Будьте внимательны к своему внешнему виду, вы демонстрируете пример для подражания

Выходя играть, всегда имейте больший запас игр, чем нужно.

Будьте внимательны к тем словам, которые вы используете при общении с детьми. Молодежный слэнг - вещь хорошая, но уверены ли вы, что правильно трактуете то или иное слово.

Обращаясь к детям, улыбайтесь. Улыбка всегда располагает к человеку.

Шутите в меру. Помните о том, что шутка иногда может и обидеть человека.

Всегда начинайте с приветствия. А если вы играете в первый раз, то неплохо и познакомиться, хотя бы просто представиться.

Объясняя правила игры, пользуйтесь понятными словами, и удостоверьтесь, что ребята правильно вас поняли. Не бойтесь повториться, но и не переусердствуйте.

Используя при объяснении правил жестикуляцию, не машите слишком сильно руками. Это не смотрится со стороны.

Частенько приходится работать с микрофоном. Заранее попробуйте, как звучит ваш голос, как лучше держать микрофон, что бы слова получались четкими, без всяких лишних звуков.

Работая с микрофоном, помните, что он для того и служит, что бы вы не кричали.

Если в подобранных вами играх детям предстоит выходить на сцену, то продумайте, как это сделать лучше. Можно договориться с радистом о фонограмме, а можно договориться с детьми об аплодисментах. Тут все зависит от условий, в которых вы будете работать.

12. Если работа происходит без микрофона, то сразу оговаривайте с детьми правила. Лучше всего тут подходит правило поднятой руки:

- Поднятая вверх правая рука, обозначает, что вам есть что сказать, а всем остальным нужно послушать. (У нас в отряде закон един! Слушают все, говорит один!)

- Поднятая вверх левая рука, обозначает, что вы даете ребятам несколько минут на шум. Разучивание этого простого правила можно превратить в игру, главное, что бы ребята поняли вас и слушали.

Выстраивайте игры в логической последовательности, от простого к сложному.

14. Не забывайте говорить спасибо, да и просто хвалить играющих. А еще лучше, если ребята сделают это сами:

Ведущий: А теперь положите правую руку себе на голову. Погладьте, и скажите: "Ах! Какой я молодец!"

Или: А теперь положите правую руку соседу на голову. Погладьте, и скажите: "Ах! Какой ты молодец!"

Заканчивая играть, особенно если после вас будет происходить следующее действие, или играть продолжит кто-то другой, не забудьте попрощаться и передать слово, представив следующего за вами человека, или людей.

Предлагая ребятам новую игру, надо ее объяснить. Лучше это сделать в кругу, причем объясняющему стоять лучше на линии круга, а не в центре, чтобы половина слушающих не оказалась за спиной говорящего.

Порядок объяснения игры рекомендуется следующий:

  • название игры и краткая характеристика (например: в этой игре важна не только скорость бега, но еще больше наблюдательность, как у настоящего разведчика).
  • каковы роли играющих, их исходное положение.
  • ход игры и цели, к которым стремятся играющие.
  • чем заканчивается игра.
  • правила, которые в конце объяснения игры надо четко сформулировать, чтобы все их твердо запомнили.

Спросите, все ли понятно в игре ее будущим участникам, покажите при необходимости отдельные моменты и приемы игры, договоритесь о сигналах начала и остановки игры (свисток, словесная команда, взмах флажком или рукой, начало или прекращение музыкального сопровождения и др.).

Водящего, который нужен во многих играх, можно выбрать несколькими способами: по собственному желанию одного из играющих; по выбору большинства; по назначению вожатого; по жребию или считалке; по результатам предыдущей игры (если заранее договорились, что выигравший или, наоборот, проигравший в предыдущей игре станет водящим в следующей игре). Иногда водящими бывают все по очереди. В некоторых играх проводится предварительное состязание в каком-либо умении (метать палку на дальность, камень - в цель, ответить на вопрос и др.), и отличившийся в этом состязании становится водящим.

Для командных игр требуется распределить участников по командам (если нет постоянного состава команд, как в спортивных играх). Часто ребята сами делятся на команды, но иногда дают право выбирать игроков капитанам команд (первый выбирает второго, второй – третьего и т. д., причем очередь переходит от одной команды к другой). Есть другие способы разбивки на команды: складывание разрезанных открыток, объединение играющих по знакам зодиака, по цветам розданных карточек и т.д.

Если игроки мало знают друг друга, то распределение проводит руководитель по своему усмотрению или путем расчета игроков на «первый-второй-третий...». Последний способ наиболее быстрый, но может привести к тому, что команды окажутся неравные.

Капитанов команд, судей и помощников выбирают сами ребята или назначает по своему усмотрению вожатого.

Организатором игры может выступать вожатый или кто-то из ребят, подготовленный к проведению игры; можно также привлечь к организации игр других помощников. В этих случаях вожатый сам может быть участником или только наблюдать за ходом игры и вмешиваться только в крайних случаях. Нередко вожатый берет на себя роль судьи в играх соревновательного характера, особенно если судейство требует квалификации, какой нет у остальных присутствующих.

Судье же или самому вожатому необходимо следить за длительностью игры и предупредить играющих, когда пройдет первая половина игры и когда до истечения всей игры останется 1-2 минуты. Но во многих подвижных играх продолжительность игры неопределенна, так как роли водящих переходят от одних игроков к другим непрерывно (салки, жмурки, лапта, прятки и т.п.). Здесь уже самому вожатому надо решать, в какой момент прервать игру, а для этого внимательно следить за состоянием играющих. Лучше прервать игру, когда играющие еще не пресытились игрой, но уже стали заметно уставать. При этом надо дождаться момента, достаточно естественного для остановки игры, например, когда сменяются водящие.

Несколько минут нужно предусмотреть на организованное завершение игры: подведение итогов, необходимые в педагогическом отношении замечания и разъяснения, приведение в порядок площадки, инвентаря, внешнего вида участников игры, спад игрового возбуждения, без чего трудным будет переход к другим занятиям. Желательным является разбор (анализ) игры, при котором коллективно обсуждаются достижения и недостатки отдельных участников и всего игрового коллектива. В первую очередь надо отметить все положительное, на что можно опереться в будущих играх. Общий тон обсуждения должен быть спокойным, ободряющим, вселяющим веру в новые достижения.

Задачи руководителя не ограничиваются правильным проведением той или иной игры, но включают в себя и подготовку ребят к правильному проведению игр при самостоятельной их организации.

Ребятам, самостоятельно проводящим игры:

  • Организуя игры, начинай с тех, в которых ты сам можешь быть примером и авторитетом, которые освоил до тонкостей. Это даст тебе право быть организатором, но потом свое право надо подкрепить знанием новых увлекательных и полезных игр.
  • Не торопись с оценкой. Увлекает только хорошо освоенная игра, а сложную можно освоить лишь за несколько раз. Не спеши вводить все новые и новые игры: достаточно 2-3 новых игр в неделю. Начинай с простых, но интересных.
  • Продумав заранее ход игры, определи место, время, необходимый инвентарь, возможных участников и помощников. Учитывай возраст и пол, количество участников.
  • Следи за длительностью игры, чтобы ребята не переутомлялись, не занимали игрой времени, необходимого для других занятий.
  • Тон твоего обращения к игрокам должен быть твердым, уверенным, и в то же время не начальствующим, а приветливым, дружелюбным: ведь нельзя заставить играть насильно, но можно увлечь, заинтересовать.
  • Твое место в игре может быть различным: судья, посредник, организатор болельщиков, капитан одной из команд, водящий или рядовой игрок, зажигающий других своим увлечением.
  • Помни, что главный смысл игры не в победе любой ценой над «противником», а в удовольствии от общения друг с другом.

Организаторам-взрослым:

  • Перед началом проведения игр организатору желательно составить план, во что он будет играть и иметь с собой необходимый инвентарь.
  • Организатор может иметь при себе «шпаргалку» с играми, чтобы в нужный момент (в случае перемены плана, появлении свободного времени и т.п.) предложить ребятам новую игру. Их можно составить самому. Некоторые игры, если в них долго не играть, забываются.
  • Удобно составить для себя игротеку с играми, записанными на карточки. Организатору удобнее будет работать, если он не только будет пополнять игротеку, но и комментировать записанные уже игры, по возможности, вносить какие-либо изменения или создавать новые игры на основе старых.

Несколько советов для проведения игр:

  • Чтобы руководить, надо планировать и не забывать про резерв
  • Правила игры надо хорошо объяснить, чтобы не было недоразумений и путаницы
  • Игра не должна быть ни слишком трудной, ни слишком легкой
  • Лучше, если руководитель играет наравне с другими. Это быстрее позволит раскрепоститься играющим ребятам, почувствовать себя равными. Иногда нельзя играть, чтобы быть судьей, а иногда - чтобы не занимать места играющего
  • Одно из правил - надо избегать пауз. Одна игра должна сменяться другой. Ребят нельзя заставить играть в игру, которая им не нравится, но нельзя позволять им делать из игры балаган. В таком случае лучше прекратить игру и начать новую.
  • Руководитель часто бывает судьей, но иногда роль судьи нужно доверить кому-нибудь из играющих. Последнее, между прочим, не снимает с руководителя ответственности, он должен все видеть и все знать.
  • При разделении на команды надо равномерно распределять силы команд, создавая равноценные группы
  • Чтобы руководить большой игрой в лесу, надо хорошо знать местность и хорошо договориться о конце игры. Надо заранее условиться, что делать, если кто-то не услышит финальный сигнал. У каждой группы должен быть ответственный за то, чтобы никто не потерялся и не был забыт в лесу
  • В игре не должно быть скучающих наблюдателей. Игра должна быть организована так, чтобы игроки, если это необходимо, выходили из игры только на короткий срок. Чем меньше пассивных - тем веселее игра

При проведении игры опирайтесь на следующую схему:

Подготовительный этап игры.

Если для проведения игры Вам требуется дополнительные материалы, подготовьте их за ранее или помещение, договоритесь заранее. Пусть ребята займут исходные позиции для объявления правил игры.

Вводная по игре.

Расскажите о правилах игры. Старайтесь говорить четко, кратко, на языке понятным детям, уточните, что они поняли из правил.

Сама игра.

В процессе игры Вы можете участвовать или нет. Есть игры, в которых Ваше участие обязательно, например: если ребята разбиваются на пары и один ребенок остается без пары, то Вы должны принять участие в игре, чтобы ребенок не почувствовал себя вне коллектива и, наоборот, если пар хватило всем, то Вам следует не принимать участие в игре. Вы должны следить за исполнением всеми участниками иргы заданных правил, смотреть, как ребята общаются во время игры, чтоб не допустить грубость между участниками.

Итог игры.

Каждая игра должна иметь логическое завершение. Не забудьте одобрить и похвалить детей, особенно младший возраст. Если игра носит конкурсный характер, не забудьте поощрить всех участников (призы, грамоты, номинации и т.д.)

Общие рекомендации:

Играйте так, чтобы получать удовольствие от игры и радовать друг друга. Не увлекайтесь игрой настолько, чтобы потерять контроль над ситуацией и взаимоотношениями.

До начала игры задайте следующие вопросы:

  • Сколько детей примет необходимо задействовать?
  • Есть ли достаточно времени?
  • Есть ли подходящее место?
  • Есть ли в наличии инвентарь?

Обучение спортивным играм:

  • Научитесь игре сами, прежде чем учить других.
  • Не проводите игр, которые не доставляют вам удовольствия (они не доставят удовольствия другим).
  • Изучите описание игры и проводите ее согласно «описания».
  • Выбирайте безопасное место (безопасность должна быть на первом месте).
  • Устно давайте распоряжения, убедитесь, что вас все понимают.
  • Идите путем: от простого к сложному.
  • Пресекайте недружелюбное и опасное поведение.
  • Подбадривайте и вовлекайте в игру всех.
  • Оценивайте ситуацию постоянно (спросите себя: «Каков отклик участников?»)
  • Будьте внимательны к детям и их настроению (не навязывайте им более того, что они могут принять).
  • После игры подведите итоги и дайте участникам высказать свои впечатления.

Что делать, если дети не хотят играть?

  • Подбодрите их. Уделите им особое внимание.
  • «Разыграйтесь» до начала игры.
  • Детей способно увлечь само возбуждение игр
  • Используйте для привлечения детей поощрения (призы, жетоны, конфеты).

Что делать, если дети дерутся?

  • Разнимите дерущихся, не оставляйте драк без внимания.
  • Сделайте перерыв в игре, обсудите случившееся.
  • Используйте помощь директора или координатора в лагере, если это необходимо.
  • Делайте упор на сплоченность группы до игры.
  • Не имеет значения кто выиграл, а кто проиграл мы играем ради забавы («…не корову же проигрываем»).
  • Используйте «Скамейку штрафников» для нарушителей дисциплины.

Методические рекомендации по проведению игр:

  • Игра должна соответствовать возрасту детей.
  • Заранее продумайте, сколько игр вы проведете.
  • Подумайте, в какое время проведете игру.
  • Подготовьте место и реквизит для игр.
  • Помните о чувствах детей, не огорчайте их. (поощрительные призы).
  • Учитывайте физическое состояние детей (недомогания, головные боли)
  • Награждайте также проигравших (решайте проблему соперничества).
  • Чередуйте умственные игры с физическими.
  • Пусть более способные дети помогают менее способным.
  • Подведите итог и смысл игры, обсудите ее с детьми.

При объяснении новой игры следует расставить играющих в том порядке, при котором начинается игра. Если играющие встали в круг, то объясняющему следует встать в этот же круг или на 2—3 шага внутрь круга, но не на середину, чтобы не стоять ни к кому спиной. При построении в две шеренги объясняющий должен разместиться на фланге. Если игроки построились в колонны, то объясняющий стоит сбоку.

Нельзя ставить игроков против света. Объясняющий игру должен стоять боком или лицом к свету.

Объяснять игру лучше в следующей последовательности: название игры, действия игроков и их места, ход игры (правила), цель игры, повторить основные правила. После объяснения игры ее один раз можно опробовать без выявления победителей. Важнейший момент подготовки к игре — выбор водящего. Водящего может назначить организатор, но он должен объяснить играющим свой выбор. Водящий может определяться и по жребию.

Детям очень нравится выбирать водящего с помощью считалки. При этом играющие становятся в круг, а один из будущих игроков начинает считалку. Произнося каждое слово считалки, он указывает по очереди на игроков. Тот, на кого придется последнее слово считалки, будет водящим. Приведем для примера несколько считалок.

«Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет: Пиф-паф, ой-ой-ой, Умирает зайчик мой!.. Принесли его домой, Оказался он живой».

«Заяц белый, куда бегал? В лес, дубраву. Что там делал? Лыко драл, Под колоду убирал».

А эту песенку-считалку сочинил С. Я. Маршак:

«Косой, косой, Не ходи босой, А ходи обутый, Лапочки закутай. Если будешь ты обут, Волки зайца не найдут. Не найдет тебя медведь, Выходи, тебе гореть!»

Другой старинный способ — выбор водящего с помощью палки (биты)— особенно хорош, если она в дальнейшем используется в игре. Выбирают водящего следующим образом. Палку держат вертикально. Любой из участников берет ее за нижний конец так, чтобы конец палки был вровень с нижним краем ладони. Затем за палку, вплотную к руке первого игрока, берется другой игрок, третий и т. д. Если все взялись за палку одной рукой, а есть еще место, то тот, чья рука была самой нижней, переносит ее наверх. И так до тех пор, пока палка не кончится. Кому по очереди не хватает места на палке, чтобы удержать ее верхний конец, тот и становится водящим. В играх, где водить престижно, определить водящего можно с помощью метания. Кто дальше или точнее метнет предмет, тот и водит.

Можно водить по результатам предыдущей игры. В этом случае водящим становится наиболее (наименее) ловкий. Если вы хотите, чтобы все дети были в равных условиях и могли бы продемонстрировать свои способности, можно водить по очереди, тогда каждый побывает в роли водящего.

Другим важным моментом в, организации игры является разделение на команды. Равные по силам команды могут быть созданы по усмотрению организатора игры или делением играющих путем расчета, Для этого все играющие встают по росту в шеренгу и рассчитываются на «первый—второй», если требуется две команды, или на «первый—второй—третий» при необходимости трех команд и т. д. Способ «по сговору» очень нравится маленьким детям, так как сам по сути является игрой. Для этого способа выбирают двух капитанов. Остальные игроки разбиваются на равные по силам пары и придумывают себе новые «имена», договариваются друг с другом, кто как будет называться. Затем подходят к капитанам и называют придуманные «имена». Капитаны, не зная кто за этими «именами» скрывается, по очереди выбирают игроков. «Именами» могут быть названия различных предметов, цветов, деревьев, машин и т. п.

Способ выбора капитанов заключается в следующем. Выбирают двух-трех капитанов (в зависимости от того, сколько требуется команд), и те по очереди выбирают себе в команду по одному игроку. Этот способ часто используется в практике, но он не очень хорош из-за того, что слабых игроков капитаны выбирают неохотно и этим их слабость как бы умышленно подчеркивается, что, конечно, непедагогично.

А на последок…

Если однажды поутру вашу голову посетит мысль: "а ведь послезавтра заканчивается смена", —это верный признак того, что начался заключительный период.

А стоит вам внимательно оглядеться вокруг, вы об­наружите и другие признаки подтверждающие эту мысль. Например, вы обнаружите, что изменилось поведение де­тей. Дети стали чуть более возбужденными, чуть более болтливыми, чуть более раскованными и много более не­управляемыми, если поинтересоваться, хотят ли они до­мой, то в ответ можно услышать неопределенное: “И да, и нет”. Эта раздвоенность желаний и является причиной из­менения эмоционального тонуса, изменения поведения и даже изменения ценностей. И главной ценно­стью становится неформальное общение. Они предпринимают действия: уходят в лес в поисках особых шишек, отправляются на реку собирать ракушки и камешки, залезают в самые немыслимые места. И все это совершают, часто забыв поставить вас в известность.

Именно на последние дни приходится еще один пик "криминальной активности". Дети, словно почувствовав, что времени осуществить вызревавший всю смену замы­сел уже не остается,решаются на него в последние дни и ночи. Вам нужно быть внутреннее мобилизованным и собранным, внешне —спокойным и уверенным. И конечно же, вам нужно иметь четкий план1действий, ведь предстоит решить еще так много организационных и воспитательных задач.

1. Прежде всего объявите о введении "президентского правления". Поблагодарите командира отряда за все хорошее, что было им сделано, и снимите с него коман­дирские обязанности

2.Затем лично подойдите к библиотекарю,кастелянше и завхозу. Договоритесь с ними о времени сдачи книг, игр, спортивного инвентаря и постельных принадлежностей. Наиболее желательно книги отнести в библиотеку за два дня до отъезда, причем лучше, если отряд придет организованно к определенному часу. В этом случае мень­ше вероятность потери или увоза книжек домой. Игры, мячи, скакалки лучше сдать на склад в предпоследний день после обеда. В младшем отряде по этому поводу можно даже организовать операцию "Розыск" – своеобразное соревнование по поиску "куда-то запропастившихся" теннисных ракеток, кубиков от на­стольных игр и магнитофонных кассет. Учтите, что у от­дельных ребят появится определенное желание увезти домой "память о лагере".

3.Сразу после этого можно приступить к "чемоданной" процедуре. Предложите всем ребятам уложить свои сумки, рюкзаки, не дожидаясь последнего часа, и отведите время на эти сборы. Пусть ребята оставят только самое необходимое из одежды и обуви, а также туалетные принадлежности: все остальное надо упаковать во избежание потери и последующих слез. Одновременно пусть ребята произведут ревизию в чемоданах на предмет обнаружения: шишек, коры, веточек, камешков, грибов и т.д. Объясните, что родители не будут осчастливлены, когда увидят все это среди вещей любимого чада. Если обнаружатся бесхозные куртки, шапки, носки, сандалии – организуйте "Салон потерянных вещей". Перед последним ужином в предпоследний день желательно завершить в основном приготовления к отъезду.

4.Наиболее трудоемкой и хлопотной будет процедура сдачи постельного белья. Она проводится в самое послед­нее утро, а потому в очень сжатые сроки—за 20-30минут. Так как почему-то в момент сдачи всегда не хватает поло­тенца или наволочки, подготовьтесь заранее. Соберите и пересчитайте все простыни и пододеяльники еще в корпусе, и, если обнаружите недостачу, "наймите частных сыщиков" —группу из 3-4-х ребят, которые обследуют все шкафы, тумбочки, кровати. Как правило, недостающие предметы всегда обнаруживаются, но только в несоответ­ствующих им местах и не всегда в узнаваемом виде".

В последнее утро, чтобы все успеть и по возможности не суетиться и не повышать голос, лучше действовать по такому плану:

1.Ребята совершают умывальный обряд, укладывают свои гигиенические принадлежности в чемоданы, собранные еще накануне, и выносят чемоданы на улицу – "погреться на солнышке". В корпусе не остается никаких личных вещей.

2.Ребята собирают, пересчитывают и сдают постель­ное белье. В корпусе не остается ничего кроме мебели и мусора.

3.Ребята делают генеральную уборку, чистят шкафы и тумбочки, подметают и моют пол, уносят к му­соросборнику накопившийся за смену хлам. Корпус оста­ется пустым и чистым. Его можно запереть, и время оставшееся до отъезда, провести на улице. В случае ненастья роль "улицы" будет играть клуб или отрядная комната.

Но не превращайте заключительный период в перманентную организационную процедуру, прерывающуюся вспышками неформальной нежности. В эти дни, как и во все другие, есть место отрядным делам. Конечно, их должно быть немного и они должны иметь определенную направленность.

Прежде всего, это дела – подведение итогов. Если на базе отряда работал кружок, необходимо организовать итоговое выступление или выставку – демонстрацию результатов его работы. Если вы вели отрядный бортжурнал, необходимо дописать в нем последнюю страничку, прочитать все вслух и вручить его на хранение кому-либо из ребят /командиру отряда/ или Вам как старшему товарищу. Если у вас существовала традиция подводить ежедневные коллективные итоги дня необходимо сделать итоговый анализ – разговор о прожитой смене и друг о друге на последнем отрядном костре.

Кроме того, нужны дела-прощания. Прощание с лесом – последняя прогулка. Прощание со спорт-площадкой – по­следний матч-реванш. Прощание с рекой – последнее купание.

4.И еще нужен один красивый праздник. Он должен быть ярким и запоминающимся. К его подготовке должны быть привлечены все дети. В нем должны проявиться все раскрывшиеся таланты. Это может быть большой галла-концерт "Вечерняя звезда". Это может быть веселый КВН "Было, братцы, было...". Это может быть фестиваль-программа "Стартинейджер". И, как на всяком празднике, у вас должны быть подарки. Конечно, так называемые гостинцы /"сухой паек"/ всем детям приготовит столовая лагеря. Но много приятнее будет детям, если подарки будут сделаны вашими руками. Они могут быть скромными – медалька с эмблемой отряда или любым другим рисунком, но при этом они должны быть персональными. А потому сделайте на каждой медальке надпись: "За самый звонкий смех", "За самый здоровый аппетит", "За самые интересные идеи"... И вручите в за­вершении праздника каждому ребенку причитающуюся ему награду.

Операция “Спасибо”.

Традиционно во всех лагерях в конце смены проходит операция “Спасибо”. Цель – выразить благодарность всем тем, кто непосредственно участвовал в организации жизни лагеря и функционировании программы.

Лучше если ребята сами скажут, кому бы они хотели сказать “спасибо”. Это может быть директор, старший вожатый, повара, завхоз, dj, руководитель кружка, психолог и т.д.

Форма может быть разнообразной. В основном это небольшие открытки или сувениры, которые ребята сделают сами и подпишут слова благодарности.

Вручить их можно или на итоговом мероприятии или (что более нравиться детям) лично найти человека в последний день и поблагодарить. Можно разделиться на группы, а можно и всем отрядом говорить слова благодарности. Главное – чтоб эти слова были искренни.

План – схема анализа смены

1. Название смены.

2. Время и даты проведения.

3. Цель смены.

4. Задачи смены:

1. рекреационные;

2. воспитательные;

3. познавательно-просветительские;

5. Характеристика контингента детей, принявших участие в смене:

1. возрастной состав

2. половой состав (в %)

5. «Легенда» смены.

6. Наличие внутренней терминологической системы смены.

7. Особенности этапа предъявления Единых Педагогических Требований (ЕПТ).

8. Характеристика динамики смены.

9. Характеристики общелагерной жизни смены на примере системы больших, вселагерных дел.

10. Характеристика взаимодействия двух уровней развития хода смены: общелагерного и отрядного.

11. Особенности основного периода смены.

12. Характеристика взаимодействия с параллельно реализуемыми программами и проектами.

13. Характеристика развития самоуправления во временном детском коллективе: структура, эволюция, система отношений, отношение к институтам самоуправления.

14. Особенности взаимодействия детей со структурами повседневности лагеря: быт, пища, коммунальные удобства, территория, места временного проживания, окрестности лагеря.

15. Особенности заключительного этапа смены.

16. Развитие психологической обстановки во временном детском коллективе (ВДК).

17. Изменения в отношении к содержанию программы смены.

18. Характеристика музыкального блока смены.

19. Характеристика комплекса спортивных дел смены.

20. Эффективность системы кружковой работы.

21. Эффективность работы служб лагеря в период смены:

1. столовая;

2. энергоцех: душ, водоснабжение и др.

23. эффективность работы педагогического коллектива над реализацией программы смены.

24. Степень решенности задач смены, ее общий итог.

25. Замечания по содержанию программы смены, механизму и практике ее реализации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: