Логопедический практикум. Постановка голоса и выработка чтения

Практическая работа № 1

по дисциплине

 

Студентки гр. ЗСДО(Л) -16

Салиева Д.У.

 

 

г. Симферополь, 2020

Тема занятия: Введение в предмет, подготовительные упражнения.

 

Цель: совершенствовать у студентов навыки свободного владения голосом на основе грудобрюшного типа дыхания, способствующего развитию лучших качеств речевого голоса: силы, мощности, легкости, гибкости, хорошего тембрального звучания; формировать умения и навыки, обеспечивающие развитие профессиональных качеств устной речи будущего специалиста: четкой артикуляции, ясной дикции, логичности, образности и выразительности.

1. Подобрать упражнения на:

· поглаживающий самомассаж;

РУЧКИ РАСТИРАЕМ (потирание ладоней) И РАЗОГРЕВАЕМ (хлопки),

И ЛИЦО ТЕПЛОМ СВОИМ МЫ УМЫВАЕМ (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз),

ГРАБЕЛЬКИ СГРЕБАЮТ ВСЕ ПЛОХИЕ МЫСЛИ (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

УШКИ РАСТИРАЕМ ВВЕРХ И ВНИЗ МЫ БЫСТРО (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).

ИХ ВПЕРЁД СГИБАЕМ (нагибание ушных раковин кпереди),

ТЯНЕМ ВНИЗ ЗА МОЧКИ (оттягивание вниз за мочки),

А ПОТОМ УХОДИМ ПАЛЬЦАМИ НА ЩЁЧКИ (пальцы перебегают на щёки).

ЩЁЧКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ НАДУВАЛИСЬ (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)

ГУБКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ УЛЫБАЛИСЬ (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу)

КАК УТЯТА К УТКЕ, КЛЮВИКИ ПОТЯНЕМ (вытягивание обеих губ вперёд)

РАЗОМНЁМ ИХ МЯГКО, НЕ ЗАДЕВ НОГТЯМИ (большие и указательные пальцы разминают обе губы).

УГОЛКАМИ ГУБ МЫ ЩЁЧКИ ПОДНИМАЕМ (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта),

А ПОТОМ ОТ НОСА МЫ К ГУБАМ СТЕКАЕМ (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носо-губным складкам)

ГУБКИ ПОЖУЁМ МЫ (рис. 28), ШАРИКИ НАДУЕМ (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)

И ГУБАМИ ВПРАВО-ВЛЕВО ПОТАНЦУЕМ (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый — на верхнюю губу, а левый — на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу).

ПОД ГУБОЙ ЯЗЫК ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК В ГУБУ СТУЧИТ (язык -под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе)

ПОД ДРУГОЙ ГУБОЙ ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК ДРУГОЙ СТУЧИТ (язык — под нижней губой и поколачивание по нижней губе).

ТЯНЕМ ПОДБОРОДОК (рис. 32) И ЕГО ЩИПАЕМ (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам),

А ПОТОМ ПО ШЕЙКЕ РУЧКАМИ СТЕКАЕМ (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).

· самомассаж внутренних поверхностей полости рта;

«Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

«Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта.

«Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

«Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

· элементы логопедического массажа;

основных приемов, которые зависят от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики:

поглаживание (поверхностное, глубокое, обхватывающее); растирание; разминание; вибрация и поколачивание; плотное нажатие. При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются активизирующий вид массажа: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание: движения должны быть ритмичными; основной приём - поглаживание, которое чередуется с растиранием, разминанием, сильной вибрацией сила воздействия на массируемые ткани должна увеличиваться постепенно на передней поверхности шеи энергичные движения противопоказаны, так как здесь находится щитовидная железа последовательность выполнения массажа: мимическая мускулатура, мышцы губ, мышцы языка, мышцы шеи и плечевого пояса.

· вибрационный самомассаж;

Стоя или сидя энергично постукивать пальцами обеих рук: • по лбу с произнесением звука [м] (мычание); • по крыльям носа с произнесением звука [м]; • по верхней губе с произнесением звука [в]; • по нижней губе с произнесением звука [з]; • по верхней части груди с произнесением звука [ж]; • по нижним боковым частям грудной клетки справа и слева с произнесением звука [м]; • по спине справа и слева, сзади в области поясницы и по направлению к лопаткам с произнесением звука [м]. После вибрационного массажа надо сделать 5–10 спокойных вдохов и выдохов и перейти к голосовым упражнениям.

