Задание для самостоятельной работы

Задание 1.

Подготовить сообщения в рамках темы «Невербальная семиотика» (на усмотрение преподавателя):

  1. Дайте определение кинесики и кинемы. Какие функции выполняют жесты в человеческом общении? Приведите примеры коммуникативных ситуаций, в которых активно используется язык жестов.
  2. Расскажите о семиотической классификации жестов Г.Е. Крейдлина (эмблемы, иллюстрации, регуляторы).
  3. Расскажите о приеме «отзеркаливания» в невербальном поведении. Как зеркальность можно использовать для достижения взаимопонимания?
  4. Что изучает проксемика? Кто считается основателем проксемики? В чем заключается его вклад в данное направление невербальной семиотики?
  5. Какие зоны выделяют в личной пространственной территории человека? Расскажите о национальных предпочтениях при выборе дистанции общения.
  6. Как расположение за столом влияет на тип коммуникации?

7. Диалектика значения и смысла, сообщения и информации, фона и знака.

8. Вторичная моделирующая система Ю. Лотмана. Типология вторичных систем.

9. Семиологическая система Р. Барта как моделирующая.

 

 

Задание 2.

  Обсудим вопросы в микрогруппах, с последующей возможной дискуссией

1.    Знак и незнаковое; знаковая система; объект и модель.

2.    Бинарность знака или знаковая триада? 

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Задания практического характера

Задание 3

Предположим, на двери магазина вы видите пять нарисованных в ряд квадратиков одного цвета и два – другого. Что бы это значило? Какие преимущества имеет такая символическая запись перед обычной, словесной? А какие недостатки? Какие свойства знака можно продемонстрировать на данном примере?

Задание 4

Проанализируйте отрывок из романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» (сцена объяснения Кити и Левина). Как вы думаете, что обеспечивает взаимопонимание героев?

«Он глядел ей прямо в ласковые, хотя и испуганные глаза.

Пожалуйста, спросите.

Вот, - сказал он и написал начальные буквы: к, в, м, о: э, н, м, б, з, л, э, н, и, т? Буквы эти значили: "когда вы мне ответили: этого не может быть, значило ли это, что никогда или тогда?" Не было никакой вероятности, чтоб она могла понять эту сложную фразу; но он посмотрел на неё с таким видом, что жизнь его зависит от того, поймёт ли она эти слова.

Она взглянула на него серьёзно, потом оперла нахмуренный лоб на руку и стала читать. Изредка она взглядывала на него, спрашивая у него взглядом: "То ли это, что я думаю?"

Я поняла, - сказала она, покраснев.

Какое это слово? - сказал он, указывая на н, которым означалось слово никогда.

Это слово значит никогда, - сказала она, - но это неправда!

Он быстро стёр написанное, подал ей мел и встал. Она написала: т, я, н, м, и, о.

<...> Он вдруг просиял: он понял. Это значило: "тогда я не могла иначе ответить".

Он взглянул на неё вопросительно, робко.

Только тогда?

Да, - отвечала её улыбка.

А т... А теперь? - спросил он.

Ну, так вот прочтите. <...> - Она написала начальные буквы: ч, в, м, з, и, п, ч, б. Это значило: "чтобы вы могли забыть и простить, что было».

Задание 5

К какому типу знаков (иконы, индексы, символы) принадлежат следующие реалии?

1) отпечатки пальцев;

2) формула Н2О;

3) звонок в учебном заведении;

4) императорская корона;

5) череп на трансформаторной будке;

6) схема расположения игроков на футбольном поле;

7) пять олимпийских колец;

8) флюгер;

9) рисунок П. Пикассо: изображение белого голубя, несущего в клюве оливковую ветвь;

10) пулевое отверстие в стене;

11) три цветные полосы дыма (снизу красная, потом синяя, потом белая), которые выпускает самолет на параде 9 мая;

12) черный цвет траурной одежды;

13) наскальное изображение быка;

14) нотный ключ;

15) фраза Юлия Цезаря «Пришел, увидел, победил»;

16) ленточка, оставленная туристами на дереве в качестве обозначения маршрута;

17) улыбка, сопровождающая приветствие.

 

Задание 6

Даны слова тоже и также

Найдите:

1) такое предложение со словом тоже, где вместо тоже нельзя употребить также;

2) такое предложение со словом также, где вместо также нельзя употребить тоже;

3) такое предложение, где слова тоже и также взаимозаменяемы.

Проделайте то же самое для пар слов совсем и вполне, собственный и личный, теперь и сейчас.

 

Задание 7

Даны словосочетания

1) жгучий брюнет, проливной дождь, круглый дурак.

В каждом из этих словосочетаний первое слово имеет один и тот же смысл: оно выражает высокую степень того, что обозначено вторым словом. Приведем еще несколько словосочетаний:

2) благотворное влияние, удачная покупка, счастливый брак, благоприятные условия;

3) вызывать раскол, наводить порядок, создавать условия, разбивать сквер, сеять панику.

Дополните ряд 1). Объясните, каков общий смысл первых слов в каждом словосочетании в ряду 2), а каков – в ряду 3). Продолжите эти ряды.

 

Задание 8

Определите, сколько теоретически мыслимых и реально возможных в русском языке значений имеет предложение «Блестящий язык был отмечен начальником».

Задание 9

Приставка пере- может придавать глаголу следующие значения:

1) «действие, повторяющееся заново»;

2) «действие, производимое в слишком большом объеме, свыше нормы»;

3) «движение через что-то или из одного места в другое».

Существует ли русский глагол с приставкой пере-, который не имеет приведенных выше значений?

Приведите примеры глагола с приставкой пере-, который можно понять двояко – или так, что приставка имеет первое значение, или так, что приставка имеет второе значение, но не так, что она имеет третье значение.

Перечислите все возможные выборы из данных трех значений, которые может иметь приставка пере- в одном и том же глаголе. Приведите примеры.

 

Задание 10

Даны глаголы, образованные от существительных или прилагательных:

озорничать, глохнуть, голодать, лодырничать, пилить, звереть, свирепеть, нуждаться, хамить, горевать, каменеть, рыбачить, блаженствовать, бороновать, толстеть, бинтовать, столбенеть, сверлить.

Разделите эти глаголы на группы так, чтобы

1) в пределах каждой группы для всех глаголов годилась одна и та же объясняющая конструкция;

2) объясняющая конструкция одной группы не годилась ни для какой другой группы.

 

Задание11

Расшифруйте фразу: Шыр-пир ю пяпюжгы зэлэмъгый гёсрыг, фёд гяг, фёд гяг, зэлэмъгый гёсрыг.

 

Задание 12

Представьте себе ситуацию: вы едете в общественном транспорте. Подъезжая к своей остановке, спрашиваете впереди стоящего человека “Вы выходите?” - “Нет”, - отвечает он и не двигается с места.

В чем неестественность, неправильность данной ситуации? Какова ее лингвистическая (семиотическая) природа?

 

Задание 13

Слово ЛИСИЧКА семантически расщепилось на два слова-омонима, хотя формально осталась единым. Нельзя ли найти какие-то формальные признаки, различающие существительными лисичка - “маленькая лиса” и лисичка - “разновидность гриба”?

Задание 14

Выявите грамматические значения в словоформах, употребленных в сказке Л. Петрушевской. Каковы формальные грамматические показатели этих грамматических значений? Можно ли определить, к каким частям речи принадлежат данные словоформы? Как без под­держки лексического значения автор выражает смысл текста? За счет каких средств?

Пуськи бятые.

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

- Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит:

- Оее, оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит:

- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

Задание 15

Одно из слов дверь, горсть, тень, лошадь, постель, кровать изменило в ходе истории свой род, однако некоторые следы того, что раньше оно было другого рода, в языке сохранились. Найдите это слово. Свой ответ обоснуйте.

Задание 16

Русское слово вахтёр было заимствовано из немецкого языка и непосредственно после заимствования имело ударение вáхтер (как в немецком языке). Слово шофёр было заимствовано из французского языка и до сих пор сохраняет в качестве литературной нормы ударение на последнем слоге (как во французском языке). В настоящее время форма вáхтер вытеснена из языка формой вахтёр, а форма шофёр в профессиональной речи и в просторечии оказалась вытесненной формой шóфер.

Объясните причину сдвига ударения в каждом из этих двух случаев. Для этого сравните анализируемые слова с другими существительными на –ёр и –ер, обозначающими лиц:

· билетёр, гастролёр, гипнотизёр, гримёр, дирижёр, дублёр, контролёр, лифтёр, монтёр, паникёр, стажёр, ухажёр, фантазёр;

· бухгалтер, гангстер, диспетчер, кёльнер, кондитер, кучер, маклер, парикмахер, снайпер, фельдшер, шкипер, шулер.

Задание 17

Установите правила выбора уменьшительных суффиксов (-ок-, -ик-, -чик-) для следующих слов:

1) катерок, вечерок, погребок, желобок, куполок, теремок, тетеревок;

2) столик, слоник, дворик, клопик, холмик, коврик, ослик, кадрик, штампик, ромбик, цилиндрик, оркестрик, комарик, топорик;

3) стульчик, планчик, карманчик, локончик, бульварчик, моторчик, сиропчик, перерывчик.

 

Задание 18

Фраза Мать любит дочь может быть прочитана по-разному:

1) кто любит кого;

2) кого любит кто.

Придумайте пять других фраз вида «подлежащее + сказуемое + дополнение», в которых подлежащее может смешиваться с дополнением. Все пять фраз должны иметь разный грамматический разбор (например, отличаться друг от друга родом или числом какого-нибудь из членов предложения), при этом сказуемое везде должно быть выражено глаголом настоящего времени.

Задание 19.

Напишите эссе избранную вами тему из перечня, приведенного ниже:

 Письмо и речь, голос и феномен (Ж. Деррида).

 Знаковость этикета.

Символы власти и власть символов.

Задание для самостоятельной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: