Корпоративное обучение персонала

Тема 1 (4 часа)

1. Понятие, сущность корпоративного обучения

Одной из характерных черт 21, информационного, века является переход к экономике знаний и превращение информации в источник экономического роста и сверхприбыли.

         Актуализировать экономическое ресурсы

Основными ресурсами развития организации становятся люди и их знания – интеллектуальный капитал, а также растущая профессиональная компетентность кадров. Поскольку устаревание знаний происходит также быстро, как и обновление информации, возникает потребность в постоянном развитии сотрудников.

Концепция «обучающейся организации» нашла свое отражение в трудах основателя теории – П.Синге, М. Портера и др. Данная теория основана на предположении, что в быстроизменяющихся условиях рынка для поддержания достаточного уровня конкурентоспобности, компании должны реализовывать программу непрерывного обучения сотрудников.

В России Концепция Learning organizations начала проявляться с развитием рыночных отношений, построения новой модели развития бизнеса и новым подходом в работе с персоналом (признание персонала ценным ресурсом организации).

Современные авторы определяют обучающую организацию как сведенные воедино передовые управленческие инструменты (Э.М.Коротков) или как организацию, способную учиться быстрее, чем ее конкуренты (И.Н. Санникова).

Обучающая организация – это организация, ориентированная на максимальное вовлечение сотрудников в процесс непрерывного обучения и самообучения сотрудников с целью извлечения из полученных знаний возможностей для развития всей компании.

 

Общие черты обучающихся организаций

 

 

В американской трактовке концепция «обучающейся организации» основывается на 5 умениях организации:

1. Мастерство в совершенствовании личности – акцентуализация внимания к развитию сотрудников, независимо от их возраста, поощрение продвижения, карьерного и личностного роста

2. Интеллектуальные модели – выработка и реализация новых управленческих решений, ломка традиций и стереотипов как в управлении, так и в процессе работы.

3. Общее видение – выработка единого видения развития компании как сотрудниками, так и руководством, результатом которого станет мотивированное развитие и достижение целей.

4. Групповое обучение – возможность не только совместного обучения, но и свободного обмена полученными знаниями между сотрудниками в процессе работы.

5. Системное мышление – включение процесса обучения в общую систему управления организацией, а не как отдельный процесс. Выработка понимания следствия обучения.

 

Европейская концепция включает в себя 11 характеристик «обучающейся» организации:

1. «обучающийся» подход к выработке стратегии и политики компании – с учетом возникающих факторов и изменениям могут быть подвержены не только текущие бизнес-процессы, но и стратегия компании;

2. Партисипативная политика управления – привлечение персонала к процессу выработки стратегии и политики организации, возможность участия в управлении;

3. Информационная открытость – информация является источником принятия правильных решений, поэтому должна быть доступна всем в рамках их трудовой деятельности;

4. Учет и контроль деятельности организации – системы учета строятся таким образом, чтобы они были полезны в процессе обучения сотрудников, а также давали возможность понять, что каждое принятое сотрудником решение влияет на них;

5. Внутренний обмен услугами – все подразделения находятся в тесном сотрудничестве и взаимодействии друг с другом;

6. Гибкие механизмы вознаграждения – главный принцип распределения наград – учет вклада каждого сотрудника в общее дело, при этом «вознаграждание» рассматривается гораздо шире, чем оплата труда;

7. Гибкая структура управления – структура управления рассматривается не как четкая иерархия, а как временная структура, возможность роста и передвижения;

8. Окружающая среда – анализ факторов внешней среды является возможностью получения важной информации, а поэтому обязывает сотрудников ее анализировать;

9. Налаживание сотрудничества – возможность взаимодействия с поставщиками и потребителями не только в рамках деловых отношений, но и осуществления совместных проектов, обучения, поиска путей решения проблем;

10. Внутриорганизационный климат – организации следует сформировать свой благожелательный климат и дать понять каждому сотруднику, что у каждого есть право на ошибку, исправление, совместный анализ ситуаций;

11. Постоянное развитие сотрудников – в организации поощряется желание сотрудников брать на себя ответственность: на каждого выделяется определенный бюджет, а на какие обучающие программы его потратить сотрудник решает самостоятельно. Индивидуальные потребности – главное звено в планировании карьеры.

Главное, что отличает «обучающуюся» организацию – это поиск руководством возможностей и создания условий для наиболее полной реализации потенциала сотрудников, развития их способностей.

Обучающаяся организация значительно отличается от традиционной. Если в традиционной организации управление основывается на власти и статусе, то в обучающейся организации – важным условием является наличие лидера.

Сравнение концепций традиционной и обучающейся организации

Сравнительная характеристика Традиционная организация Обучающаяся организация
Организационная структура Линейная, линейно-функциональная Матричная или проектная
Постановка целей компании Работники испытывают недостаток сведений и, как следствие, понимания общих целей организации Цели и задачи организации специально обсуждаются и разъясняются на всех уровнях
Статус работника Определен и закреплен должностью работника Соответствует знаниям, умениям, навыкам, накопленным профессиональным компетенциям
Принцип принятия решений Согласно инструкции Ситуативный способ принятия решений. В зависимости от влияющих факторов и видения проблемы
Полномочия работника Ограничены правилами, должностью и условностями Возможность проявления инициативы и самостоятельных решений вопросов
Отношение к конфликтам Резко негативное, конфликты считаются деструктивными Допускаются дискуссии, совместные обсуждения и выработка общего решения
Взаимодействие работников между собой Отсутствует или сведено к минимуму Акцент на постоянное всеобщее взаимодействие, обмен сведениями, мнениями
Отношение к информации Информационная закрытость, недоступность Информация доступна, коммуникации приветствуются и поощряются

 

Концепция обучающейся организации позволяет вывести организацию на новый уровень развития и продлить срок деятельности. В быстроизменяющихся условиях ни одна стагнирующая в сфере обучения сотрудников компания добиться успеха не сможет. Открытым остается лишь вопрос рационального внедрения системы обучения специалистов, формирование мотивации к развитию, а также подбор эффективных для данной сферы деятельности методов обучения.

 

2. Российский и зарубежный опыт использования активных методов обучения на предприятии

Методы обучения персонала – способы, с помощью которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками обучающихся.

Активные методы обучения включают в себя любые способы, приемы, инструменты разработки, проведения и совершенствования процесса обучения чему-либо, которые отвечают следующим требованиям:

Ø Приоритет характеристик, запросов, особенностей обучающихся в разработке и организации процесса обучения;

Ø Сотрудничество обучающихся и преподавателя в планировании и реализации всех этапов процесса обучения (от определения учебных целей до оценки степени их достижения);

Ø Активное, творческое, инициативное участие обучающихся в процессе получения необходимого им результата обучения;

Ø Максимальная приближенность результатов обучения к сфере практической деятельности обучающихся; пригодность результатов к практическому внедрению, развитию и совершенствованию после окончания обучения;

Ø Развитие – наряду со специфическими изучаемыми навыками – приемов эффективного обучения.

 

Система корпоративного обучения в России не отличается разнообразием. Как правило, систему обучения персонала включает в себя следующие методы

Традиционные методы обучения персонала

    За последние несколько лет, руководители крупных компаний, осознав важность обучения, а также рассчитав возможные выгоды, стали привлекать сотрудников всех уровней к развитию и раскрытию потенциала активными методами. Некоторые компании также создали собственные корпоративные университеты, которые позволяют «затачивать» компетенции сотрудников под собственное производство.

Активные методы развития персонала в российских компаниях

Метод Суть метода Специфика применения Результат
Learning managing system? LMS Системная оболочка, размещаемая на сервере внутренней компьютерной сети предприятия или на сервере провайдера. В нее загружают сетевые курсы, доступ к которым открыт с любого рабочего места корпоративной сети через окно браузера Новый метод для российских корпораций. Децентрализованная структура персонала, который распределен между несколькими подразделениями материнского холдинга Сотрудники имеют доступ к информационным ресурсам в любое удобное время, сами выбирают, какое обучение им необходимо
Проведение обучения генеральным директором и топ-менеджментом У генерального директора на участие в программах обучения запланировано около 20 календарных дней. Большинство программ проходит в регионах Принятие концепции непрерывного обучения сотрудников как части стратегии организации. Высшие руководители – сторонники и покровители корпоративного университета Статус топ-менеджера не позволит учащимся уклониться от обучения. Информация из первых рук учитывает многие тонкости и развеивает мифы. Крепнут вертикальные связи, растет лояльность сотрудников и происходит передача философии бизнеса
Бизнес-симуляционная игра Разработана для страхового бизнеса и отражает маркетинговую стратегию, финансовую отчетность и все показатели деятельности филиала страховой компании. Ведет игру гендиректор или его заместители. Одновременно могут участвовать 12-40 человек Необходимость «погружения» в бизнес, моделирования реальных ситуаций, возможных рисков и вариантов развития событий Два дня игры позволяют вместить объем информации, который может быть дан за полгода обычного обучения
Программа «Менеджер проекта» Прикрепление молодых специалистов к менеджерам проектов. Выполнение частично их функций Проектный подход к управлению деятельности компании. Необходимость привлечения молодых специалистов на руководящие должности Привлечение наиболее способных молодых специалистов в компанию, предоставление возможности карьерного продвижения с начальной позиции, наставничество, делегирование полномочий
Конкурс на составление лучшего бизнес-проекта При возникновении нового направления деятельности объявляется конкурс на создание бизнес-проекта, в котором может принять участие любой сотрудник компании Наличие соответствующих знаний у сотрудников. Преимущественно дивизионная организационная структура организации Конкурс могут выиграть рядовые сотрудники и стать руководителями проектов
Формирование пула талантов (talant-management) Формируется группа сотрудников с высоким уровнем способностей и мотивации, применяются различные методы для их дальнейшего развития, результаты деятельности таких сотрудников постоянно отслеживаются В отличие от кадрового резерва, который готовится на определенные должности, данный метод ориентирован на перспективу Формируется группа лидеров для замещения топ-менеджерских позиций в разных областях управления компании

 

       Японская система обучения сотрудников тесно связана со стратегическим развитием предприятия, а именно формированием специалиста, который проработает в компании в течение всей своей трудовой деятельности с перспективой смены должности/направления деятельности/подразделения. Таким образом в организации реализовывается система непрерывного обучения методом проектных групп или кружков качества, одним из направлений деятельности которых является совершенствование своей настоящей работы, создание инновационных проектов, а также изучение деятельности смежных подразделений.

    Европейская система развития персонала предполагает обучение, прежде всего, руководителей в процессе выездных тренингов и семинаров, а также путем защиты проектов компании на конференциях. Специалисты компании обучаются преимущественно в учебных центрах и институтах своих корпораций посредством лекционного формата или в рамках дуальной системы, которая предполагает прохождение теоретического блока в учебных центрах и практического – непосредственно на предприятии.

    Американская система обучения отличается высоким уровнем вложений в развитие человеческого потенциала, причем как финансовых, так и временных, человеческих ресурсов. Ведь компетентность специалистов обеспечивает рост прибыльности компании. Именно поэтому многие крупные американские компании организовывают свои корпоративные университеты для проведения профессиональной подготовки и организации непрерывного обучения сотрудников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: