Примерные вопросы итогового контроля (дифференцированного зачета) по учебной дисциплине «Философия»

1. Философия: объект, предмет, структура.

2. Понятие «картина мира».

3. Философия и миф. Мифология древняя и современная.

4. Религия и философия как формы духовной культуры.

5. Философия, наука и вненаучное знание.

6. Проблема бытия в философии. Материальное и идеальное.

7. Генезис сознания. Сознание и самосознание. Индивидуальное и общественное сознание.

8. Проблема истины в философии и науке.

9. Философские методы познания.

10. Основной вопрос философии и варианты его решения.

11. Философия досократиков (милетская школа, Гераклит, элеаты и атомисты).

12. Софисты и Сократ: проблемы истины и морали.

13. Платон (мир идей, учение о душе и государстве).

14. Аристотель (критика Платона, учение о материи и форме).

15. Этика эллинистической эпохи.

16. Проблема веры и знания (Августин, Тертуллиан, Фома Аквинский, Оккам).

17. Проблема человека, общества и государства в философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк).

18. Теория познания И. Канта.

19. Этика И. Канта. Категорический императив и золотое правило нравственности.

20. Основные идеи философии Гегеля.

21. Философия марксизма: диалектический и исторический материализм

22. Философия иррационализма (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше).

23. Экзистенциализм: основные философские идеи.

24. Судьбы России в спорах западников и славянофилов (Герцен, Хомяков, Киреевский).

25. Философские идеи В. Соловьева и Н. Бердяева.

26. Проблема идеала и смысла жизни как философская проблема.

27. Проблема свободы и необходимости в истории философии (Августин, Спиноза, Гегель, Маркса).

28. Философия истории (К. Маркс, О. Шпенглер, А. Тойнби).

29. Эволюция философии позитивизма.

30.  Философия структурализма и постструктурализма.

 

Темы рефератов

1. «Докритический» период философского творчества И. Канта.

2. «Европейский нигилизм» как метафизическая традиция и как историческое явление.

3. «Естественнонаучный материализм» К. Фогта, Я. Молешотта, Л. Бюхнера.

4. «Инструментальная логика» как теория исследования.

5. «Искусство счастья» в философии А. Шопенгауэра.

6. «Истинная мораль» и идея «сверхчеловека» в работе Ф. Ницше «Так говорил Заратустра».

7. «Категорический императив» И. Канта и становление этики как науки.

8. «Корпускулярная философия» М.В. Ломоносова.

9. «Нравственная философия» Вл. Соловьева.

10. «Принцип прагматизма» Ч. Пирса.

11. «Русская судьба» в философии Н. Бердяева.

12. «Русский космизм» как феномен теоретического осмысления перспектив развития человечества.

13. «Так говорил Заратустра» и волюнтаристическое учение Ф. Ницше о «Сверхчеловеке».

14. «Тектология» А. Богданова и современные представления о сложных социальных системах.

15. «Философия инструментализма» Д. Дьюи.

16. А.Ф. Лосев о своеобразии русской философии.

17. Абсолютный идеализм и диалектика Г.В.Ф. Гегеля.

18. Агностицизм Д. Юма.

19. Антиномии «чистого разума» в философии И. Канта.

20. Античная атомистическая философия.

21. Античная философия: от мифа к логосу. Открытие понятийного мышления как метода философии.

22. Античный кинизм и современный цинизм.

23. Идеал общественного устройства в «Афинской политии» Аристотеля

24. Апории Зенона и современные представления о движении.

25. Критика биологизаторских концепций сущности человека.

26. Биологическое и социальное в человеке, их соотношение
и взаимосвязь.

27. Бихевиористский прагматизм Дж. Г. Мида. Понятие и функции
символа.

28. Бытие и субстанция. Основные формы бытия.

29. Бытие как фундаментальная категория философии.

30. Важнейшие онтологические категории философского понимания мира: бытие, сущность и существование, развитие.

31. Виды познания и их особенности.

32. Виртуальная реальность: современные научные и философские иссле­дования.

33. Возникновение и эволюция общества и государства в марксистской концепции (по работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»).

34. Возникновение новых философских категорий под влиянием синерге­тических идей.

35. Государство и его роль в истории (по работе Вл. Соловьева «Значение государства»).

36. Государство и личность (по работе К. Ясперса «Духовная
ситуация нашего времени»).

37. Движение и развитие как формы существования при­роды и социума.

38. Движение как способ существования материи. Формы и виды движения.

39. Детерминизма и индетерминизм как философские направления.

40. Диалектика и ее исторические формы.

41. Диалектическая логика Г.В.Ф. Гегеля.

42. Евразийские взгляды Л.Н. Гумилева.

43. Единство и противоположность научного и религиозного мировоззрения.

44. Жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения.

45. Закон соответствия производственных отношений ха­рактеру и уровню развития производительных сил в философии марксизма.

46. Значение религиозной веры в философии У. Джемса.

47. Идея «Золотого Века» в философии Ж.-Ж. Руссо.

48. Истина, познание и нравственность в философии А. Шопенгауэра.

49. Категорический императив И. Канта, его смысл и роль в становлении этики как науки.

50. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

51. Концепции интерпретации, понимания и объяснения в философской традиции герменевтики.

52. Концепция антропогенеза в религиозно-философском учении П. Тейяра де Шардена. 

53. Концепция «идеального государства» в философии Платона.

54. Концепция «индустриального» и «постиндустриального общества» в современной философии.

55. Концепция истины и теория значения в прагматизме.

56. Концепция материалистического понимания истории К. Маркса.

57. Космогоническая гипотеза Канта – Лапласа, её роль в становлении диалектического понимания развития мира.

58. Космоцентризм и натурфилософия древних греков.

59. Критика «абстрактного рассудка» и оправдание иррационализма в философии А. Бергсона.

60. Критика агностицизма и позитивизма в работе В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм».

61. Критика западной цивилизации в философии Вл. Соловьева.

62. Критика тоталитаризма К. Поппером в работе «Открытое
общество и его враги».

63. Критика христианства в философии Ф. Ницше.

64. «Критический период» творчества И. Канта.

65. Материализм, нигилизм и позитивизм в русской философии XIX в.

66. Материалистические взгляды на природу А.И. Герцена.

67. Место и роль философской мысли эпохи эллинизма.

68. Место философии в системе культуры и её социальные функции.

69. Метод и система в философии Г.В.Ф. Гегеля.

70. Мировоззрение и его исторические типы: мифология, религия, философия.

71. Мораль и религия.

72. Натурфилософия и пантеизм Д. Бруно.

73. Натурфилософия Н. Кузанского.

74. Наука как форма духовной деятельности: специфика и
функции.

75. О. Шпенглер о кризисе европейской культуры. «Закат Европы».

76. Общественное сознание и его структура.

77. Основные идеи феноменологической философии       Э. Гуссерля.

78. Основные формы существования пространства и вре­мени в структуре Бытия.

79. Особенности средневековой христианской философии.

80. П.Я. Чаадаев об особенностях развития государства, общества и личности в истории России.

81. Пантеизм Б. Спинозы.

82. Переход от мифа к логосу в античной философии, открытие понятийного мышления.

83. Позитивизм  как  мировоззренческая  установка  «опытного» естествознания.

84. Понимание природы государства в философии русского анархизма (М. А. Бакунин, П.П. Кропоткин, П.Н. Ткачёв).

85. Понятие «мировоззрение» и его структура.

86. Понятие «ноосферы» в концепции В.И. Вернадского.

87. Понятие «парадигмы» и научной картины мира.

88. Понятие «свободы» в философской концепции Ж-П. Сартра.

89. Понятие «цивилизация» и его исторические типы.

90. Практика как критерий истины.

91. Представления о государстве и праве в учении утопического социализма (Т. Кампанелла «Город Солнца», Т. Мор «Утопия»).

92. Принципы детерминизма в понимании природы и общества.

93. Природа научных революций, их причины, структура и роль в общественном развитии.

94. Проблема гармонии «человек-природа» в «русском космизме».

95. Проблема отчуждения человека в философском учении Л.
Фейербаха.

96. Проблема Бытия в философии Парменида.

97. Проблема жизни и смерти в истории философии.

98. Проблема истины. Истина. Заблуждение. Ложь. Неопределенность.

99. Проблема свободы в философии И. Канта.

100. Проблема становления европейской культуры (по работе Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки»).

101. Пять доказательств бытия Бога Фомы Аквинского.

102. Р. Авенариус о «принципиальной координации». Эмпириокритицизм и «нейтральный монизм».

103. Развитие теории эволюции в работах А. Бергсона «Непосредственные данные сознания» и «Материя и память».

104. Разработка гносеологических и логических основ науки в философии позитивизма.

105. Рационализм Р. Декарта.

106. Религиозная и научная концепции происхождения человека.

107. Религиозная, научная и философская концепции смысла жизни.

108. Роль государства в развитии культуры (по работе Н.Я.
Данилевского «Россия и Европа»).

109. Русская идея в философии B.C. Соловьева.

110. Русская идея в философии Н.А. Бердяева.

111. Русская религиозная философия конца XIX - первой половины XX вв.

112. Русский марксизм конца XIX - начала XX вв.

113. Смысл и назначение истории в философии К. Ясперса.

114. Современные концепции общественного развития.

115. Современные концепции пространства и времени.

116. Содержание и основные признаки современной информационной цивилизации.

117. Сознание как объект философского осмысления.

118. Учение софистов об истине и критика его Сократом.

119. Социальное познание и его особенности. Уровни соци­ального познания.

120. Социально-исторические предпосылки возникновения философии Нового Времени.

121. Социально-философские взгляды      Т. Гоббса (по работе «Левиафан»).

122. Социально-философские взгляды К. Поппера.

123. Социально-философские аспекты концепции инока Филофея «Москва-третий Рим».

124. Социально-философские взгляды «русских народников».

125. Социально-философские взгляды Ж.-Ж. Руссо.

126. Социально-философские взгляды П. А. Сорокина.

127. Специфика развития русской философии.

128. Средневековая западная философия. Патристика и схола­стика.

129. Становление иррационалистической тенденции в современной философии.

130. Структура философского знания.

131. Субъективный идеализм и агностицизм Д. Беркли.

132. Теория «осевого времени» К. Ясперса.

133. Теория «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского.

134. Учение Аристотеля о материи и форме.

135. Учение о «творческой эволюции» А. Бергсона.

136. Учение о Логосе Гераклита.

137. Учение о микро- и макрокосмосе в античности.

138. Учение Пифагора о Числе.

139. Учение Платона об «эйдосах».

140. Ф. Бэкон и теория экспериментирующего знания.

141. Феноменологическая философия Э. Гуссерля.

142. Философия Сократа.

143. Философия «Баденской школы» неокантианства.

144. Философия «Всеединства» В. Соловьева.

145. Философия «Марбургской школы» неокантианства.

146. Философия Б. Спинозы. Пантеизм.

147. Философия истории «славянофилов» и «западников».

148. Философия Конфуция.

149. Философия Милетской школы.

150. Философия неотомизма.

151. Философия права Г.В.Ф. Гегеля.

152. Философия французского Просвещения.

153. Философия экзистенциализма.

154. Философия Эмпедокла.

155. Философия эпохи Возрождения.

156. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

157. Философская антропология как направление современной философской науки.

158. Философская антропология о природе и сущности чело­века.

159. Философская концепция «евразийства» Л.Н. Гумилева.

160. Философская концепция опыта Э. Маха.

161. Философская проблема смысла жизни человека, его смертности и бессмертия.

162. Философская традиция герменевтики XX в.

163. Философская традиция иррационализма в западноевропейской философии XIX в.

164. Философские аспекты антропогенеза. Альтернативные концепции происхождения человека.

165. Философские аспекты исследования русской цивилизации.

166. Философские аспекты психоаналитической теории З. Фрейда.

167. Философские вопросы власти и насилия, войны и мира.

168. Философские идеи теории «естественного отбора» Ч. Дарвина.

169. Философские идеи работы А. Камю «Бунтующий человек».

170. Философские идеи в «Исповеди» Аврелия Августина.

171. Философские идеи в культуре Древней Руси IX - XIII в.в.

172. Философские идеи постмодернизма.

173. Философские идеи романа Н.Г. Черны­шевского «Что делать?».

174. Философские идеи сборника «Вехи».

175. Философские концепции структурализма и постструктурализма.

176. Философские основания ОТО и СТО А. Эйнштейна.

177. Философские подходы к понятию «Время» в истории философии.

178. Философские, собственные и социальные основания науки.

179. Философский анализ механизмов формирования личности.

180. Философский анализ эволюции сознания и его превращенных форм.

181. Философское значение «революции в естествознании» конца XIX - начала XX вв.

182. Философское значение космогонической гипотезы Канта-Лапласа.

183. Философское значение понятий «виртуальное» и «вир­туальность».

184. Философское значение творчества Г. Галилея и И. Ньютона.

185. Философское и естественнонаучное понимание материи.

186. Философское и естественнонаучное понимание простран­ства и времени.

187. Фома Аквинский о соотношении философии и теологии.

188. Формационная и цивилизационная концепции обще­ственного развития.

189. Формационная теория К. Маркса.

190. Характерные черты философии эпохи Возрождения.

191. Художественное изображение идеологии тоталитаризма в романе Дж. Оруэлла «1984».

192. Человек, его происхождение и сущность.

193. Человечество как планетарное явление. Понятие «ноос­феры» и «техносферы».

194. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основ­ные формы и способы взаимодействия. Проблема истины. Истина. Заблуждение. Ложь.

195. Эвдемонизм этики Л.Фейербаха.

196. Эволюция научной картины мира: классическая картина мира, неклассическая картина мира, постнеклассическая картина мира.

197. Экзистенциализм М. Хайдеггера: предмет и задачи философии.

198. Экзистенциальная философия о «подлинном существовании».

199. Эмпиризм Ф. Бэкона. 

200. Эпоха эллинизма и философско-религиозное духовное наследие Византии.

Список тем рефератов может варьироваться по усмотрению преподавателя. Студенты могут самостоятельно выбрать философскую проблему и изложить ее в реферате, предварительно согласовав его название с преподавателем.

 








ПРИЛОЖЕНИЕ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: