировав все меры, можно с уверенностью сказать, что избавиться от коррупции на данном этапе развития России представляется весьма проблематичным. Политика проводимая руководителем государства направлена на снижение уровня коррупции, но она является мягкой, ведь по основным преступлениям связанным с коррупцией либо небольшой срок, либо штрафные санкции. Учитывая доходы коррупционеров, их связи и квалификацию адвокатов работающих на них, доказать причастность высокопоставленных чиновников к коррупционным преступлениям весьма проблематично. Что позволяет им лоббировать нужные законы и ещё глубже укрепляться во властных кругах.

Представляется необходимым урезание привилегий служащим. Создать новую организацию из молодых специалистов, не успевших погрязнуть в коррупции, которая будет осуществлять контроль над деятельностью лиц работающих в сферах сопряжённых с риском вовлечения в коррупционную деятельность. Поскольку невозможно отстранить от власти всех лиц связанных с коррупцией, так как смена власти приведёт к новым потрясениям и к откату уровня экономики России на десятилетия назад, необходимо совершенствовать законодательство, увеличивать тяжесть наказания по преступлениям связанным с коррупцией. Таким образом, для успешного противодействия коррупции необходимо применить современные технологии, новейший опыт развитых стран, добившихся значительных успехов в борьбе с ней.

 

Список литературы

1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228

2. Собрание законодательства Российской Федерации. — 2008. — № 52(ч. 1). — Ст. 6228; 6235.

3. Указ Президента Российской Федерации от 01.04.2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы»

4. Илий С.К и др. Коррупционная преступность в Российской Федерации и деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней в 2017 г// Безопасность бизнеса.2018. №3. С.175-176.

5.Ильяков А.Д Конфликт интересов на государственной службе. Монография // Проспект. 2020.- С. 128

6. Никонов В. Можно ли истребить коррупцию чиновничества? // Служба кадров и персонал. — 2008. — № 4. — С. 37

7.Оболонский А.В. Реформирование государственной службы: этико-нравственный аспект. // Право и управление: XXI век. Интернет-журнал.-2019.-№ 1 (2)

 


[1] Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228

[2] Ильяков А.Д Конфликт интересов на государственной службе. Монография // Проспект. 2020.- С. 128

[3] Оболонский А.В. Реформирование государственной службы: этико-нравственный аспект. // Право и управление: XXI век. Интернет-журнал.-2019.-№ 1 (2)

[4] Собрание законодательства Российской Федерации. — 2008. — № 52(ч. 1). — Ст. 6228; 6235.

[5] Никонов В. Можно ли истребить коррупцию чиновничества? // Службакадров и персонал. — 2008. — № 4. — С. 37

[6] Илий С.К и др. Коррупционная преступность в Российской Федерации и деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней в 2017 г// Безопасность бизнеса.2018. №3. С.175-176.

[7] Указ Президента Российской Федерации от 01.04.2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы»



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: