По окончании выполнения задания в тетради протоколов необходимо заполнить таблицу 2

Методы оценки функциональных особенностей

Сердечно-сосудистой системы человека

Цель занятия

Изучить особенности функционирования сердечно-сосудистой системы человека

Учебные цели ознакомиться с методами подсчета пульса и измерения артериального давление с помощью тонометра

Студент должен:

1. Знать, что такое пульс и артериальное давление;

2. Знать факторы, влияющие на пульс и уровень артериального давления;

3. Уметь измерять артериальное давление с помощью тонометра;

4. Уметь оценить работу сердечно-сосудистой системы и анализировать полученные показатели

Оборудование тонометр, секундомеры, резиновые трубки, линейки.

Учебные задания

Задание 1. Определить изменение частоты сердечных сокращений – пульса.

Самым простым способом измерения пульса является его пальпация (прощупывание). Существует несколько способов пальпаторного определения пульса: 1 – на лучевой артерии (наиболее частое применение); 2 – на сонной артерии; 3 – в области левой половине груди. В медицинской практике обычно пульс определяют на лучевой артерии в нижнем отделе предплечья. Измерение пульса следует проводить после 10-ти минутного отдыха в положении сидя. При оценке влияния работы на частоту сердечных сокращений пульс измеряется тотчас после прекращения работы.

Чтобы прощупать пульс на лучевой артерии необходимо прижать указательный и средний пальцы к руке в области лучезапястного сустава у основания большого пальца кисти в области ладонной поверхности.

Время подсчета пульса – не менее 30 сек. Более точный метод: фиксируют время, в течение которого произошло 20 пульсовых колебаний. Частота пульса (Р) за минуту можно подсчитать по формуле 1:

                                              

                             Р (ЧСС) =60ХN/Т                                                       (1)

   

где, N – число подсчитанных ударов, Т – продолжительность времени подсчета, сек.

 

В норме частота пульсовых сокращений в покое у взрослого человека составляет 60-80 ударов в минуту.

Подсчитайте свой пульс, сравните с нормой, сделайте вывод.

Данные занесите в таблицу 2.

Задание 2. Измерение давления крови (проводиться в парах).

Измерение давления крови производят при помощи тонометра. Метод определения основан на регистрации звуковых сигналов, возникающих как ответ на сжатие артерии манжетой. Этот способ называется методом Короткова и является единственным утверждённым Всемирной Организацией Зравоохранения.

Тонометр состоит из монометра, полой манжетки и резиновой груши, соединенных между собой резиновыми трубочками. Определение давления крови включает следующие приемы:

1. Плечо, на которое накладывается манжета, должно быть свободно от одежды. Далее на плечо надевают манжету. Манжета накладывается таким образом, чтобы нижний её край на 2 см был выше локтевого сгиба, манжета плотно облегала плечо и не вызывала неприятных ощущений.

2. К локтевой ямке плотно, но без давления прикладывают фонендоскоп для прослушивания пульса в плечевой артерии.

3. При помощи резиновой груши накачивают воздух в манжету быстро и равномерно до уровня, превышающего предполагаемое систолическое артериальное давление на 30 мм рт. ст.

4. С помощью винта очень медленно выпускают воздух из манжеты до момента появления в фонендоскопе характерного звука (толчков). В этот момент отмечают показание стрелки монометра: оно будет обозначать величину максимального давления.

5. После этого продолжают выпускать воздух до исчезновения звука в фонендоскопе. В этот момент отмечают показание монометра: оно означает минимальное давление.

Для получения стабильных и точных результатов измерения проводят на левой руке в количестве трех раз. Вычисляют среднее значение.

В норме артериальное давление (АД) у человека составляет от 100/60 мм ртутного столба (мм рт. ст.) до 140/90 мм рт. ст. Как правило, утром артериальное давление ниже, чем вечером на 5-10 мм рт. ст. При АД ниже, чем 100/60 мм рт. ст., у человека развивается гипотония. При АД выше, чем 140/90 мм рт. ст., у человека возникает гипертоническая болезнь.

Измерьте свое давление, запишите полученные данные и сравнить их с показателями здорового человека (нормой), сделайте соответствующие выводы.

Разница между систолическим и диастолическим давлением называется пульсовое давление, которое в норме составляет 30-40 мм рт. ст.

Определите своё пульсовое давление (ПД) по формуле 2:

 

                                    ПД = СД – ДД                                                  (2)

 

где СД – систолическое давление,

ДД – диастолическое давление.

 

Все полученные данные занесите в таблицу 2.

 

Задание 3. Определение систолического и минутного объема крови.

Систолический объем крови (СО) – это количество крови, которое выбрасывается в легочную артерию и аорту за одно сокращение. Для того, чтобы рассчитать СО используют формулу Старра (формулы 3 и 4). Минутный объем крови (МО) – количество крови, выбрасываемое за 1 мин. СО и МО – важные показатели работы сердечно-сосудистой системы. Их величины зависят от возраста, пола, массы тела, тренированности человека. Ориентировочно они могут быть рассчитаны по следующим формулам 3; 4 и 5:

 

Для детей до 15 лет:

                         СО = [(40+0,5xПД)–(0,6xДД)]+3.2xВ                       (3) 

Для детей старше 15 лет и взрослых

                         СО = [(101+0,5xПД)–(0,6xДД)]-0.6xВ                       (4) 

 

где ПД – пульсовое давление, ДД – диастолическое давление, В – возраст в годах.

                                     МО = СОхЧСС                                                  (5)

где СО – систолический объем, ЧСС – частота сердечных сокращений за 1 мин.

У здорового человека в состоянии покоя СО составляет 60-80 мл, МО – 4,5-5 л. У здорового и тренированного человека МО может составлять 10-12 л.

Используя результаты работы, рассчитайте свои СО и МО, сравните с нормой, сделайте соответствующий вывод. Все полученные данные занесите в таблицу 2.

Задание 4. Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физических нагрузок.

Измерьте пульс в состоянии покоя. Проделайте это 5 раз и найдите среднее арифметическое. Результат зафиксируйте.

Сделайте 20 приседаний в среднем ритме. Быстро сядьте на стул, и подсчитайте число пульсовых ударов за 10 сек. сразу после нагрузки, затем спустя 30, 60, 90, 120, 150, 180 сек. и далее через каждые 30 сек. до полного восстановления пульса. Результаты занесите в таблицу 1.

 

Таблица 1 - Динамика восстановления частоты сердечных сокращений

 

Пульс сразу после работы

Пульс через интервалы, с

30 60 90 120 150 180
             

 

На основании полученных данных постройте график. На оси абсцисс отложите время, на оси ординат – показания частоты сердечных сокращений (ЧСС). Найдите на графике среднее значение ЧСС в состоянии покоя и через эту точку проведите линию, параллельную оси абсцисс. Определите, во сколько раз увеличивается частота сердечных сокращений после 20 приседаний. Определите по графику, за какое времени ЧСС возвращается к норме.

 

Оценка результатов.

Если ЧСС возвращается к норме за:

2 мин и меньше – норма;

2-3 мин – удовлетворительно;

больше 3 мин – следует обратить внимание на своё здоровье.

Все полученные данные занесите в таблицу 2.

Задание 5. Измерение скорости кровенаполнения капилляров ногтевого ложа.

Измерьте длину ногтя большого пальца руки от корня до места, где кончается его розовая часть и начинается прозрачный ноготь. Нажмите указательным пальцем на ноготь большого пальца так, чтобы он побелел. Уберите указательный палец. Через некоторое время ноготь начнет краснеть. Повторите опыт вновь, зафиксируйте по секундомеру время до полного покраснения ногтя.

Скорость наполнения капилляров ногтевого ложа кровью определите по формуле 6:

 

                                                                                                                  (6)

 

где V – скорость кровенаполнения; t – время наполнения капилляров кровью; L – длина капилляров ногтевого ложа.

Объясните, почему скорость движения крови по сосудам разная.

Все полученные данные занесите в таблицу 2.

На основании проделанной работы оцените развитие своей сердечно-сосудистой системы. Сделайте соответствующие выводы.

Задание 6. Анализ ЭКГ.

В современной медицине одним из классических методов диагностики заболеваний сердца является электрокардиограмма (ЭКГ). Элементы нормальной ЭКГ показаны на рисунке.

Любая ЭКГ состоит из зубцов, сегментов и интервалов.

Зубцы - это выпуклости и вогнутости на электрокардиограмме. На ЭКГ выделяют следующие зубцы:

· P (сокращение предсердий),

· Q, R, S (все 3 зубца характеризуют сокращение желудочков),

· T (расслабление желудочков),

· U (непостоянный зубец, регистрируется редко).

Сегменты. Сегментом на ЭКГ называют отрезок прямой линии (изолинии) между двумя соседними зубцами. Наибольшее значение имеют сегменты P-Q и S-T. Например, сегмент P-Q образуется по причине задержки проведения возбуждения в предсердно-желудочковом (AV-) узле.

Интервалы. Интервал состоит из зубца (комплекса зубцов) и сегмента. Таким образом, интервал = зубец + сегмент. Самыми важными являются интервалы P-Q и Q-T.

Решите задачу. Нарисуйте приблизительную кардиограмму, используя свои данные из задания 1. Скорость записи ленты возьмите равной 50 мм/сек. Для построения необходимо вычислить интервалы между комплексами R-R. На изображенной Вами ЭКГ обозначьте комплексы P, QRS, T.

 

По окончании выполнения задания в тетради протоколов необходимо заполнить таблицу 2.

 

Таблица 2 – Характеристика состояния сердечно-сосудистой системы

 

Р Давление ПД СО МО ЧСС после физ. нагрузок V
             

Выводы

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое пульс и артериальное давление?

2. Назовите нормальные значения пульса и артериального давления у взрослого человека;

3. Какие факторы влияют на пульс и уровень артериального давления?

4. Какие заболевания сердечно-сосудистой системы Вам известны, причины возникновения, профилактика, методы оздоровления сердечно-сосудистой системы.

5. Какие методы измерения давления вы знаете?

6. В чем заключается метод Короткова? С какой целью он применяется?

7. Какие методы профилактики гипертонии вы знаете.

8. Почему степень тренированности можно определять по работе сердечно-сосудистой системы?

9. Какова продолжительность сердечного цикла?

10. Как называются ритмичные толчкообразные колебания стенок артерий, вызываемые выбрасыванием крови в результате сокращений сердца?

11. Какое давление называется артериальным?

12. Назовите методы определения артериального давления?

13. От чего зависит уровень артериального давления?

14. Какое давление называется систолическим?

15. Какое давление называется диастолическим?

16. Что такое пульсовое давление?

17. Что такое систолический объем крови?

18. Что такое минутный объем крови?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: