Гласные после приставок

ЗАНЯТИЕ 2.

Тема 2. 1. Способы словообразования.

БЛОК 1. СПРАВОЧНИК

Слова в русском языке могут образовываться морфологическим способом (то есть на основе имеющихся в языке слов и морфем) или неморфологическим способом (без помощи морфем).

К морфологическим способам относятся следующие:

1. Приставочный – способ, при котором образование нового слова происходит с помощью приставки. Например: убежать ← бежать, премудрый ← мудрый, немного ← много, предыстория ← история. При таком способе новое слово относится к той же части речи, что и исходное.

2. Суффиксальный - способ, при котором образование нового слова происходит с помощью суффикса. Например: бегун ← бежать, мудрость ← мудрый, исторический ← история, быстро ← быстрый.

3. Приставочно-суффиксальный – способ, при котором новое слово образуется с помощью приставки и суффикса одновременно. например: подоконник ← окно, подслеповатый ← слепой, озвучить ← звук, во-вторых ← второй.

4. Бессуфиксный (нулевая суффиксация) – способ, при котором образование нового слова происходит без присоединения какого-либо материально выраженного суффикса. С помощью такого способа чаще всего образуются существительные от глаголов и прилагательных. Например: синь ← синий, выход ← выходить, бег ← бегать.

5. Сложение – способ, при котором при образовании нового слова участвуют два и более слов. В результате образуются сложные слова. Выделяются следующие разновидности сложения:

а) сложение целых слов, например: вагон-ресторан ← выгон, ресторан; выставка-продажа ← выставка, продажа;

б) сложение основ слов с помощью соединительной гласной, например: бело-голубой ← белый, голубой; небосклон ← небо, склон.

в) сложение основ слов и суффиксация, например: головокружительный ← голова, кружить, мореплаватель ← море, плавать;

г) аббревиация – способ образования сложносокращенных слов, при котором соединяются элементы производящих основ. Выделяются частные разновидности этого способа:

- слияние названий начальных букв производящих слов (буквенная аббревиатура), например: РФ (эр эф) ← Российская Федерация, СНГ (эс эн гэ) ← Содружество независимых государств; МГУ (эм гэ у) ← Московский государственный университет;

- слияние начальных звуков (звуковая аббревиатура), например: вуз ← высшее учебное заведение, ТЮЗ ← театр юного зрителя, УрГУ ← Уральский государственный университет;

- слияние начальных частей исходного словосочетания, например: военкор ← военный корреспондент, комбат ← командир батальона;

- слияние начальной части слова и целого слова, например: зарплата ← заработная плата, спорткомплекс ← спортивный комплекс;

- смешанные способы (слияние слога со звуком, букв со звуком, начала одного слова и конца второго и др.), например: завуч ← заведующий учебной частью, мопед ← мо тоцикл и велоси пед, ИМЛИ ← Институт мировой литературы.

Из неморфологическим способов словообразования в материалах ЕГЭ обычно представлен только один:

Переход слов из одной части речи в другую – способ, при котором к слову не присоединяется каких-либо морфем, но оно приобретает новые грамматические свойства. Например: столовая (существительное) ← столовая (прилагательное). Ср.: столовая (прилагательное) посуда - столовая (существительное) работает с 8 часов. Прилагательное столовый изменяется по родам и согласуется с существительным, а существительное столовая имеет форму женского рода и в предложении выполняет синтаксическую функцию подлежащего.

Обратите внимание!

 При определении способа словообразования важно найти производящее слово (самое близкое по форме и значению родственное слово). Например, прилагательное читательский образовано от читатель (с помощью суффикса -ск-), следовательно, данное слово образовано суффиксальным способом.

 

БЛОК 2. ТРЕНИНГ

№ задания: 2.1_1   Текст задания: В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом? 1) разбить, нерадостный, предгрозовой; 2) перепрыгнуть, внеклассный, чернослив; 3) навсегда, подземный, пылесос; 4) побольше, хлебозавод, внучонок.  
№ задания: 2.1_2   Текст задания: В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом? 1) юбиляр, силач, аморальный; 2) убежать, красавец, глупыш; 3) бегун, банкир, хитрец; 4) беженец, привокзальный, спилить.
№ задания:2.1_3 Текст задания: В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом? 1) разрыдаться, предвоенный, дисгармония; 2) всмотреться, подснежник, нахлебник; 3) настольный, заморский, соавтор; 4) надомник, пресмешной, контратака.
№ задания:2.1_4 Текст задания: Какое слово образовано бессуффиксным способом? 1) подробность; 2) прискакать; 3) обход; 4) спецкор.
№ задания:2.1_5 Текст задания: Какое слово в приведенном ниже предложении образовано в результате перехода из одной части речи в другую? Учиться музыке считалось честью, далеко не всем желающим доступной и очень дорого стоящей.
№ задания:2.1_6 Текст задания: Прочитайте предложения и выполните данные ниже задания, аналогичные заданиям ЕГЭ. (1) Весна наступила в этом году ранняя, дружная и неожиданная. (2) Побежали по деревенским улицам бурливые коричневые ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух. (3) Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно, что шума нельзя было расслышать за их криком. 1. Из предложения 1 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. 2. Укажите способ словообразования слова ПОБЕЖАЛИ (во 2 предложении). 3. Укажите способ образования слово ГРОМКО (в предложении 3). 4. Из предложения 3 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Тема 2.2. Правописание приставок и гласных после приставок

БЛОК 1. СПРАВОЧНИК

В приставках раз- (рас-) – роз- (рос-) под ударением пишется буква о, без ударения – а: розыгрыш – разыграть, роспись – расписать.

Перед звонкими согласными и гласными пишутся приставки, заканчивающиеся на –З, перед глухими на –С: без в кусный, раз б ег; бес к ровный, рас с каз.

Необходимо помнить, что нет приставки З, есть только приставка С: сбить, сделать.

Написание приставок пре - и при- зависит от значения.

ПРЕ- ПРИ-
1. Высокая степень качества или действия (=очень): премудрый, преувеличить. 2. Изменение действия (=пере): прервать, преградить. 1. Неполнота действия: приоткрыть, притормозить. 2. Приближение, присоединение: придвигать, примкнуть, приклеить. 3. Пространственная близость: приморский, пришкольный.

Примечания    

1. Различаются написания близких по звучанию, но разных по значению слов:

прибывать в город – пребывать в неволе;

преемник традиций – радиоприемник;

преданье старины глубокой – придать форму шара – предать свою мечту;

презирать негодяя – призреть бездомных детей;

претворить планы в жизнь – притворить дверь;

камень преткновения – приткнуться в уголок;

непреходящие ценности искусства – приходящая няня;

претерпеть лишения – притерпеться к боли;

предел мечтаний – придел в храме;

приклонить ветки – преклонить колени;

пресветлый образ – прискорбный факт;

превратный смысл - привратник в замке.

2. Написание ряда слов с начальными пре- и при- следует запомнить:

Слова с буквосочетанием пре-

Преамбула, превалировать, превентивный, превосходство, превратный, преграда, прегрешение, предание, предатель, преемственность, презент, презентабельность, президент, президиум, презумпция, преимущество, прейскурант, прекословить, прелюдия, преминуть премьера, препарат, препинание, препирательство, препятствие, пререкаться, прерогатива, пресловутый, пресмыкающееся, престиж, престол, пресыщение, претендент, претендовать, претензия, претенциозный, прецедент.

 

Слова с буквосочетанием при-

Прибаутка, прибежище, приватизация, приватный, приверженец, привилегия, приворожить, привратник, пригожий, пригрезиться, приемлемый, прикладной, приключение, прилежание, примадонна, примитив, приоритет, прискорбие, прислуга, приспособиться, пристанище, пристрастие, присущий, присяга, притвориться, притязания, прихожанин, причаститься, причуда, пришелец.

Гласные после приставок

После исконно русских приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы: отыскать, розыгрыш, предыюльский.

Исключение: взимать.

Примечания:

1. Это правило не распространяется на сложносокращенные слова: пединститут, спортинвентарь.

2. После приставок меж-, сверх-, а также после иноязычных приставок суб-, об-, дез-, контр-, транс-, пан- пишется и: межинститутский, сверхинтересный, дезинфекция.

БЛОК 2. ТРЕНИНГ

№ задания: 2.2_1   Текст задания: В каком ряду во всех словах пишется И? 1) пр…поднять, пр…вивка, пр…сечь; 2) пр…сесть, пр...вередливый, пр...влекательный; 3) пр...усадебный, пр…даваться мечтам, пр…терпеться; 4) пр…мкнуть, пр...старелый, пр…вилегия.  
№ задания: 2.2_2   Текст задания: В каком ряду во всех словах пишется Е? 1) пр...одолеть, пр...ходящая няня, пр...цедент; 2) беспр...станно, пр...лечь, пр...коснуться; 3) пр...своить, пр...творить в жизнь, пр...дание; 4) пр...зидент, пр...ступить закон, пр...тендовать.
№ задания:2.2_3 Текст задания: В каком ряду во всех словах пишется Ы? 1) раз...скать, сверх...нтересный, с...змала; 2) сверх...зобретательный, пост...мпрессионизм; роз...грыш; 3) из...сканный, под...тожить, без...мянный; 4) дез...нфекция, спорт...нвентарь, пред...юльский.
№ задания:2.2_4 Текст задания: В каком ряду во всех словах пишется З? 1) во…звание, ни…ложить, в…махнуть; 2) во…гордиться, мирово…рение, ра..свирепевший; 3) во…награждение, бе…вучно, и..подтишка; 4) и…мученный, бе…дельник, ра…цвети.
№ задания:2.2_5 Текст задания: В каком ряду во всех словах пишется С? 1) во..кликнув, и..подлобья, бе..законие; 2) и..следовательский, ра…хаживать, бе…крайний; 3) во…хитетельный, ра…читаться, бе…зветно; 4) бе…страшие, чере..чур, бе…жалостный.  
№ задания:2.2_6 Текст задания: В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) бе…заботный, и…худал, не…сгибаемый; 2) контр…гра, пед…нститут, небез…звестный; 3) пр…ображенный, пр…милый, пр…успевать; 4) по…шутил, на…кусил, о…бросил.
№ задания:2.2_7 Текст задания: В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) ра…мышления, ра…стояния, предра…судки; 2) ра…мер, чре…мерный, во…врат; 3) пр…становить, пр…следовать, пр..дводитель; 4) роз…ск, по…скать, с…грать.  
№ задания:2.2_8 Текст задания: В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) пр..числять. пр…чина, пр…мирение; 2) от…гнуть, поз…прошлый, пр…образ; 3) без…гольный, пред…нсультный, воз…меть; 4) бе…чувственный, ра…казчик, по…говорчивее.
№ задания:2.2_9 Текст задания: В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) не…гораемый, ра…чистить, ра…бойник; 2) во…жаждать, бе…союзие, и…жаленный; 3) пр…остановить, пр…вилегия, пр…мкнуть (к движению); 4) пр…вивка, пр…следование, пр…дводитель.
№ задания:2.2_10 Текст задания: В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) без…скусный, без…дейный, сверх…изысканный; 2) пер…шагнуть, вн…очередной, пр…дубеждение; 3) об…вательский, под…тожить, пед…нститут; 4) пр…образователь, пр…липчивый, пр…вращение.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: