Подберите к данным существительным подходящие по смыслу прилагательные или глаголы в прошедшем времени. Составьте с получившимися словосочетаниями предложения

Образуйте от данных слов форму именительного падежа множественного числа. При необходимости обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Автор, бухгалтер, вексель, воз, год, директор, доктор, инспектор, катер, кивер, китель, корпус, купол, отпуск, паспорт, порт, профессор, сектор, слесарь, сторож, тенор, тополь, торт, флигель, шофер, шулер, якорь, ястреб.

Образуйте от данных слов форму родительного падежа множественного числа. При необходимости обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Англичане, апельсины, баклажаны, буряты, вафли, гектары, гренадеры, гусары, заморозки, калмыки, килограммы, кочерги, лезгины, мандарины, микроны, носки, полотенца, рельсы, рентгены, сапоги, свечи, томаты, туркмены, туфли, уланы, чулки, цапли, якуты, ясли.

В каждой группе слов найдите существительное, имеющее варианты падежных окончаний в родительном падеже множественного числа. В случае затруднения обращайтесь к словарю.

1. Аборигены, грузины, туркмены, лезгины, киргизы.

2. Копытце, болотце, оконце, одеяльце, креслице.

3. Носки, чулки, ботинки, гольфы, солдаты.

4. Полотенце, поленце, блюдце, корытце, зеркальце.

5. Помидоры, кеды, апельсины, мандарины, килограммы.

Выберите правильный вариант из скобок, объясните свой выбор.

1.Для проведения бесед и докладов были приглашены квалифицированные (лекторы - лектора). 2. Ничего хорошего не получится, если вливать новое вино в старые (меха - мехи). 3. Из ворот выехали пятитонные грузовики, (кузовы - кузова) их до краев были наполнены мешками и ящиками. 4. Крупные (лоскуты - лоскутья) разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской. 5. Мальчик в изодранной курточке и брюках бежал вперед, (лоскуты - лоскутья) его одежды развевались по ветру. 6. Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься тихие, переливчатые (тоны - тона) свирели. 7. Речь идет о том, чтобы устранить все (тормозы - тормоза), мешающие нашему движению вперед. 8. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие темно-синие (тоны - тона). 9. Важнейшие отделы и (секторы - сектора) учреждения были реорганизованы. 10. Во всю ширину реки были растянуты большие (неводы - невода). 11. На постоянную работу требуются квалифицированные (токари - токаря) и (слесари - слесаря)-инструментальщики. 12. У причала столпились военные (катера - катеры); на внешнем рейде стояли (крейсеры - крейсера). 13. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофера - шоферы). 14. По обе стороны строительной площадки возвышались аккуратно сложенные (штабели - штабеля) кирпичей.

 

Вместо точек вставьте окончания и мотивируйте свой выбор.

1. Прохожий купил в киоске пачку табак.. и зажигалку. 2. В компот положили много изюм.. и чернослив... 3. Хозяйка протянула гостю чашку горячего ча… 4. Больной принял таблетку валидол.. и выпил ложку бром... 5. Столько этого крик.. и визг.. было, что барабанные перепонки чуть не лопнули. 6. Всадники быстро промчались и скрылись из вид… 7. Отбо.. нет от разных заманчивых предложений. 8. Иные судят обо всем с наскок... 9. Возьмите на складе побольше цемент.. и немного алебастр.. 10. В этом году наш завод получит больше доход... 11. Во все фруктовые магазины привезли превосходного виноград... 12. Уступите ему смех.. ради. 13. К обеду хотите щей или борщ..? 14. Эх, хорошо бы поддать пар..! 15. За ночь навалило столько снег.., что не пройти от дома к калитке.

 

Раскройте скобки, ставя существительные в нужном падеже. Объясните особенности образования падежных форм.

1. На прохожих сиротливо глядели несколько подслеповатых (окошко). 2. Десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских (яблоко), крымских (мандарин), вьетнамских (банан), африканских (апельсин) доставляют в промышленные центры в специальных рефрижераторных поездах. 3. Для своей работы кочегар располагает целым набором больших и малых (кочерга). 4. Из свежих (опёнок) молодая хозяйка приготовила к обеду второе блюдо. 5. Уже не разогнуть старику согбенных годами (плечо). 6. На фестивале молодежи и студентов можно было видеть национальные одежды (таджик, киргиз, якут, узбек, монгол, мордвин, осетин, башкир, бурят, туркмен). 7. Миша обнаружил, что у него кончился запас (лезвие) для бритвы. 8. Из всех (кушанье) больше всего понравились гостям пироги с грибами и зеленым луком. 9. В универмаге был богатый ассортимент изящных (туфля), узорных (чулок) и (носок), модных (сапог). 10. Пищей для болотных (цапля) служат лягушки, водяные черви, пиявки. 11. В общежитие поступили комплекты новых (наволочка, простыня, одеяло). 12. Из открытых детских (ясли) слышались веселые голоса. 13. Хозяевами многих (дупло) стали дикие пчелы и осы. 14. Пора летних (сумерки) в лесу - желанное время для охотника.

 

Прочитайте данные словосочетания, употребив их в единственном числе.

Старинные рояли, ваши фамилии, заказные бандероли, наши плацкарты, старинные банкноты, новые расценки, спелые яблоки, большие мозоли, маленькие мыши, кожаные туфли, широкие проруби, лесные просеки, спелые помидоры, молодые жирафы, черные ботинки, войлочные тапки.

 

Вставьте вместо точек подходящее по смыслу существительное в единственном числе. Прочитайте, употребляя слова из скобок в нужной форме.

1. (Всякий) … свое время 2. Не тряси …, покуда (зелен), созреет - (сам) упадет. 3. … и (тот) еду на зиму запасает. 4. Наступить на (любимый) …. 5. (Невелик) …, да зубок остер. 6. (Здоровый)... не падает с ветки. 7. (Червивый)... на ветке до первого ветра. 8.... (большой), (он) видней.

Слова для вставки: жирафы, яблоки, овощи, мыши, мозоли.

 

Согласуйте определения и сказуемые с выделенными словами. Объясните выбор родовой формы. Обратите внимание на то, что среди выделенных существительных есть и склоняемые, род которых определяется обычным способом - по окончанию.

1. Кофе был.. чуть тепл.. 2. Избранн.. жюри просмотрел.. всю программу. 3. «Тайм» опубликовал.. интересную статью. 4. Меня заинтересовал.. торжественн.. фасад здания. 5. В качестве вспомогательного языка эсперанто был.. создан.. около ста лет назад доктором Л. Заменгофом. 6. Дв.. колибри привлекли внимание орнитолога. 7. Янцзы судоходн.. на протяжении почти трех тысяч километров. 8. Оперу «Кармен» написал.. велик.. Бизе. 9. Впереди показал..сь Гималаи. 10. Автор рассказывает, как действует военно-промышленн.. лобби.

 

Подберите к данным существительным подходящие по смыслу прилагательные или глаголы в прошедшем времени. Составьте с получившимися словосочетаниями предложения.

Чай, рояль, бра, рельс, кофе, какао, леди, атташе, такси, Тбилиси, Дели, табель, пари, толь, Чили, Эри, какаду, крупье, визави.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: