ТЕКСТ
Принято считать, что текст в новостных сюжетах – не главное.
Эту мысль, как правило, подтверждают разными убедительными цифрами из области психологии восприятия, так что, возможно, это и так. И все-таки – не так. Смотря, с какой стороны экрана судить. «Глаз – это вечно голодный рот, питающийся миром,» - написал когда-то Джим Моррисон. И в этом смысле зритель «поедает» сюжет именно глазами.
Если смотреть новости, зажмурившись, любой, даже самый интересный и актуальный, сюжет будет казаться сухим и нелепым. Яркая, сочная картинка решает все.
Почему же тогда авторы так трепетно бьются с редакторами за каждое слово? Почему суровые редакторы так неуступчиво и скрупулезно подходят к вычитке иногда крохотных, легких, как пушинка, вордовских документов? Потому что для журналиста, даже телевизионного, нет ничего важнее текста.
Журналистский текст в информационном сюжете зажат в тесные рамки, где с одной стороны – изображение (то, что снято оператором), а с другой – монтаж (то, что осталось от снятого оператором). Плюс – «подводные камни» - синхроны и лайфы, хрипы и стенд-ап – все это нужно органично вплести в трехминутное повествование, так, чтобы у зрителя, тщательно пережевывающего завтрак, обед или ужин на короткое время эфира материала – остановились челюсти.
|
|
Синхрон – короткий фрагмент интервью с человеком в кадре.
Лайф – синхрон, в котором герой интервью двигается или совершает какое-либо действие; также лайфом называют шумовые «отбивки», вроде проезжающей мимо пожарной машины, пролетающего самолета, взрывов и т.д.
Хрип – синхрон, записанный по телефону.
Стенд-ап – собственно, синхрон (реже лайф) самого корреспондента на месте события, как правило, заготовленный заранее.
Человеку даже с самой средней филологической подготовкой любой текст ТВ-новостей может показаться примитивным и легким в написании. Однако это, безусловно, обманчивое впечатление. Не то, чтобы это сложно. Но навык работы с текстом журналист приобретает примерно в тех же условиях, что и фрезировщик или слесарь. В пыльных мастерских – или по колено в дерьме. Причем, последнее преследует начинающего автора везде: начиная от места съемки и заканчивая сухими и беспощадными репликами редактора.
В советских учебниках по журналистике, в большинстве случаев написанных людьми, толком в профессии не работавшими, утверждается, что перед выездом на сюжет все профессионалы заранее пишут сценарий будущего материала и даже набрасывают закадровый текст. Это не так. Особенно, если речь идет о репортаже с места, где события развиваются непредсказуемо. Однако, с другой стороны, в большинстве случаев первые мысли о сюжете, тот самый «предварительный сценарий» появляется в машине, по дороге на съемку. Потом, в процессе съемки, мозг сам начинает структурировать хаотичные мысли – и к концу съемочного дня в голове выстраивается последовательность блоков, из которых будет состоять сюжет. Это значит, что материал готов. Осталось только его написать и смонтировать. Но не будем забегать вперед.
|
|
ЗАПИСЬ СИНХРОНОВ
Итак, вы на съемке. Представим, что условия «тепличные»: от вас не требуют сюжета на ближайший эфир, и вокруг не мечутся истеричные коллеги, у которых, кажется, только одна задача – уделать вас по полной программе, выдав свой материал раньше и сняв то, что вы снять не успели/не захотели/не смогли.
С чего начать? Начинать, если, конечно, на месте не происходит что-то, что, не сняв сразу же, вы рискуете не снять никогда, надо с людей. С тех, кто вокруг. Это могут быть эксперты/очевидцы/прохожие, да кто угодно. Даже собачки, пробегающие мимо, иногда способны выжать из себя веселый лайфик. И здесь молодого интервьюера подстерегает первая серьезная ловушка.
Как показывает практика, люди страшно любят долго и складно рассказывать о том, что вода мокрая, сахар – сладкий, а снег – белый. При этом молодой автор и сам так думает – и страсть как хочет рассказать об этом изнывающему от тоски по чему-то эдакому зрителю. Но упаси его бог поддаться малодушию и лени – и, записав интервью, в котором, кроме банальных рассуждений, ничего нет – использовать это в синхроне. Удачно подвестись в сюжете к банальному/неинформативному синхрону возможно лишь тогда, когда ваш герой – звезда первой величины, сам факт присутствия которой в материале вызывает уважение к сюжету – и к вам. Записывая синхроны, людей надо мучить. Давить, прикидываться идиотом («метод Коломбо» - работает почти всегда), сочувствовать, давать выговориться, не перебивать, а если и перебивать – то часто, жестко и решительно. Сильные эмоции в синхроне, вроде раздражения к интервьюеру, почти всегда украшают сюжет. Ключевые вопросы: как? почему? каким образом? Не стоит задавать вопросы по бумажке. Если это ваша первая съемка, и вы волнуетесь, как невеста перед брачной ночью, лучше заучите их наизусть. Правда, толку от этого не так уж и много. Как показывает практика, лучшие ответы даются во второй половине интервью, когда в бой идут уточняющие вопросы. Не стесняйтесь заставлять людей повторять одну и ту же мысль несколько раз, перефразируйте вопросы, тасуйте их, как карты в колоде. Хороший интервьюер, всегда четко знает о том, какую мысль он должен «выбить» из синхронируемого. Удовлетворив свой интерес, не забудьте про перебивки!
Перебивка – план, который накладывается в месте склейки двух разных кусков синхрона. Очень часто – это снятые крупно глаза (при этом важно, чтобы в момент съемки человек что-то говорил и была видна мимика), руки, какие-то сторонние планы с места интервью. Иногда вместо перебивки используется «вспышка» - один кадр белого поля. Но! Есть негласное правило: в одном синхроне не должно быть больше двух склеек. В этом случае схема синхрона выглядит так: первый кусок-вспышка/перебивка – второй кусок – вспышка/перебивка – третий кусок. При этом если в первом случае вы используете вспышку, во втором – давайте перебивку. И наоборот. Синхроны из большего количества частей, с двумя перебивками или двумя вспышками смотрятся нелепо.
Кстати, если речь идет не о сюжете с заседания правительства и т.д., записывая синхрон, можно попросить оператора «завалить» план, немножко наклонив камеру. Желательно, чтобы при этом все синхроны в сюжете были «завалены». Удачный «завал» украсит материал, по крайней мере, современная телевизионная мода вдалбливает в головы авторов именно это. Также бывает очень уместно использовать крупный (в пределах здравого смысла, разумеется) план, записывая синхрон.
|
|
Записывая синхроны, ищите героев для своего сюжета. Людей, историями которых вы будете иллюстрировать проблему, о которой идет речь. После записи синхрона с героем, его нужно обязательно подснять, чтобы было чем закрыть эпизод с «иваниванычем» или «марьванной» на монтаже.
ЛАЙФЫ
Ладно, с синхронами разобрались. Как же быть с лайфами? «Записать лайф» начинающему журналисту – все равно, что юному девственнику познакомиться со взрослой девушкой. Чтобы быть успешным, надо положиться на старших товарищей. В нашем случае – на оператора. Ошибочно считать, что оператор – просто «человек, который снимает». Оператор – в той же степени журналист, что и репортер. Есть разные методы работы с операторами. К примеру, собкор ТВЦ в Париже Олег Шоммер во время съемки «отстраняется» от процесса, полностью доверяя оператору задачу набора видеоряда. А спецкор «Первого канала» Антон Войцеховский, напротив, во время съемки, часто конкретно указывает операторам не только, что именно снимать, но даже точку съемки и крупность итогового плана. Удачная и в высшей степени профессиональная работа обоих говорит о том, что оба варианта возможны. Здесь, как мне кажется, важно четко поставить перед оператором задачу – и сделать это перед съемкой. Оператор должен понимать, какое видео журналист хочет от него получить в итоге. И в том случае, если cameraman – профи, он не подведет. Возвращаясь к лайфам. Лайфы в современном новостном формате, если и не главная – то одна из главных составляющих частей сюжета. Впервые активно использовать лайфы в отечественной ТВ-журналистике стали репортеры «старого» НТВ. Да и сейчас люди, работающие или работавшие на этом канале, как мне кажется, делают это лучше остальных. Лайфы бывают двух типов: «естественные» и постановочные. Самый простой способ записать «естественный» лайф – попросить оператора не выключать запись на камере – и снимать непосредственно в гуще событий/героя с плеча, в движении, используя наезды/отъезды. Здесь, главное, не увлечься. Ибо, кроме лайфов, в материале должна быть и выразительная фактура. Так что без статичных планов, планов, снятых со штатива, «адресников», панорам и т.д. – не обойтись. Иногда уместно (особенно, если есть время) записать постановочный лайф. Для этого нужно объяснить герою, что и как он должен сделать и что при этом сказать. А оператору – как это лучше снять. Во втором вопросе, как мне кажется, последнее слово – все-таки за оператором, но если вы уверены в своей правоте, лучше настоять на своем – и снять несколько разных дублей одного и того же лайфа.
|
|
СТЕНД-АП
Теперь о стенд-апе. Очень больная тема, так как здесь – сколько журналистов, столько мнений. На мой взгляд, удачный стенд-ап – это обязательно кульминация материала, появление журналиста в кадре в тот момент, когда требуется предельно обострить какую-то деталь/погрузиться в проблему, приоткрыть ее с другой, еще не заявленной в сюжете стороны. При этом законы композиции вполне себе позволяют начинать сюжеты с кульминации – если того требует обстановка. Важно только помнить, что стенд-ап в начале сюжета должен «в лоб» погружать зрителя в проблему материала. На этот счет есть поговорка: «В начале сюжета должен быть пиздец» (звучит, конечно, грубо, но из песни слов не выкинешь). Если у вас пиздец в стенд-апе, начинайте с него – или им заканчивайте. Ибо есть и другая поговорка, авторство которой приписывают Владимиру Познеру: «Репортаж должен начинаться хуком с левой, а заканчиваться – апперкотом с правой». Главное требование к стенд-апу: он должен предельно актуализировать то, о чем идет речь в сюжете. В первую очередь, это важно понимать, выбирая место для съемки стенда-апа. Стенда-ап на фоне голой стены может украсить разве что ваш семейный видеоархив. При этом принципиально различаются три вида стенд-апов: в статике, в динамике (или как это часто называют - «проходка») и комбинированный (сложносочиненный стенд-ап). В первом случае – ключевую роль играет фон, на котором пишется стенд-ап. Допустимы отъезды/наезды, панорамы (если это ложится на контекст того, о чем говорит журналист в кадре). Не лучший вариант – закрывать часть стенд-апа на монтаже другим планом – это создает ощущение незаконченности и непродуманности.
Записывая стенд-ап-«проходку», важно помнить, что движение в кадре должно быть оправданным. Просто «тупо ходьба» - выглядит глупо и неуместно. Обязательно нужно двигаться от чего-то к чему-то. Следите за жестикуляцией! Очень хочется, рассказывая что-то на камеру, вертикально и параллельно двигать ладонями на уровне груди («грузить кирпичи»). Этого лучше не делать.
Комбинированный стенд-ап – стенд-ап, состоящий из нескольких склеенных частей, снятых с разных точек. Иногда украшает сюжет, иногда создает ощущение «искусственности» и избыточности пребывания журналиста в кадре. Прежде, чем записывать такой стенд-ап, стоит хорошенько подумать, желательно сделать это вдвоем с оператором. Ведь должно получиться так, чтобы планы стенд-апа отличались по крупности и органично ложились друг на друга при монтаже. Здесь допустимы выход/вход из кадра/в кадр в местах склейки.
И, кстати, не стоит употреблять в стенд-апе словосочетание «за моей спиной».;)
СНОВА ТЕКСТ
Слава богу, вы вернулись со съемки. Уставшим, но живым и невредимым, желательно, с ощущением, что «сейчас вы сядете и всем покажете». Если есть время (а мы разбираем именно такой вариант), внимательно отсмотрите снятый материал. При этом необязательно писать подробную раскадровку, важно «запомнить» картинку и уметь ориентироваться в ней. Подробно (т.е. дословно и с тайм-кодами, входными и выходными) стоит выписать лишь интересные синхроны и лайфы. Для многих журналистов, знаю по себе, процесс отсмотра – самое скучное, что бывает в работе. Однако пренебрегать им не стоит. Лучше один раз все отсмотреть и выписать по максимуму разных интересных синхронов и лайфов. Даже если кажется, что этот кусочек у тебя в тексте «не пойдет», все равно лучше его выписать. Ибо человек предполагает, а редактор располагает, и бывает, что сюжеты получаются не совсем такими, какими их изначально задумывает автор.
После отсмотра можно начинать писать текст. В моем понимании, текст сюжета для ТВ-новостей – это логичная последовательность информационно завершенных блоков, задача которой – максимально полно и всесторонне выстроить повествование об одной проблеме/одном событии. Ключевых слов в этом кривоватом определении два: «блок» и «одном». С последним все ясно: то, о чем ты говоришь в сюжете, присутствует в единственном числе. Если есть несколько эпизодов, отличающихся друг от друга (а одинаковых эпизодов быть не должно), значит, проблема в сюжете – выше и шире – и она одна, и именно о ней – речь в материале. Двух проблем в информационном сюжете быть не может.
Теперь блок. Классический блок в сюжете – последовательность «лайф-закадр-синхрон». При этом чаще всего лайф – с тем же человеком, что и на синхроне или, по крайней мере, о том же, о чем говорит синхронируемый. Блоки существенно упрощают работу редакторам в случае, если надо коротить материал. Почти всегда в такой правке выкидывается какой-нибудь блок из середины сюжета, при этом изменения в остальном тексте – минимальны.
Как писать закадры? Здесь почти нет общих правил. Кто-то предпочитает насыщенную тропами речь, инверсии, эпитеты и сравнения. Кому-то ближе скупой, иногда даже примитивно-сухой стиль изложения материала. Это дело вкуса. Важно другое. Внимание к мелочам, деталям, которые фигурируют на видео, снятом оператором. Поиск неочевидных причинно-следственных связей, парадоксов, пусть и незначительных, на первый взгляд. Не стоит говорить о том, чего нет, чего не произошло или что, ВОЗМОЖНО, произойдет. Этого ведь нет у вас на видео. Чем закрываться будем? Однако, в то же время, ни в коем случае, нельзя сбиваться на подробный пересказ картинки сюжета. Описательность в тексте, равно как и рассуждения, не приветствуются. Главное – факты, детали и подводки к лайфам/синхронам. Чтобы все было органично и одно вытекало из другого.
Не стоит писать неоправданно длинных закадров. 3-4 предложения. Дальше – синхрон или лайф. Чем короче закадры, тем динамичнее сюжет. Помните о хронометраже. Все, что длиннее четырех минут, как правило, можно ужать до двух с половиной. 2:30 – средний хронометраж информационного сюжета. И это – не так уж и мало! Не стоит пытаться уместить в сюжет, все, что вы хотите сказать «на тему». Всегда должен быть пласт информации, которую вы не даете в тексте, но имеете в виду. Такая «недоговоренность», если речь, конечно, не идет о важной информации, сюжету не вредит.
Также важно оформление текста. Ниже я приведу пример, на мой взгляд, удачного оформления. Подробно стоит расписывать титры и геотитры. Используя видео из фильмов, надо обязательно указывать название картины, режиссера и год выпуска. Шрифт, на мой взгляд, лучше выбрать Times new roman, 14, с полуторным отступом – как это принято в научной среде. Редактор – человек нервный, немолодой и ему совсем не хочется щуриться, вчитываясь в очередной полуфабрикат на его столе.
В общении с редакторами тоже стоит выработать свою политику. Есть два типа редакторов: принципиальные и пофигисты.
Первые (таких большинство) – вынесут вам мозг по каждому спорному вопросу, придерутся к каждому эпитету, раскритикуют стенд-ап. С такими надо искать компромиссы. Никогда не стоит уступать редактору во всем – как-никак – это ваш текст и ваш сюжет. Но и биться за каждое слово едва ли уместно. Как мне кажется, конструктивнее всего - следовать тактике «малых жертв». Лучше подобрать синонимы к нескольким словам, переписать пару предложений, зато сохранить блок, вызывающий сомнения у проверяющего. Бейтесь за главное – и уступайте по мелочам, все равно ведь не отвяжутся.
Пофигисты-редакторы – зло. Если текст у вас принимают сразу же, а до эфира еще полно времени, стоит призадуматься. Конечно, может, вы ас и гений, но куда более вероятно, что редактору просто влом копаться в вашем материале. Так или иначе, квалифицированная редакторская правка ВСЕГДА делает текст лучше. Даже если вам так не кажется. На мой взгляд, лучше 3-4 раза переписать сюжет, чем дать в эфир недоделанный материал. Ведь в конечном итоге отвечает за все журналист. Редактор – это просто свежая голова, которая со стороны взглянула на ваш свежий текст. И если в итоговом эфирном варианте есть неудачные моменты, то свалить вину на редактора (даже если это действительно он виноват) не получится.
То же самое относится и к операторам (за исключением случаев, когда весь материал снят в браке), и к монтажерам.
И последнее про текст. Если в редакции есть «райтеры» - редакторы, которые занимаются написанием подводок к сюжетам, и от вас не требуют подводки, ВСЕ РАВНО перед текстом сюжета пишите короткую информацию для ведущего. Тем самым, вы облегчите жизнь райтерам, подстрахуетесь от «ляпов в подводках» и, к слову, введете редактора, который первым читает ваш текст, в курс дела.
МОНТАЖ
Хороший монтаж может «вытянуть» провальный материал, плохой монтаж – «убьет» самый феерический сюжет. Это правило работает всегда.
Про законы монтажа (чередование планов и т.д.) я умышленно не пишу, т.к. об этом лучше меня скажет любой монтажер. Единственное, что хотел бы отметить: стоит избегать слишком долгих планов. Все, что дольше 4-х секунд, должно быть оправдано движением в кадре, панорамой или отъездом/наездом. В то же время, неуместно использование планов, короче 2-х секунд – получится «мультик».
Записывая наговор, важно следить за интонацией и ритмом. И первое, и второе должно присутствовать. Здесь правило одно: начитывая текст, надо не просто выразительно читать по бумажке, но и реально понимать и представлять, о чем идет речь. Не нужно стесняться монтажеров или операторов тон-ателье. Перечитывайте, пока не поймете, что лучше вы не наговорите! И даже если поймете, все равно перечитывайте. Баритон за кадром предпочтительнее, чем тенор. У женщин, на мой вкус, идеально – меццо-сопрано.
И еще о монтаже. Следите за стыками закадров и лайфов с синхронами. Между ними не должно быть больших (около секунды и больше) пауз-провисов!
ИТОГ
Ниже я приведу текст сюжета и итоговый материал, сделанный мной. Он – далеко не идеален, старшие коллеги с легкостью найдут в нем недостатки, в т.ч. некоторые, о которых я писал выше. Однако я ведь тоже как автор в журналистике не так уж давно, и, работая над этим постом, сам для себя пытаюсь разобраться в профессии, которую считаю самой увлекательной на свете.
Примерный сценарий сюжета
Название: «ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК»
ГЕОТИТР: Пензенская область
КОРР ЗА КАДРОМ: Еще недавно здесь были полные классы, а сегодня в школе села Сорокино – всего четыре ученика. Три года назад местные учителя пошли на необычный эксперимент. Они взяли на воспитание детей из детских домов и таким образом спасли старейшую школу района от закрытия. Чиновники от образования тогда идею одобрили и пообещали помочь.
В КАДРЕ Татьяна Портнова, учитель: «Обещания были те, что пока приемные дети учатся, школу не закроют».
КОРР ЗА КАДРОМ: Ирина Ломова удочерила двух девочек. До прошлого года она преподавала в Сорокинской школе литературу. То, что старшие классы расформировывают, стало для нее настоящим шоком. Женщина осталась без работы, а приемные дети теперь ездят на занятия в соседнее село.
В КАДРЕ Ирина Ломова, учитель: «Такой «бум» был: село спасаем, школу сохраняем! Но это действительно так! Потому что жизнь в селе замирала, и сейчас опять замирает».
КОРР В КАДРЕ: «На 30 дворов в Сорокино нет ни газа, ни центрального водоснабжения. Мобильный телефон здесь вещь совершенно бесполезная: связи нет. Пару лет назад установили было таксофон, но теперь и он не работает. Но сегодня самый злободневный вопрос в Сорокино: что будет с селом, если закроют школу?»
ЛАЙФ: «Я думаю, село распадется совсем».
КОРР ЗА КАДРОМ: Родители недоумевают: в последние время в школу зачастили проверки из района. При этом комиссия за два месяца успела поменять свое решение на противоположное.
В КАДРЕ Светлана Минаева: «К первому сентября все проверили. Учителям сказали, обнадежили: «Школа остается». А вот приехали уже в октябре, сказали: «Еще раз приедем, готовьтесь: школа закрывается».
КОРР ЗА КАДРОМ: О причине дополнительных проверок жителям села не сообщили. В итоге школу без удобств и отопления – такой она была всегда, - но с крепким фундаментом и прочными стенами - в районном управлении образованием внезапно признали аварийной и нерентабельной.
В КАДРЕ Ольга Лапшина, начальник управления образованием Лопатинского района Пензенской области: - (з/к) Что ждет Сорокинскую школу? – (в/к) Скорее всего, закрытие. Согласно тем нормам, которые существуют для «принятия» школ, - санитарные, пожарные, строительные нормы – они нам не позволяют содержать эту школу.
ЛАЙФ: (учительница читает оценки из журнала) «Литература – 5, ин.яз. – 5, алгебра - 5».
КОРР ЗА КАДРОМ: В школе поселка Даниловка, куда теперь ездят старшеклассники из Сорокино, новыми ученикам довольны. Ребята учатся без троек и ни в чем не отстают от местных. И только родители знают, как непросто дается детям учеба в двадцати километрах от дома.
В КАДРЕ Лидия Заварзина: «Девочка встает в шесть часов, кушает, умывается, собирается и в 7 выходит из дома, чтобы идти к пункту отправления в школу. И приезжают после обеда в разное время: в 3, бывает в 4. (СКЛ) Для ребенка это очень тяжело».
КОРР ЗА КАДРОМ: Вместе с детьми на работу ездят и учителя: в районе нашлись ставки для сокращенных педагогов. В сорокинской школе сейчас работают только три человека. Два учителя и техничка (она же - истопнИк).
ЛАЙФ: (бабка): «Мои родители закончили, я закончила, мои дети закончили. Все – теперь и школа закончилась».
КОРР ЗА КАДРОМ: На растопку старой печки-голландки идут учебники для старших классов. Физика и немецкий язык. Что будет здесь после нового года, – сейчас не знает никто. И от этого каждый звонок в сорокинской школе звучит, как последний.
ЛАЙФ: техничка звонит в колокол
Г.О., Павел Летувет, Мария Емельянова, Николай Шевченко. Первый канал. Пензенская область.