· упражнения на воспитание правильного дыхания;

Лопнула шина

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг - “шину”. На выдохе дети произносят медленно звук “ш-ш-ш”. Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Накачать шину

Детям предлагают накачать “лопнувшую шину”. Дети “сжимают” перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “с-с-с”. При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

Воздушный шар

Выполнение упражнения аналогично упражнению “Лопнула шина”, но во время выдоха дети произносят звук “ф-ф-ф”.

· упражнения на воспитание правильной осанки.

Играем в котенка.

Исходное положение: Ребенок стоит на четвереньках.

Котенок потягивается: сесть на пятки, руки прямые, прогнуть спину и запрокинуть голову.

Котенок шипит: выгнуть, округлить спину, пытаясь коснуться подбородком груди – показывает хохолок на спине и шипит на собаку.

Котенок мурлыкает: прогнуть спину и поднять высоко подбородок – мурлыкает и хочет чтоб ее погладили, можно пошевелить хвостиком.

Котенок достает фрукты с дерева: Поднять правую руку вверх, высоко-высоко – стараясь дотянуться до яблока, поднять левую руку – дотягивается до груши. можно поэкспериментировать таким же образом с ногами.

Котенок учится плавать: лечь на живот. Приподнять голову и делать круговые движения руками, имитируя плавание брассом.

Котенок едет на велосипеде: лечь на спину, согнуть колени и имитировать кручение педалей.

Если принцип упражнений понятен, мы уверены вы найдете еще массу интересных поз и игровых сценок для укрепления мышц спины.

2. Из пособия А.И. Сергеевой «Практикум по постановке голоса», провести на себе комплекс аутогенной тренировки и навыков общего расслабления мышц, участвующих в голосообразовании. По каждому упражнения заполнить протокол наблюдений за собственными ощущениями.

Упражнения Цель упражнения Ощущения при выполнении
1 Сжать руки в кулаки, удерживать в этом положении. Сделать руки вялыми, «как лапша», встряхнуть. Общее мышечное расслабление. Осваивать его лучше сначала по контрасту, через напряжение. При этом напряжение должно быть коротким,а расслабление – длительным. Важно запоминать приятное состояние расслабленных мышц. Напряжение, а затем расслабление
2 Встать по стойке «смирно», зафиксировать напряжение шеи, плеч, рук, живота, ног. Расслабиться, представив, что тело – тряпичная кукла. Сымитировать движение подъема штанги, напрячь все мышцы тела. «Уронить штангу», расслабиться. Применение методик аутогенной тренировки также способствует снятию общего и психологического напряжения, усталости, помогает владеть собой, своей речью независимо от эмоционального состояния. Расслабление нижней челюсти и языка должно быть доведено до полного автоматизма. Общее мышечное расслабление. Осваивать его лучше сначала по контрасту, через напряжение. При этом напряжение должно быть коротким,а расслабление – длительным. Важно запоминать приятное состояние расслабленных мышц. Напряжение во всем теле, расслабление
3 Расслабление нижней челюсти по контрасту, через напряжение: сильно, как только можно, надавить кистью руки снизу на подбородок, одновременно сопротивляясь этому давлению; делая усиление, разжать челюсть. Прочувствовать, зафиксировать создавшееся неудобство такого положения, напряжение, сопротивление. («Рот хочет, но не может открыться».) Затем отпустить челюсть, дать возможность ей расслабиться. При этом обратите» внимание на то, что нижняя челюсть сама по себе стремиться опуститься после такого сильного напряжения. Обязательно запомнить это состояние свободной, расслабленной нижней челюсти. Общее мышечное расслабление. Осваивать его лучше сначала по контрасту, через напряжение. При этом напряжение должно быть коротким,а расслабление – длительным. Важно запоминать приятное состояние расслабленных мышц. Напряжение, а затем расслабление нижней челюсти
4 Можно углубить это состояние, применяя элементы аутогенной тренировки. Достаточно принять расслабленную, спокойную, удобную позу, закрыть глаза. При этом нижняя челюсть под собственной тяжестью расслабляется и отвисает настолько, что чуть-чуть открывается рот. Общее мышечное расслабление. Осваивать его лучше сначала по контрасту, через напряжение. При этом напряжение должно быть коротким,а расслабление – длительным. Важно запоминать приятное состояние расслабленных мышц. Напряжение, а затем расслабление нижней челюсти
5 Расслабление и разработка нижней челюсти достигается также продавливанием щек пальцами с обеих сторон. Общее мышечное расслабление. Осваивать его лучше сначала по контрасту, через напряжение. При этом напряжение должно быть коротким,а расслабление – длительным. Важно запоминать приятное состояние расслабленных мышц.  
6 Движения головой в различных направлениях: повороты, наклоны, вращение. Упражнение выполняется плавно, медленно. Оно расслабляет мышцы шеи и затылка. Челюсть под собственной тяжестью расслабляется и отвисает настолько, что чуть-чуть открывается рот. Общее мышечное расслабление. Осваивать его лучше сначала по контрасту, через напряжение. При этом напряжение должно быть коротким,а расслабление – длительным. Важно запоминать приятное состояние расслабленных мышц. Расслабление в области шеи, плеч, затылка
7 Движения головой в различных направлениях: повороты, наклоны, вращение. Упражнение выполняется плавно, медленно. Оно расслабляет мышцы. Общее мышечное расслабление. Осваивать его лучше сначала по контрасту, через напряжение. При этом напряжение должно быть коротким,а расслабление – длительным. Важно запоминать приятное состояние расслабленных мышц. Расслабление в области шеи, плеч, затылка

 

3. Изучить дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой. Описать основные упражнения, которые могут быть применены в деятельности учителя-логопеда.

Упражнение «погончики»

И.п. – стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса.

При вдохе необходимо резко толкнуть вниз к полу кулаки (плечи при этом не напрягать, руки выпрямлять до конца, тянувшись к полу). Затем вернуть кисти на уровень пояса в и.п. Сделать подряд 8 вдохов-движений. В норме 12 раз по 8.

Упражнение «насос» («накачивание шины»)

И.п. – стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч, руки внизу (о.с. – основная стойка).

Сделать легкий наклон (тянуться руками к полу, но не касаться) при этом во второй половине наклона делать короткий и шумный вдох через нос. Заканчивается вдох вместе с наклоном. Немного приподняться, но не полностью, и снова наклон+вдох. Можно представить, что Вы как будто накачиваете шину в автомобиле. Наклоны выполняются легко и ритмично, низко наклонятся не стоит, достаточно наклониться до уровня пояса. Спину округлить, голову опустить. Важно!! «Качать шину» в ритме строевого шага.

Упражнение «кошка» (полуприсед с поворотом)

И.п. – о.с. (во время выполнения упражнения ступни ног от пола не отрываются).

Сделать танцевальное приседание с поворотом туловища вправо и при этом короткий, резкий вдох. Потом тоже самое с поворотом влево. Выдохи выполняются самопроизвольно. Колени немного сгибаются и выпрямляются (сильно не приседать, а легко и пружинисто). Руки слева и справа выполняются хватательные движения. Спина прямая, поворот в районе талии. В норме упр. выполняется 12 раз.

Упражнение «обними плечи»

И.п. – стоя, руки согнуть и подняты до уровня плеч.

Необходимо очень сильно бросить руки, как будто бы хотите обнять себя за свои плечи. И с каждым движением делается вдох. Руки во время «объятия» должны быть параллельно по отношению друг к другу; очень широко в стороны разводить не стоит.

Можно выполнять в разных исходных положениях.

 

Список литературы:

1. Сергеева, А. И. Практикум по постановке голоса и выразительности чтения / А. И. Сергеева; ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». –

 

Томск: Изд-во ТГПУ, 2009 – 100 с. – Электронный ресурс: https://www.tspu.edu.ru/oldfiles/libserv/files/Sergeeva_Praktikum_po_postanovke_golosa.pdf

 

2. Скрябина, Д. Ю. Логопедия: хрестоматия / Д. Ю. Скрябина. — Глазов: ГГПИ им. Короленко, [б. г.]. — Том 1 — 2019. — 267 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/130532 (основы фонопедии).

 

3. Лаврова, Е. В. Логопедия. Основы фонопедии: 2019-12-06 / Е. В. Лаврова. — 2-е изд. (эл.). — Москва: В. Секачев, 2019. — 184 с. — ISBN 978-5-4481-0464-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/129778

 

4. Смирнова, И. А. Логопедия: Иллюстрированный справочник: учебное пособие / И. А. Смирнова. — Санкт-Петербург: КАРО, 2014. — 232 с. — ISBN 978-5-9925-0912-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97792


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: