В эти минуты нам казалось, что воздух стал чище и дышится легче

12. Анна побледнела и, когда неподалеку раздались звуки фанфар и появились всадники в ливреях, едва сдержала желание пришпорить коня.

13. Он рассказывал,  что его ждут дома и что он обязательно вернется туда.

 

г) Стечение союзов (если при удалении придаточного предложения вместе с подчинительным союзом логика остального предложения не нарушается, союзы РАЗДЕЛЯЮТСЯ запятой):

14. А женщина все говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя слова ее были привычными, у Сабурова от них вдруг защемило сердце. (Ср: А женщина все говорила и говорила о своих несчастьях, и  у Сабурова от них вдруг защемило сердце)

Слепой знал, что в комнату смотрит солнце, и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса.

А мы все шли по дороге, и, хотя солнце уже садилось, наш предводитель, кажется, не собирался останавливаться.

 

III. Бессоюзными называются сложные предложения, представляющие собой бессоюзное соединение двух и более предикативных частей, между которыми устанавливаются определенные семантико-синтаксические отношения.

а) Между частями ставится двоеточие:

- при пояснении (что, а именно):

17. Вижу: дом больно хорош. Слышу: зовет кто-то. Сказано: чужому зла не делай.

- если во второй части раскрывается причина того, что произошло в первой (= потому чтосли во второй части раскрывается причина того, что произошло в первой

ния.)нт. из дома ни свет ни заря

ь в подходящей обстан):

18. Ответить он не успел: автобус тронулся и двери закрылись.

б) Между частями ставится тире:

- если во второй части раскрывается следствие того, что произошло в первой (= поэтому, так чтосли во второй части раскрывается причина того, что произошло в первой

ния.)нт. из дома ни свет ни заря

ь в подходящей обстан):

19. Выучишься - человеком будешь! Наступил вечер - стало прохладно. Он распахнул окошко - в комнату хлынула влажная свежесть.

- при сопоставительных отношениях, части противопоставляются (= а, но):

20. Ввысь взлетает сокол - жмется уж к земле. На дворе холодно - в доме тепло. Служить бы рад - прислуживаться тошно.

- при быстрой смене событий:

21. Синцов дал очередь – танкист исчез.

- при сравнительных (как будто), противительно-уступительных, условно-временных отношениях:

22. Посмотрит – рублем подарит. Едешь на день – денег бери на неделю. Будем живы – приедем.

Выполните тест, отмечая правильные варианты «+» в таблице. Прислать нужно только эту таблицу в файле (подписать ФИ, группу, Практическое 3).

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
А                                        
Б                                        
В                                        
Г                                        

Тест по пунктуации в сложном предложении

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении.

Двор Ивана Никифоровича был возле двора Ивана Ивановича () и можно было перелезать из одного в другой через плетень.

а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

б) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

в) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

г) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

Укажите правильное утверждение о данном предложении.

В известной пьесе Шварца тень ученого начинает жить собственной жизнью () и поставить ее на место не так-то просто.

а) Перед союзом И запятая ставится, т. к. он соединяет части сложного предложения.  

б) Перед союзом И запятая не ставится, т. к. он соединяет однородные члены предложения.

в) Перед союзом И запятая ставится, т. к. он входит в состав вводного предложения.

г) Перед союзом И запятая не ставится, т. к. он соединяет части сложного предложения, которые имеют общий второстепенный член.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

3. На мои восторженные фразы о ясной осени (1) рыбак возразил (2) что (3) если в тихую погоду туман поднимается кверху (4) надо ждать затяжного дождя.

а) 1, 2, 3, 4 б) 2, 3, 4 в) 2, 4 г) 1, 3

4. Всегда трудно приступать к выполнению нелюбимой работы (1) и (2) чтобы хоть немного оттянуть неприятный момент (3) мы часто ищем любые предлоги (4) которые могут хоть как-то оправдать наше безволие.

а) 1, 4 б) 1, 3, 4 в) 1, 2, 3, 4 г) 2, 3

5. Широко известно (1) что (2) как только происходит (3) что-нибудь не совсем обыкновенное (4) сразу же появляются слухи.

а) 1, 4 б) 2, 4 в) 1, 3 г) 1, 2, 4

6. Сказка рассказывается (1) не для того (2) чтобы скрыть, а для того (3) чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос (4) то (5) что думаешь.

а) 1, 3, 5 б) 2, 3, 5 в) 2, 3, 4 г) 1, 2, 4

7. Иногда мяч влетал на трибуну (1) и (2) когда кто-нибудь его оттуда выбивал (3) почему-то (4) все начинали смеяться.

а) 1, 2, 3 б) 2, 3 в) 1, 3 г) 1, 2, 4

8. Когда ко мне приходит (1) то (2) что называют вдохновением (3) и я с необыкновенной ясностью вижу конструкцию нового аппарата (4) и с необыкновенной быстротой делаю необходимые вычисления (5) разве я не понимаю, что в меня влилась некая сила, не принадлежащая мне?

а) 1, 3, 5 б) 2, 3, 5 в) 1, 3, 4 г) 2, 3, 4, 5

 

9. Алексей Павлович вставал с ранней зарёй (1) и (2) когда он вдыхал напоённый влажным запахом росы прохладный воздух (3) на душе у него становилось (4) легко и просторно.

а) 1, 2 б) 1, 3 в) 1, 2, 3 г) 2, 3, 4

10. Природа была важной частью той «живой правды жизни» (1) запечатлевать (2) которую (3) поставили своей целью (4) пейзажисты-передвижники

а) 1 б) 1, 4 в) 2, 3 г) 2, 4

11. Для лечения самых разных болезней в медицине широко используется (1) пчелиный яд (2) потребность (3) в котором (4) постоянно растёт.

а) 1, 3 б) 2 в) 2, 4 г) 3

12. И.Е. Репин признавался (1) что (2) пока он работает над портретом (3) в его душе живёт влюблённость в того человека (4) чей портрет он пишет.

а) 1, 2, 3 б) 1, 4 в) 2, 3, 4 г) 1, 2, 3, 4

13. После выступления юной солистки зрители почувствовали (1) что (2) если даже исполнительнице и не удалось в полной мере воплотить на сцене замысел режиссера (3) то все равно они присутствовали при рождении большого таланта (4) и весь многотысячный зал буквально взорвался аплодисментами.

а) 1, 2, 3, 4 б) 1, 2, 3 в) 1, 3, 4 г) 2, 4

14. Некоторые из современников А.С. Пушкина говорили о том (1) что (2) когда они смотрят на его портрет кисти О.А. Кипренского (3) то видят отразившиеся на лице поэта (4) «печали жизни».

а) 1, 2, 3 б) 1, 3 в) 1, 4 г) 2, 3

15. Пока все ожидали (1) не зажжется ли свет (2) или готовили керосиновую лампу (3) я прилег на пол тетушкиной кухни (4) и стал читать при свете, льющемся из экрана керосинки..

а) 1, 2, 3 б) 2, 4 в) 1, 2, 3, 4 г) 1, 3, 4

16. Я теперь понимаю (1) почему (2) те (3) кто умел хорошо рассказывать (4) никогда не пытались (5) записать свои рассказы.

а) 1, 3, 4 б) 2, 3, 4 в) 3, 4, 5 г) 1, 2, 3, 4

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: