Малоизвестные факты о том, как создавался памятник Ломоносову и обустраивалась территория вокруг него

 

Площадь Егорова когда-то называли Первомайской. А еще ранее - Циркульной, по двум полукруглым домам, образующим эту площадь. То и другое наименование было неофициальным. В то время так же неофициально звалась Циркульной и нынешняя площадь Ломоносова. На самом деле она не круглая, просто стены средней части домов, выходящих на площадь, не параллельны проспекту, выставлены под определенным углом. Иллюзию же «циркульной» ей придает огромная круглая клумба, окружающая памятник. А.Н. Бурлов. ВС. 30.08.2012

 

 

Битва с болотом

Сейчас это один из красивейших уголков нашего города. А еще в конце сороковых годов там, где сейчас стоит памятник, заканчивалась полоса рефулировки. Далее проходила глубокая дренажная канава, за канавой простиралось болото. Место было топким, ходить можно только в сапогах.

 

Лет пять назад мне довелось случайно встретиться с ветераном стройки, который много лет трудился шофером. К сожалению, я не запомнил его фамилию, но суть разговора в памяти сохранилась: «Мы делали обычную работу, подсыпали грунт на будущую площадь. Но все, что привозили за смену, проваливалось, и к утру опять была вода. Узнав об этом, управляющий трестом распорядился работать и в ночные смены. Машины шли к будущей площади круглосуточно, и только тогда добились результата».

 

Окончательные контуры площади сформировались к середине пятидесятых. Долгое время она напоминала собой пустырь. С начала пятидесятых годов с южной стороны к ней уже вплотную подходили дома общежитий, с северной - надвигались величественные здания, которые назовут позднее домами сталинской постройки. Окончательные контуры перекрестка сформировались к 1954 году.

 

Сначала он был обнаженным…

Украшением площади, ее художественно-архитектурным оформлением служит памятник великому помору Михаилу Ломоносову, открытый в торжественной обстановке 1 ноября 1958 года. Он монументален, но в привлекающей своей мощью фигуре Ломоносова отсутствует парадность. Наш великий земляк предстает в повседневной одежде, без парика, в котором обычно изображают Михаила Васильевича, в его левой руке – свиток с проектом освоения Севера.

 

Монумент создавался известными московскими мастерами: скульптором Михаилом Алещенко и архитектором Михаилом Насекиным. О том, как это было, удалось узнать из письма Насекина, адресованного замечательному архангельскому искусствоведу Наталье Ивановне Алексеевой. Содержание же письма с согласия адресата стало известно общественности благодаря публикациям известного северодвинского краеведа Лидии Ивановны Черняевой.

 

«Это была одна из первых наших совместных работ,- говорится в нем. - По договору на памятник отпускалась незначительная сумма, она и определила материал: фигура из меди (выколотка), постамент из бетона.

 

Алещенко работал по всем правилам академической школы: сначала вылепил обнаженную фигуру, обернул ее марлей, а затем как бы одевал в складки одежды, чтобы не затронуть «живое тело» человека. Эскиз в размер модели отлил в гипсе и по нему увеличил фигуру.

 

С костюмом же было немало хлопот. В костюмерной одного из театров он взял на несколько дней камзол, накидку, башмаки и чулки, какие носили во времена Ломоносова. По этим предметам жена скульптора Александра Борисовна выкроила и сшила на гипсовую фигуру полный костюм. Таким образом, скульптор имел реальную модель, на которой заложил и зафиксировал заколками складки одежды. С этой модели он лепил фигуру Ломоносова в натуральную величину памятника».

 

Ваятели долго думали о голове Михаила Васильевича. Как ее изобразить – в треуголке или в привычном парике? И в конце концов решили: он местный житель, пришел в родные края с непокрытой головой - в знак уважения и преклонения перед своей землей.

 

И хотя главную часть памятника создавали московские скульпторы, значительная часть работы выполнялась и в Северодвинске.

 

Забор с секретом

Картуш (овальная пластина) с фамилией и инициалами был отлит на заводе. Поначалу многие думали, что на Севмаше, на самом деле это был Севдормаш. В оформлении памятника участвовали и известные лепщики-модельщики из управления отделочных работ. Модель для ветвей лаврового венка лепил Василий Подвальный.

 

Работа по установке монумента продолжалась довольно долго. И как-то раз произошел забавный случай, о котором рассказывал ветеран Севмаша Анатолий Жепетов, живший тогда в общежитии на проспекте Ленина, 42:

 

- Посреди перекрестка долгое время стоял высокий и глухой дощатый забор, по правильной окружности ограждавший место установки памятника. Когда вечером работа заканчивалась, глухую калитку, почти неразличимую на фоне забора, закрывали на замок. Однажды парень из нашего общежития, явившийся домой воскресным утром, рассказал, что вчера вечером крепко поддал со своими приятелями и, возвращаясь в общежитие, уперся в круглый забор и стал его обходить. Однако вскоре с тревогой обнаружил, что находится внутри ограды. После чего принялся искать калитку, но, сколько ни ходил вдоль забора, выхода не нашел. Отчаявшись, парень прилег под забором и уснул, благо ночь была теплой. Каково же было его удивление, когда, проснувшись поутру, он обнаружил, что лежит с наружной стороны забора, хотя был уверен, что заснул внутри ограждения.

 

Горох в помощь

В постсоветское время монумент, имеющий значительную художественную ценность и отнесенный к памятникам искусства государственного значения, стал приходить в негодность, чему способствовало и нападение вандалов. Требовалось срочное его обновление. Но денег для этого не было. И вот настал тот день, когда заведующей городским отделом культуры Валентине Потаповой после долгих хлопот и поисков удалось найти ремонтно-строительную организацию, согласившуюся сделать эту работу совершенно безвозмездно. Сослуживцы Валентины Александровны рассказывали, что, когда это произошло, она прыгала от радости чуть ли не до потолка.

 

Руководитель фирмы «Эллис» Глеб Петрушин сразу же после заключения договора в 2005 году взялся за дело. А оно оказалось далеко не простым. Ни одна научная организация не давала рекомендаций по очистке металла. На помощь Глебу пришел его отец Виктор Петрушин, который долгие годы трудился и главным архитектором, и заместителем генерального директора Севмаша по капитальному строительству. Консультации Виктора Антоновича во многих случаях оказались незаменимыми. Может показаться странным, но опытный инженер-строитель проблему очистки решил, воспользовавшись народным методом, который он вычитал в старинном «Справочнике кустаря». Камзол Михаила Васильевича и прочие сильно загрязненные детали очищали с помощью вареного гороха и слабого раствора уксусной кислоты.

 

Требовалось также заменить утраченные элементы памятника. Его постамент венчает тянутый по шаблону профиль, при ремонте которого необходимо очень точно соблюсти его формы и размеры, чтобы не допустить ни малейшего нарушения прав скульптора и архитектора. Для выполнения этого изготовили специальные шаблоны-кружала, с их помощью штукатур и каменщик выполнили такую тонкую работу. Очень старательно трудились маляры-штукатуры Марина Лиханина, Нина Трифонова. Замечательно справился со своей задачей и Олег Карпов, восстанавливающий методом ковки листья венка. В наиболее ответственные моменты операцией руководил и участвовал в создании технологии вместе с Виктором Петрушиным старейший ветеран стройки Николай Иевлев, не раз поднимавшийся на леса.

 

Притяжение имени

- Должно быть, Ломоносов ваших журналистов сильно к себе притягивает,- пошутила однажды моя жена Елена. - Все около памятника его живут.

 

И действительно, окна квартиры главного редактора «Вечернего Северодвинска» Вячеслава Белоусова смотрят на площадь. «Каждое утро с ним здороваюсь»,- откликнулся на шутку Вячеслав Васильевич. В этом же подъезде живет Галина Туторина, наш внештатный фотокорреспондент. Из окон их квартир виден дом на противоположной стороне площади, в котором живет Василий Рашев. Еще в одной «сталинке», жмущейся к площади с южной стороны, обитают Юрий Ананьин и Андрей Масленников, а с севера к площади примыкает дом, где много лет живет Раиса Элимелах.

Когда-то во время праздничных демонстраций здесь перед выходом на площадь Победы на короткий момент останавливались людские колонны. Тогда и теперь 18 ноября, в день рождения Михаила Васильевича, на площади, носящей его имя, проходят ломоносовские торжества. Площадь органически вплелась в историю города, в его жизнь.

 

Александр Бурлов


 

С чего начинается «Родина»

24.08.2012

 

Когда «Родина» была молодой. Из архива Владимира Кононова

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: