Переходность / непереходность глагола

Русский язык АД-1

1. Прочитайте § 45, выполните следующее упражнение:

Перепишите, раскрывая скобки. Устно объясните написание.

 

1.(Вагоно) ремонтные мастерские, (горно) лыжная станция, (естественно) исторические условия, (железно) дорожное движение, (машино) строительный завод, (металло) режущий станок, (поле) защитные насаждения, (рельсо) прокатный стан, (сельско) Хозяйственные машины, (сложно) сочиненное предложение, (средне) годовой доход, (трудо) способное население, (чугуно) литейный завод.

2. (Вечно) зеленые деревья, (высоко) оплачиваемый специалист, (выше) указанные факты, (гладко) ствольное ружье, (дико) растущая яблоня, (живо) родящая ящерица, (крупно) блочное строительство, (легко) растворимое лекарство, (мало) вероятный случай.

3. (Жюль) верновская фантастика, (ильфо) петровская сатира, (бесцветно) бледные тона, (гордо) благородный вид, (горько) соленая вода, (грубо) насмешливый взгляд, (грустно) сиротливая ива, (добродушно) хитрая улыбка, (мужественно) суровый вид, (насмешливо) надменная улыбка, (раскатисто) громкий голос, (смущенно) счастливое лицо, (уныло) серый цвет, (холодно) сдержанный тон, (Восточно) Европейская равнина, (Западно) Корейский залив, (Южно) Африканская Республика, (историко) филологический факультет, (критико) библиографический обзор, (литературно) художественный журнал, (словарно) технические издания.

 

Сфотографируйте свои работы и отправьте на электронную почту с указанием группы, фамилии, имени: zarema.ignatova.20@mail.ru

Тема: Имя числительное.

Теория:

1. Перейдите по ссылке, прочитайте материал:  

А) http://old.pedcollege.tomsk.ru/moodle/mod/page/view.php?id=13754;

Б) http://old.pedcollege.tomsk.ru/moodle/mod/page/view.php?id=13759;

2. Просмотрите видеоуроки: «Употребление числительных в речи», «Склонение и разряды числительных, «Правописание числительных»

· https://www.youtube.com/watch?v=kl9H3UgjNLo;

· https://yandex.ru/video/preview/?filmId=4461007745721277192&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85&path=wizard&parent-reqid=1586175729652995-1501369161013633922800286-production-app-host-sas-web-yp-195&redircnt=1586175735.1;

· https://yandex.ru/video/preview/?filmId=4491253029579443610&reqid=1586176178658827-1081411785147403379800184-vla1-4143-V&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%8B+%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85+10+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81;

· https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11355687691624336308&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.+%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%BE-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%8B+%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9.+%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9.+10+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81

Практическое задание:

1. Прочитайте §46, выполните упр. 259,261.

Сфотографируйте свои работы и отправьте на электронную почту с указанием группы, фамилии, имени: zarema.ignatova.20@mail.ru

Тема: Местоимение.

Теория:

1. Перейдите по ссылке, прочитайте материал:  

А) http://old.pedcollege.tomsk.ru/moodle/mod/page/view.php?id=13756;

Б) http://old.pedcollege.tomsk.ru/moodle/mod/page/view.php?id=13758

2. Просмотрите видеоуроки: «Местоимение. Разряды местоимений по значению», «Местоимение. Правописание местоимений».

· https://www.youtube.com/watch?time_continue=206&v=cX1zofgLdzE&feature=emb_logo;

· https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11355687691624336308&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.+%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%BE-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%8B+%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9.+%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9.+10+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81

Практическое задание:

1. Выполните упр. 264

2. Прочитайте §46, выполните упр. 268

Сфотографируйте свои работы и отправьте на электронную почту с указанием группы, фамилии, имени: zarema.ignatova.20@mail.ru

Тема: Глагол.

Теория:

Глагол — часть речи, обозначающая действие. Значение действия отражается в вопросах: что делать? что делает? что сделать? что сделает?

Основными грамматическими категориями глагола являются: 1) вид, переходность/непереходность, залог; 2) наклонение, время, лицо, число. Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением.

Глагол — одна из самых больших частей речи в русском языке.

Глагол является организующим центром предложения и имеет самую многочисленную систему форм.

Инфинитив

Начальной формой глагола является инфинитив (неопределённая форма глагола). Инфинитив называет действие вне его отношения к лицу (производителю действия) и моменту речи.

Показателем инфинитива являются формообразующие суффиксы -ть, -ти: рисовать, нести, пилить.

У глаголов, оканчивающихся на -чь, -чь входит в состав корня: беречь, лечь.

Инфинитив характеризуют: категория вида, переходность/не- переходность, возвратность/невозвратность.

Способностью управлять определённым падежом обладают все формы глагола, в том числе инфинитив. Ср.: препятствовать, препятствовал, препятствует, препятствующий, препятствую т (чему?) — движению.

Виды глагола

В современном русском языке выделяют глаголы совершенного и несовершенного вида.

Глаголы несовершенного вида обозначают длительное действие и отвечают на вопросы: что делать? что делает? что делал?что будет делать?

Глаголы совершенного вида обозначают законченное действие и отвечают на вопросы: что сделать? что сделает? что сделал?

Глаголы несовершенного вида имеют формы настоящего, прошедшего и будущего сложного времени.

Глаголы совершенного вида имеют формы прошедшего и будущего простого времени. Ср.:

Переходность / непереходность глагола

Глаголы бывают переходными и непереходными.

Переходные глаголы обозначают действие, которое направляется на объект, выраженный вин. п. и без предлога ( прямое дополнение) (оставлю дом, отдам книгу).

Непереходные глаголы не могут иметь при себе прямое дополнение (ср.: препятствовать движению — непереходный, тормозить движение — переходный).

Дополнение при непереходном глаголе может быть выражено любым косвенным падежом с предлогом и без (кроме вин. п. без предлога). Такое дополнение называется косвенным.

Возвратные глаголы

Возвратными называются глаголы с постфиксом -сь (-ся): учиться, трудиться, бороться. По происхождению -ся — это возвратное местоимение себя (себе). Ср.: одевать себя — одеваться. Постфикс -сь (-ся) всегда находится после окончания

Наклонение глагола

Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности.

В современном русском языке глаголы имеют три наклонения: изъявительное, повелительное, сослагательное.

Изъявительное наклонение обозначает действие как реальный факт, протекающий во времени, т. е. действие, которое происходило, происходит или будет происходить в будущем: Мы разошлись на полпути... (Н. Некрасов); Я не унижусь пред тобою... (М. Лермонтов)

Повелительное наклонение выражает побуждение к действию: Не волнуйся, не плачь, не труди сил иссякших и сердца не мучай. (Б. Пастернак)

Сослагательное (условное) наклонение обозначает действие, которое могло бы иметь место при каких-то определённых условиях, или действие желательное: О, если бы я только мог хотя отчасти, я написал бы восемь строк о свойствах страсти. (Б. Пастернак)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: