Вид работ для системы Экасис

 

Для облегчения работы билетных кассиров в терминальной аппаратуре используется развитая система меню, отображаемая на экран в виде подсказки. Запоминающее устройство большой емкости дает возможность проводить расследование различных нарушений работы кассиров. В нем хранится системный журнал работы кассы, представляющий собой архив данных, необходимый для расследований.

Для каждого вида работ определен порядок набора информации на клавиатуре терминала. Виды работ подразделяются по декадам:

Р10--Р19 связаны с продажей и оформлением проездных документов;

Р20 -- Р29 связаны с возвратом или гашением проездных документов;

РЗО -- Р39 используют для эксплуатационных, оперативных и финансовых справок;

Р40--Р49 предназначаются для оформления проездных документов в международном сообщении;

Р50 -- Р59 связаны с уточнением состояния терминала, расследованием различных недоразумений и сбоев, которые могут возникнуть во время работы системы;

Р60 -- Р69 выделены для справочной системы «ЭКАСИС»;

Р70 -- Р79 выделены для оформления багажных перевозок;

Р80 --Р89 выполняют различные задачи по управлению пассажирскими перевозками;

Р90 -- Р97 предназначены для ведения автоматизированного учета бланков строгой отчетности;

Р98 служит для ввода информации с корешков проездных документов, оформленных кассирами по ручной технологии;

Р99 позволяет снять информацию со сменных счетчиков неисправного терминала.

Каждый терминал имеет свой технологический номер, в котором:

· - первые три цифры -- порядковый номер пункта продажи по дороге (от 01 до 99);

· - затем -- буквенный шифр дороги (для ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» буквенный шифр дороги «Ф»);

· - следующие две цифры -- порядковый номер терминала на пункте продажи (от 01 до 99). Пример: кассовый терминал с порядковым номером №1 установленный в центральном вокзале Ташкента выглядит следующим образом:

o 004 Ф01

!!! порядковый номер терминала на пункте продажи

!!!! буквенный шифр дороги

!! номер пункта продажи по дороге

Технологический номер используется при получении всех справок.

Система «Экспресс-3» работает в диалоговом режиме. Для диалога кассира с системой используется единый формализованный язык, который основан на простом и доступном методе чередования символов:

· - латинского и русского алфавитов;

· - арабских цифр;

· - графических обозначений.

Латинские буквы на дисплее подчеркиваются. Любой заказ в систему начинается цифрой 2, за которой двумя цифрами обозначается вид работы.

Блок санкционированного доступа к ресурсам системы обеспечивает доступ терминала к ресурсам системы “Экспресс-3” через специальный электронный ключ доступа (жетон). Должен обеспечиваться санкционированный доступ: кассира-оператора; технического персонала;

Ключи доступа (жетон) защищены от подделок и уникальны для каждого терминала. Ключи выдаются кассиру-оператору и техническому персоналу для обслуживания. Параметры работы терминала устанавливают или изменяют переводом его в специальный сервисный режим, доступный обслуживающему персоналу при использовании уникального сервисного ключа.

Печатающие устройства кассовых терминалов АСУ «Экспресс-3» предназначены для оформления денежных проездных, отчетных финансовых, вспомогательных и справочных документов. Они подключаются к терминалам посредством специализированного интерфейса. В них используется особый шрифт и другие средства, исключающие фальсификацию денежных проездных документов.

Учитывая широкий спектр услуг, которые должны предоставляться пользователям системы, посредством периферийного оборудования, указанное оборудование представляет собой комплекс терминальных устройств, отличающихся техническими характеристиками и функциональными возможностями.

Независимо от назначения, все терминалы, входящие в состав периферийного оборудования системы “Экспресс-3”, строятся на базе стандартных узлов персональных компьютеров.

При этом тип и параметры процессора, размеры оперативной и внешней памяти определяются в каждом конкретном случае в зависимости от задач, решаемых на создаваемом типе оборудования.

Программа работы периферийного оборудования будет записана в ПЗУ. При этом запуск любой другой программы с магнитного диска будет исключен.

Внешняя память будет использоваться для размещения необходимой информационной базы оборудования (нормативно-справочной информации, архива работы и другой необходимой информации, характер и состав которой будут определяться на стадии разработки каждого типа оборудования).

Периферийное оборудование системы “Экспресс-3”, используемое для выполнения работ, связанных с финансовой деятельностью, будут специализированы в части выполняемых функций; контроля их выполнения и предназначенное для использования только в рамках системы “Экспресс-3”.

В состав оборудования, посредством которого обеспечивается обслуживание пассажиров, будут входить устройства, обеспечивающие работу с банковскими картами.

Периферийное оборудование имеет развитую систему встроенного тестового контроля, позволяющего обеспечивать тестирование мониторов, памяти, клавиатуры, а также проверку практически всех выполняемых устройством функций за исключением функций, связанных с непосредственным оформлением документов строгой отчетности.

В процессе эксплуатации системы возможно развитие существующего и появление нового периферийного оборудования, однако, с целью не допустить бесконтрольного использования в системе нового оборудования, все оборудование сертифицировано на право использования в системе.

Предъявляются следующие требования к условиям эксплуатации периферийного оборудования:

Нормальные условия эксплуатации:

· - температура окружающего воздуха 205 С;

· - относительная влажность воздуха 6515%;

· - атмосферное давление 630-800 мм рт. ст. (84-107 кПа);

Предельные условия эксплуатации:

температура окружающего воздуха:

· - нижнее значение + 5 С;

· - верхнее значение + 40 С.

Электропитание оборудование должно обеспечиваться от источника переменного тока:

напряжением 220 +10% - 15%

частотой 501 Гц.

Используемые в составе периферийного оборудования мониторы безопасны в эксплуатации, и имеют сертификат на соответствие международным стандартам (например, ТСО 98).

Для обеспечения возможности использования услуг сети передачи данных периферийное оборудование системы “Экспресс-3” будет работать по протоколам TCP/IP.

Терминалы системы “Экспресс-3” предназначены для установки на рабочих местах персонала, деятельность которого направлена на обслуживание пассажиров в части:

· - резервирования мест и продажи билетов в дальнем и пригородном сообщении;

· - оформления багажных, грузобагажных и почтовых перевозок;

· - справочно-информационного обслуживания.

Перезаписываемое постоянное запоминающее устройство предназначено для хранения программного обеспечения, что позволит производить замену программного обеспечения терминала при развитии его функций без замены элементов памяти. Кроме этого запоминающее устройство предназначено для ведения системного журнала - электронной контрольной ленты, представляющей собой копию всех ответов, предназначенных для печати на терминале. Информация, содержащаяся на электронной контрольной ленте, будет доступна обслуживающему персоналу - для проведения расследований причин возникновения различного рода недоразумений; кассирам - для исключения возможности потери информации при отказах технических средств системы. Указанная информация может быть просмотрена, распечатана полностью или частично.

Табло пассажира предназначено для вывода алфавитно-цифровой информации непосредственно обслуживаемому в данный момент в кассе пассажиру.

Форма выдачи информации и ее состав определяются на стадии технического проектирования задачи по разработке периферийного оборудования системы “Экспресс-3”. При этом имеется возможность гибкого изменения состава выводимой информации. Использование табло пассажира в составе информации должно быть опционально.

Устройство считывания информации с банковских карт предназначено для организации безналичного расчета пассажира за предоставленные ему услуги. Выполнение этой функции зависит от возможности организации связи системы “Экспресс-3” с банковскими системами.

Сканер штрихового кода предназначен для обеспечения работы с машиночитаемыми бланками при необходимости считывания информации штрихового кода, нанесенного на бланки документов, оформленных через систему “Экспресс-3”. Считанная сканером информация будет выводиться на экран терминала в актуальную позицию маркера. В составе терминала сканер должен использоваться опционально.

Изменение и установка параметров работы терминала должны обеспечиваться путем перевода терминала в специальный сервисный режим, доступный обслуживающему персоналу при использовании уникального электронного ключа.

В терминале будет предусмотрена система помощи, позволяющая выводить на экран справочные данные по клавиатуре, включая порядок использования сочетания клавиш и коды ошибок терминала.

Терминал будет обеспечивать контроль наличия аппаратных средств на соответствующих интерфейсах блока управления при выборе соответствующих опций в меню установки режимов работы.

При наличии какого-либо несоответствия терминал будет считаться неготовым к работе, о чем должно быть выдано соответствующее сообщение на экран.

Терминальное оборудование имеет дополнительный по отношению к стандартному аппарат, направленный на исключение возможности потери информации терминалом при отказах технических средств системы на разных уровнях: вычислительный комплекс; тракт передачи данных; терминалы.

Текст сообщения, подготовленного посредством терминала для передачи в HOST-ЭВМ, будет содержать следующие поля, формируемые автоматически, независимо от действий оператора:

· - информацию о сеансе, использующейся для обеспечения гарантированной доставки сообщения;

· - информацию о терминале, включающий идентификатор терминала, его заводской номер и ключ кассира - оператора;

При необходимости состав указанных полей может быть расширен.

В терминале предусмотрен аппарат восстановления работы терминала в случае аварийного отключения питания.

Терминалы и АРМ АСУ «Экспресс-3» по назначению подразделяются на рабочие (кассовые), служебные и административные.

К рабочим (кассовые терминалы) терминалам относятся те, на которых оформляют проездные документы, осуществляют возврат, гашение билетов, бронирование мест по паролю, выдачу справочной информации. (Кассовые терминалы устанавливаемые на ГАЖК «УТЙ» приведены в табл. 2.1). Из табл. 2.1 видно, что кассовых терминалов АСУ «Экспресс-3» по Узбекистану на сегодняшний день установлено и работает уже 112 терминалов.

На терминалах, устанавливаемых в справочном бюро:

· - получают информацию о поездах;

· - вводят оперативную информацию об опоздании поездов;

· - получают отчетные документы о работе справочного бюро.

На терминалах, устанавливаемых в кассе возврата:

· - производят расчет с пассажирами за нереализованные поездки;

· - возвращают в систему места с неиспользованных проездных документов;

· - получают отчет кассира за смену.

К служебным терминалам относятся терминалы, выполняющие функции по выдаче финансовых справок и отчетов о работе пункта продажи проездных документов. Как показано в таблице служебных терминалов АСУ «Экспресс-3» на ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» всего двадцать.

На административных терминалах выполняются: ввод оперативных изменений в нормативно-справочную информацию; получение отчетов кассиров за смену, справок о работе касс, об использовании мест в поездах. В табл. 2.1 показано количество административных терминалов установленных на железных дорогах Республики Узбекистан. Установлены они в информационно-вычислительном центре.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: