Человек и природа в произведениях К.Г. Паустовского

Теплый хлеб:

Паустовский рисует простую деревню во времена войны. Еды катастрофически не хватает, крестьянам живется тяжко, работать приходится очень много, не щадя себя. Старому мельнику Панкрату довелось приютить у себя покалеченное животное. Это был конь, который случайно оказался в Бережках, и требовалось его теперь как-то содержать, но у Панкрата еды и так не хватало. На селе коня любят, поэтому каждый помогает, кто чем может. Однако есть один человек, который выделяется на фоне всех - это Филька. Его злоба и равнодушие к другим приводит к тому, что он сильно обижает и коня. Жуя ломоть хлеба с солью, он не желает поделиться с конем, когда тот тянется к руке, Филька бьет его по губам. Такое бездушное поведение катастрофически сказывается на всей деревне - наступают лютые холода, которые предвещают голодную смерть. В конце концов, Филька понимает свою вину, желает ее искупить, поэтому, угостив коня теплым хлебом, он заключает с ним мир.

Образ Фильки. Это подросток, который живет с бабушкой, и он очень бессердечен, полон злобы, недоверия и черствости. Когда друзья обращаются к нему за помощью, он отказывает им, и не любит он ни людей, ни животных. Когда с Филькой беседует его бабушка, он вдруг понимает, насколько жестоко поступил, и какие теперь могут быть последствия. Поразмышляв, он находит самый лучший выход из положения, и признает свою ошибку. Теперь мы видим этого персонажа с другой стороны: он трудолюбив, сообразителен, организован и готов исправить последствия своих необдуманных действий на благо других. Фильке уже можно верить.

Старый мельник Панкрат. Его образ загадочен, ведь он не только вылечил коня, но и проявил удивительные качества. Когда Филька идет искупать свою вину, Панкрат не мешает ему, и не держит на него зла, давая себе отчет в том, что каждый человек имеет свои положительные качества, и в человека нужно верить.

События в рассказе "Теплый хлеб" строго следуют одно за другим, Паустовский как бы ведет читателя, постепенно раскрывая характеры героев, и показывает, что двигает ими. Конечно, в рассказе присутствуют сказочные мотивы, которые умело переплетаются с реальными событиями. Таким образом создается единая композиция. С помощью устаревших оборотов речи и фольклорных выражений повествование приобретает особые краски и выглядит весьма своеобразным.С

уть идеи автора. Человека красит душевная щедрость, сострадание и отзывчивость. Когда человек поступает по-доброму, доброта возвращается к нему, а равнодушное отношение к другим влечет за собой беды и зло. Кроме того, если ты вовремя осознаешь свою ошибку и готов исправиться, это обязательно изменит положение и найдет отклик в сердцах окружающих.

Эту сказку Паустовский называет "Тёплый хлеб" неслучайно.Тёплый-значит добрый сделанный с любовью.Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки,-это своего рода искупление вины мальчика.Эта сказка учит нас доброте, милосердию, ответственности за свои слова и поступки, уважению к хлебу, труду и настойчивости в достижении благородных целей. Филькина бабушка говорила, что все беды приходят от "злобы людской" и от "охлождения сердца". И мальчик на собственном опыте почувствовал, что

значит быть причиной всеобщего несчастья. Однако ему хватило терпения, мужества и находчивости, чтобы исправить свой дурной поступок. Он спас деревню, извинился перед конём и теперь наверняка станет внимательнее к окружающим и строже к собственным словам и поступкам.Нужно следить за отношением к природе,понимать что МЫ и ПРИРОДА-единое целое.Если вредим природе,значит жди и от природы вредных сюрпризов.

«Стальное колечко»

«Стальное колечко» – Главные чудеса, как известно, происходят весной! Паустовский с потрясающей лиричностью, любовью к родной земле, умением зримо и осязаемо показать картинки пробуждения природы, описывает всё, что предстаёт перед глазами чуткой Варюши - лес, овраг, поля, ручьи, проталины, подснежники - именно то, чего не приметишь в городе, но обязательно увидишь в деревне, на приволье. А исполнение желания - повидать белый свет со всеми его чудесами - Варюша решила отложить на потом. "Успею, - подумала она. - Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть, что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля - истинный рай, и нету другой такой хорошей земли на белом свете!" Вот она - главная мысль сказки1 Любовь к малой родине, к родному краю, к своей милой природе делает человека счастливым, здоровым, чутким к красоте, душевно тонким и по-настоящему добрым ко всему живому, что нас окружает. «Растрепанный воробей» – обыкновенная жизнь девочки Маши в «Растрепанном воробье» протекает параллельно со сказочной жизнью птиц - старой вороны и бойкого воробья Пашки. Ворона стащила у Маши букетик стеклянных цветов, а воробей отнял его и принес на сцену театра, где танцует Машина мама. «Мещорская сторона» – Произведения Паустовского после их появления становились очень популярными среди юных читателей. Для того чтобы написать повесть «Кара-Бугаз», Паустовский объехал почти все побережье Каспия. Многие герои повести - лица реальные, и факты - подлинные. Такой же метод писатель приме-нял при работе над повестью «Мещорская сторона». Многие из рассказов, составивших это мозаичное повествование, также перешли в детское чтение. Да и вышла повесть впервые в Детиздате как и некоторые другие произведения Паустовского). Мещорский край Паустовский называл своей второй родимой Там он прожил (с перерывами) больше двадцати лет и там, по его словам, прикоснулся к народной жизни, к чистейшим истокам русского языка. Поэтому и было столь сильным влияние лесного края на писательское сознание Паустовского, настрой его образов, на поэтику его произведений.О чем только не узнавал читатель из описаний малоизученного тогда еще края! О старинной его карте, которую приходится исправлять, настолько изменилось течение его рек и каналов; oб озерах с таинственной водой разного цвета; о лесах, «величественных, как кафедральные соборы». Тут и птицы, и рыбы, и волчица с волчатами, и череп ископаемого оленя с размахом рогом и два с половиной метра... Но главное, что остается в душе читателя, - это ощущение прикосновения к тайне. К тайне очарования русской природы, когда «в необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет... Еще все спит... И только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого nvха». «Мещорская сторона» начинается с уверения, что в этом крае «нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугом и прозрачного воздуха». Но чем больше узнаешь эту «тихую и мудрую землю под неярким небом», тем все больше, «почти до боли в сердце», начинаешь ее любить. К этой мысли писатель приходит в финале повести. Он считал, что прикосновение к рой ной природе, ее познание - залог истинного счастья и удел «посвященных», а не невежд. «Человек, знающий, например, жизнь. Пристальное вглядывание во все проявления жизни людей и природы не приглушало романтического звучания прозы Паустовского. Он говорил, что романтика не противоречит острому интересу к «грубой жизни» и любви к ней; почти во всех областях человеческой деятельности заложены золотые зерна романтик.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: