double arrow

Взаимосвязи между организмами в природе

Изучение параграфа поможет вам:

• приводить примеры взаимосвязей между организмами;

• объяснять влияние на организмы факторов живой природы.

Взаимосвязи между организмами. В природе организмы живут не обособленно друг от друга, а в окружении других организмов. Даже одиночная сосна, которая возвышается на скале, совсем не одинока. Ее «соседями» являются различные насекомые, которые живут на стволе; изредка птичка может присесть на ветку, чтобы передохнуть, а корни дерева окружены обитателями почвы.

Совокупность организмов, живущих на одной территории,

называют группировкой.

Между организмами в группировках возникают разнообразные связи (рис. 163). Довольно часто они связаны с питанием (питанием) организмов. Эти связи называют пищевыми, или цепями питания. Например, зеленые листья деревья объедает гусеница. Ее съедает воробей, который становится добычей ястреба. Запишем эту цепь питания в последовательности потребления одних организмов другими:

зеленый листок -> гусеница —> воробей —» ястреб.

Как видим, животные организмы не могут существовать без растительных.

Поселяясь на дереве, грибы-трутовики используют его как место прикрепления и источник питательных веществ. Гриб вредит дереву, истощая его и ускоряя отмирание. Поэтому трутовики — настоящие паразиты.

Рассмотрите рисунок 163. Объясните, какие взаимосвязи между организмами иллюстрируют изображения а, б, в, г, ґ, д.

Рис. 163. Связи между организмами: а) пчела — цветок; б) лев — зебра; в) гриб-трутовик—дерево; гусеница — растение; г) птица — птенцы; д) береза — подберезовик

Лось

 

А какие связи существуют в лесу между белкой и лосем? Эти животные питаются различными растениями, поэтому корма в лесу для них хватает. В этом примере организмы сосуществуют, не причиняя друг другу ни пользы, ни вреда.

В желудке травоядных животных живут бактерии, которые помогают перевариванию плотных стеблей растений. Бактерии облегчают животным пищеварения, а сами получают дом и питательные вещества. Итак, сожительство травоядных животных и этих бактерий взаимовыгодное.

Кукушки, на несколько месяцев прилетающие к нам из теплых краев, являются одними из самых полезных птиц леса. Они уничтожают много вредителей. Кукушка съедает до 100 гусениц в день, в том числе и тех, которых не едят другие птицы. От этого лес имеет большую пользу. Но кукушка подкладывает свои яйца в гнезда мелких насекомоядных птиц. Кукушата, подрастая, выбрасывают из гнезда птенцов своих новых родителей. То есть связи растений и кукушки взаимовыгодные, тогда как для птенцов, выброшенных из гнезда, они вредные.

При совместном существовании между организмами возникают взаимосвязи.

Как организмы приспосабливаются к совместному существованию. Для того чтобы мирно сосуществовать на общей территории, у организмов выработались различные приспособления. Например, растения леса растут ярусами. Верхний ярус образован деревьями, средний— кустами, нижний— травами. Такое расположение способствует поступлению света к растениям каждого яруса (рис. 164).

Ярусность растений леса является примером сосуществования растительных организмов.

Рис. 164. Ярусность леса

Рис. 165. Корень сои с бактериями в бульбочках

Растения, которые растут на одном участке, цветут и образуют плоды в разное время.

Некоторые растения имеют приспособления, защищающие их от поедания животными. У боярышника и шиповника — это колючки, у крапивы — стрекательные волоски, у любистка — вещества с запахом, который отпугивает насекомых.

У животных также существуют разнообразные приспособления к совместному существованию. Например, хищные птицы сова и ястреб охотятся на мелких животных, но сова это делает ночью, а ястреб — днем. Поэтому они не мешают питаться друг другу.

Некоторые шляпкой грибы растут вблизи определенных деревьев: подосиновик — под осиной, подберезовик—под березой. Это не случайно, ведь их грибницы оплетают корни этих деревьев. Таким образом гриб получает от дерева органические вещества, а сам обеспечивает его водой и неорганическими веществами. Поэтому такое соседство выгодно и грибу, и дереву.

Существуют клубеньковые бактерии, которые поселяются на корнях растений и обеспечивают их жизненно необходимым химическим элементом Азотом (рис. 165).

Станьте исследователями природы

Проведите экскурсию в окрестностях школы.

Вам понадобятся: карандаши, альбомы или блокноты.

При подготовке к экскурсы розподіліться на группы.

Обратите внимание на растения, которые растут рядом с вредом. После экскурсы дайте ответы на вопросы.

1 растительные группировки можно встретить в окрестностях школы?

2. Или свойственная увиденному группировке ярусность?

3. Как растения приспособились к совместной жизни в группировке?

Проверка знаний

1. Что называют группировкой?

2. Как разные растения сосуществуют в группировке?

3. Как животные приспосабливаются к совместной жизни в сообществе?

4. Какие примеры взаимовыгодного сосуществования организмов вам известны?

5. Опишите возможные взаимосвязи между отдельными организмами из предложенного перечня: кузнечик, дуб, клевер, синица, грач, пшеница, гусеница, сова, мышь.

6. Как вы понимаете выражение: «Лишних организмов в природе нет — природе нужны все»?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: