II этап. Изучение нового материала

Краеведческая работа в походе.

Формы и методы сбора краеведческого материала в походе

 

Тема: «Краеведческая работа в походе. Сбор краеведческого материала.»                                                                                                               Тип занятия – изучение нового материала

Цель занятия: Познакомить учащихся с основными направлениями краеведческой исследовательской работы в походе и с формами и методами сбора краеведческого материала.

Задачи:

Образовательные: Познакомить учащихся с основными направлениями краеведческой исследовательской работы в походе и с формами и методами сбора краеведческого материала.

Развивающие: развивать у учащихся навыки поисково-исследовательской деятельности, умение работать в команде, прививать им чувство коллективизма и взаимопомощи.

Воспитательные: повысить интерес к изучению малой Родины, воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: осуществление потребности в творческой деятельности, проявление интереса к новому.

Регулятивные УДД: определение и формулирование цели деятельности на занятии с помощью педагога.

Познавательные УДД: ориентация в своей системе знаний: - умение отличать новое от уже известного; формирование умения добывать новые знания – находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и полученную на занятии информацию; формирование умения перерабатывать полученную информацию.

Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других – грамотно выражать свою мысль в устной или письменной речи, слушать и понимать речь других; использование навыков взаимодействия в команде.

Форма работы: индивидуальнаяигрупповая - перед началом занятия учащиеся делятся на 3 группы по 4 человека.

Методы: Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, деятельностный метод – поисково – исследовательская работа учащихся. 

Материал и оборудование: наборы карточек, книги...

Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор.

Этапы урока:

I. Оргмомент. Определение темы занятия. Вступительная беседа "Краеведческая работа в походе"

II. Изучение нового материала.

1. Классификация основных направлений исследовательской работы в походе.

2. Ознакомление с формами и методами сбора краеведческого материала в походе, специальным снаряжением и оборудованием.

3. Ознакомление с требованиями к выполнению краеведческих заданий.

4. Просмотр презентации "Краеведческие исследования в походе".

III.  Групповая работа учащихся

IV.  Подведение итогов занятия. Рефлексия. Домашнее задание.

Ход занятия.

I этап - Оргмомент. Приветствие. Вступительная беседа"Краеведческая работа в походе". Создание проблемной ситуации. Определение темы занятия.  

Вопросы для беседы:

- Кто такиетуристы-краеведы? (Туристы-краеведы изучают свой край в непосредственно в походах и путешествиях.)

Туризма без краеведения не бывает, т.к. невозможно не узнать что - то новое про местность, по которой путешествуешь. При подготовке похода всегда необходимо заранее планировать его краеведческое содержание, краеведческую работу участников похода.

- Что должен уметь делать каждый турист - краевед? (Уметь наблюдать и исследовать окружающий мир, фиксировать и обрабатывать исследования, рассказывать о своих наблюдениях, выполнять общественно - полезную работу

 - Какую краеведческую работу можем выполнять мы с вами в походе? (Посещение достопримечательностей района путешествия и их описание, изучение местной флоры и фауны, интересных природных объектов и т.д.)

 - Какую общественно - полезную работу мы можем выполнить? (Убирать мусор, чистить и благоустраивать родники, проводить природоохранную работу, высаживать деревья и т.д.)

- А что нужно знать и уметь для выполнения краеведческой работы в походе? (Знать основные направления краеведческих исследований, методы и формы исследования родного края)

Определение темы занятия.

 - Тема сегодняшнего занятия: Краеведческая работа в походе. Формы и методы сбора краеведческого материала в походе.

II этап. Изучение нового материала

1. Классификация основных направлений исследовательской работы в походе.

Вступительное слово учителя:  - В зависимости от исследуемых объектов, краеведческие исследования  можно разделить на основные группы. На какие группы они разделяются, мы узнаем из  следующей таблицы.

На экране через проектор демонстрируется таблица " Краеведческая работа в походе ". Рассматривается и разбирается первая колонка таблицы "Классификация краеведческих исследований"

Краеведческая работа в походе

Классификация краеведческих исследований Формы и методы сбора краеведческого материала в походе Специальное снаряжение, приборы и оборудование для исследований
· топографические (маршрутная схема) · геоморфологические (участки рельефа) · геологические (геологические карты, коллекции минералов) · гидрологические (изучение родников, рек, озер) · метеорологические (изучение погодных явлений) · ботанические (изучение флоры) · зоологические (изучение фауны) · археологические (изучение дольменов, курганов) · топонимические (происхождение названий объектов) § изучение литературных и  интернетисточников § визуальный осмотр § наблюдение § опрос местного населения, беседа § фотографирование § видеосъемка § зарисовка § топографическая глазомерная съемка § составление маршрутной схемы § описание, составление паспортов объектов § сбор коллекции материала § сбор гербарий § измерения с помощью технических средств, спец. снаряжения   ü Блокнот,альбом ü планшет ü ручка, карандаши ü фотоаппарат ü видеокамера ü компас ü курвиметр ü рулетка ü бинокль ü лупа ü термометры ü анемометр динамический ü гигрометр ü секундомер ü барометр ü высотомер (альтиметр) ü саперная лопатка ü геологический молоток ü тонкая веревка ü ботаническая папка ü GPS - навигатор

 

2.    Ознакомление с формами и методами сбора краеведческого материала в походе, специальным снаряжением и оборудованием

 - Как, с помощью каких методов мы можем проводить различные краеведческие исследования в походе? (Выслушиваются ответы учащихся, корректируются, подводится итог)

Рассматривается второй столбец таблицы "Формы и методы сбора краеведческого материала в походе "                                                     

 - Какими приборами, техническими средствами могут пользоваться краеведы в походе? (Выслушиваются ответы учащихся, корректируются, подводится итог)

Рассматривается второй столбец таблицы "Специальное снаряжение, приборы и оборудование для исследований".

3. Ознакомление с требованиями к выполнению краеведческих заданий.

Сообщение учителя: Накопленные факты об окружающей местности должны быть приведены в порядок, систематизированы и подвергнуты первичной обработке. Только тогда сбор материалов, исследование каких - то объектов становится краеведением. После похода составляется отчет по выполненному краеведческому заданию, оформляются паспорта объектов, анкеты, описания. составляются гербарии, коллекции и т.д. На основе проделанной работы готовятся рефераты, доклады, сочинения, с которыми нужно выступать на конференциях, участвовать в конкурсах... Собранные коллекции материалов, экспонаты передаются в музеи, географические кабинеты. Краеведческая работа в походе должна быть общественно - полезной.

4. Просмотр презентации "Краеведческие исследования в походе".

Физкультминутка под песню "У похода есть начало"(ходьба на месте в темпе марша с упражнениями для рук)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: