Создание объемных изображений

Объемный орнамент создается при помощи акриловой шпаклевки, которая наносится шпателем аккуратно слоями до толщины 1-3 мм. Трафарет можно убирать через 2-3 мин., когда шпаклевка еще не совсем застыла, но уже схватилась. Когда сразу слой не получается ровным, при помощи шкурки его можно впоследствии подправить. Рисунок также можно потом окрасить. Перед следующим использованием трафарет необходимо помыть и просушить.

Также создаются изображения при помощи антитрафарета. Такой рисунок выглядит очень необычно, создавая эффект свечения вокруг основного орнамента. При этом к стене крепится так называемая «выворотка» (трафарет наоборот).

Используется обычная краска-спрей, которую следует наносить, отступая от пленки для получения более широкого ореола рассеивания краски. Обязательно необходимо предварительно опробовать способ на бумаге того же цвета, что и стена, чтобы подобрать желаемый эффект.

 

 

 

 

 

Орнамент (от лат. omamentum - украшение) - это узор, состоящий из повторяющихся ритмически упорядоченных элементов. Он используется как украшение различных предметов (посуды, мебели, текстильных изделий, оружия), архитектурных сооружений, произведений прикладного искусства. Как самостоятельное художественное произведение орнамент не существует. Он всегда связан с поверхностью, которую украшает, с формой, масштабом, материалом изделия, его практическим назначением и художественно-образным смыслом. Часто плоский фон украшаемой поверхности становится элементом композиции орнамента, подчеркивая его своим цветом.

Элементы, образующие орнамент, могут более или менее точно воспроизводить действительность, но чаще всего мотивы реального мира подвергаются в орнаменте значительной переработке: стилизации, декоративному обобщению.

Часто в орнаменте используют комбинации различных мотивов, например геометрических, растительных, геральдических и др.; традиционно применение орнамента в резьбе по дереву и в деревянных мозаичных наборах. Выполнение мозаичных наборов для украшения мебели требует от мастера-исполнителя знания пород деревьев и умения использовать декоративные возможности древесины, особенности ее физикомеханических и декоративных свойств, художественного вкуса, владения техническими приемами изготовления наборов. В деревянной мозаике наиболее распространены геометрический и растительный орнаменты.

В построении орнамента обычно используют принцип симметрии и приемы ритмических повторов одного или нескольких элементов. Орнамент можно продолжить в обе стороны, даже если его первоначальная композиция ограничена или замкнута (в круге, квадрате).

Орнамент может быть многоцветным и одноцветным, выполнен на поверхности предмета выпукло, рельефно или, наоборот, углублен. Орнамент, построенный на бесконечной полосе, называется линейным (или бордюром), а на плоскости - плоским (или сетчатым) орнаментом. Для построения простейшего бордюра необходимо нарисовать какую-либо геометрическую фигуру и выполнить параллельный перенос на заданный вектор влево и вправо вдоль полосы (рис. 1.6). Такая «первоначальная фигура» называется фундаментальной областью бордюра.

Рис. 1.6. Линейный орнамент

Любой орнамент получается путем поворота, отражения или переноса узора, и в основе любого орнамента можно найти сетку. Выделяют следующие основные типы плоских сеток: косую, прямоугольную, ромбическую, квадратную, гексагональную (рис. 1.7). Характер переносной симметрии орнамента зависит от типа плоской сетки.

На любой сетке внутри одной ячейки основной элемент орнамента может встретиться несколько раз или не повториться ни разу. Но чем сложнее устроена элементарная ячейка, тем оригинальнее и красивее выглядит орнамент. В таком орнаменте можно найти и поворотную, и переносную, и зеркальную симметрию.

В самом простом случае орнамент характеризуется только переносной (параллельной) симметрией. Для построения такого орнамента надо выбрать соответствующую плоскую решетку и заполнить ячейку

Рис. 1. 7. Сетки орнаментов:

а - косая (из одинаковых параллелограммов); б - прямоугольная; в - ромбическая; г - квадратная; д - гексагональная (из правильных треугольников)

решетки выбранным рисунком. Затем многократно повторить этот рисунок за счет переносов ячейки без изменения ее ориентации. Если необходимо построить более сложный по композиции орнамент, то используют симметрию более сложных видов (рис. 1.8).

Рис. 1.8. Некоторые виды симметрии:

а - параллельный перенос; б - зеркальная симметрия относительно вертикальной оси (осевая симметрия); в - поворот на 180° вокруг точки О (центральная симметрия); г - симметрия относительно горизонтальной оси с параллельным переносом

Русский ученый-кристаллограф Е.С. Федоров доказал, что существует 17 типов плоских орнаментов с различными видами симметрии, которые определяются следующим образом:

· 1) два параллельных переноса;

· 2) три центральные симметрии;

· 3) две осевые симметрии и параллельный перенос;

· 4) две скользящие симметрии с параллельными осями;

· 5) осевая и скользящая симметрии с параллельными осями;

· 6) симметрия относительно четырех сторон прямоугольника;

· 7) одна осевая и две центральные симметрии;

· 8) две скользящие симметрии с взаимно перпендикулярными осями;

· 9) две осевые симметрии с перпендикулярными осями и одна центральная симметрия;

· 10) центральная симметрия и вращение на угол 90°;

· 11) симметрия относительно трех сторон прямоугольного равнобедренного треугольника;

· 12) осевая симметрия и вращение на угол 90°;

· 13) два вращения на угол 120°;

· 14) осевая симметрия и вращение на угол 120°;

· 15) симметрия относительно равностороннего треугольника;

· 16) центральная симметрия и вращение на угол 120°;

· 17) симметрия относительно трех сторон прямоугольного треугольника с углом 30°.

Представляют интерес плоские орнаменты, заполняющие плоскость повторяющимися фигурами без пропусков и перекрытий промежутков, - паркеты. Паркетом называется разбиение плоскости на многоугольники, при котором каждые два многоугольника либо не пересекаются, либо имеют одну общую вершину или сторону, а объединение сторон всех многоугольников является плоским орнаментом. Паркет называется правильным, если все многоугольники независимо от количества сторон являются правильными, причем орнамент рисунка паркета можно увеличить некоторым перемещением, отображающим весь элемент на себя.

Из геометрии известно, что вокруг одной точки могут лежать либо шесть правильных треугольников, либо четыре квадрата, либо три правильных шестиугольника. Покрытия плоскости правильными многоугольниками показаны на рис. 1.9. Особенность таких покрытий плоскости заключается в том, что в каждом из них участвуют правильные многоугольники одного вида и количество сходящихся сторон в каждом узле такой мозаики, как правило, одинаково. Для регулярного разбиения плоскости подходят только три правильных многоугольника: треугольник, квадрат и шестиугольник. Нерегулярных вариантов разбиения плоскости гораздо больше. В частности, иногда используются нерегулярные мозаики, в основу которых положен правильный пятиугольник.

Можно выделить следующий алгоритм построения мозаики типа паркет:

· 1) постановка задачи;

· 2) выбор сетки для построения плоского орнамента;

Рис. 1.9. Покрытия плоскости правильными многоугольниками

· 3) прорисовка мотива на основе одной ячейки сети с использованием выбранных преобразований (поворот, отражение или их комбинация);

· 4) построение орнаментальной композиции.

Несложные в исполнении наборы паркетного типа, выполненные из простых геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, ромбов, параллелограммов) с использованием декоративных свойств древесины, нашли широкое применение для украшения деревянных изделий - мебели, шкатулок и т.д. (рис. 1.10).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: