Примерный сценарий сюжета

ТЕКСТ

Принято считать, что текст в новостных сюжетах – не главное.

Эту мысль, как правило, подтверждают разными убедительными цифрами из области психологии восприятия, так что, возможно, это и так. И все-таки – не так. Смотря, с какой стороны экрана судить. «Глаз – это вечно голодный рот, питающийся миром,» - написал когда-то Джим Моррисон. И в этом смысле зритель «поедает» сюжет именно глазами.

Если смотреть новости, зажмурившись, любой, даже самый интересный и актуальный, сюжет будет казаться сухим и нелепым. Яркая, сочная картинка решает все.

Почему же тогда авторы так трепетно бьются с редакторами за каждое слово? Почему суровые редакторы так неуступчиво и скрупулезно подходят к вычитке иногда крохотных, легких, как пушинка, вордовских документов? Потому что для журналиста, даже телевизионного, нет ничего важнее текста.

Журналистский текст в информационном сюжете зажат в тесные рамки, где с одной стороны – изображение (то, что снято оператором), а с другой – монтаж (то, что осталось от снятого оператором). Плюс – «подводные камни» - синхроны и лайфы, хрипы и стенд-ап – все это нужно органично вплести в трехминутное повествование, так, чтобы у зрителя, тщательно пережевывающего завтрак, обед или ужин на короткое время эфира материала – остановились челюсти.


Синхрон – короткий фрагмент интервью с человеком в кадре.

 

Лайф – синхрон, в котором герой интервью двигается или совершает какое-либо действие; также лайфом называют шумовые «отбивки», вроде проезжающей мимо пожарной машины, пролетающего самолета, взрывов и т.д.

 

Хрип – синхрон, записанный по телефону.

 

Стенд-ап – собственно, синхрон (реже лайф) самого корреспондента на месте события, как правило, заготовленный заранее.

 

Человеку даже с самой средней филологической подготовкой любой текст ТВ-новостей может показаться примитивным и легким в написании. Однако это, безусловно, обманчивое впечатление. Не то, чтобы это сложно. Но навык работы с текстом журналист приобретает примерно в тех же условиях, что и фрезировщик или слесарь. В пыльных мастерских – или по колено в дерьме. Причем, последнее преследует начинающего автора везде: начиная от места съемки и заканчивая сухими и беспощадными репликами редактора.
В советских учебниках по журналистике, в большинстве случаев написанных людьми, толком в профессии не работавшими, утверждается, что перед выездом на сюжет все профессионалы заранее пишут сценарий будущего материала и даже набрасывают закадровый текст. Это не так. Особенно, если речь идет о репортаже с места, где события развиваются непредсказуемо. Однако, с другой стороны, в большинстве случаев первые мысли о сюжете, тот самый «предварительный сценарий» появляется в машине, по дороге на съемку. Потом, в процессе съемки, мозг сам начинает структурировать хаотичные мысли – и к концу съемочного дня в голове выстраивается последовательность блоков, из которых будет состоять сюжет. Это значит, что материал готов. Осталось только его написать и смонтировать. Но не будем забегать вперед.

ЗАПИСЬ СИНХРОНОВ

Итак, вы на съемке. Представим, что условия «тепличные»: от вас не требуют сюжета на ближайший эфир, и вокруг не мечутся истеричные коллеги, у которых, кажется, только одна задача – уделать вас по полной программе, выдав свой материал раньше и сняв то, что вы снять не успели/не захотели/не смогли.

С чего начать? Начинать, если, конечно, на месте не происходит что-то, что, не сняв сразу же, вы рискуете не снять никогда, надо с людей. С тех, кто вокруг. Это могут быть эксперты/очевидцы/прохожие, да кто угодно. Даже собачки, пробегающие мимо, иногда способны выжать из себя веселый лайфик. И здесь молодого интервьюера подстерегает первая серьезная ловушка.

Как показывает практика, люди страшно любят долго и складно рассказывать о том, что вода мокрая, сахар – сладкий, а снег – белый. При этом молодой автор и сам так думает – и страсть как хочет рассказать об этом изнывающему от тоски по чему-то эдакому зрителю. Но упаси его бог поддаться малодушию и лени – и, записав интервью, в котором, кроме банальных рассуждений, ничего нет – использовать это в синхроне. Удачно подвестись в сюжете к банальному/неинформативному синхрону возможно лишь тогда, когда ваш герой – звезда первой величины, сам факт присутствия которой в материале вызывает уважение к сюжету – и к вам. Записывая синхроны, людей надо мучить. Давить, прикидываться идиотом («метод Коломбо» - работает почти всегда), сочувствовать, давать выговориться, не перебивать, а если и перебивать – то часто, жестко и решительно. Сильные эмоции в синхроне, вроде раздражения к интервьюеру, почти всегда украшают сюжет. Ключевые вопросы: как? почему? каким образом? Не стоит задавать вопросы по бумажке. Если это ваша первая съемка, и вы волнуетесь, как невеста перед брачной ночью, лучше заучите их наизусть. Правда, толку от этого не так уж и много. Как показывает практика, лучшие ответы даются во второй половине интервью, когда в бой идут уточняющие вопросы. Не стесняйтесь заставлять людей повторять одну и ту же мысль несколько раз, перефразируйте вопросы, тасуйте их, как карты в колоде. Хороший интервьюер, всегда четко знает о том, какую мысль он должен «выбить» из синхронируемого. Удовлетворив свой интерес, не забудьте про перебивки!

Перебивка – план, который накладывается в месте склейки двух разных кусков синхрона. Очень часто – это снятые крупно глаза (при этом важно, чтобы в момент съемки человек что-то говорил и была видна мимика), руки, какие-то сторонние планы с места интервью. Иногда вместо перебивки используется «вспышка» - один кадр белого поля. Но! Есть негласное правило: в одном синхроне не должно быть больше двух склеек. В этом случае схема синхрона выглядит так: первый кусок-вспышка/перебивка – второй кусок – вспышка/перебивка – третий кусок. При этом если в первом случае вы используете вспышку, во втором – давайте перебивку. И наоборот. Синхроны из большего количества частей, с двумя перебивками или двумя вспышками смотрятся нелепо.

Кстати, если речь идет не о сюжете с заседания правительства и т.д., записывая синхрон, можно попросить оператора «завалить» план, немножко наклонив камеру. Желательно, чтобы при этом все синхроны в сюжете были «завалены». Удачный «завал» украсит материал, по крайней мере, современная телевизионная мода вдалбливает в головы авторов именно это. Также бывает очень уместно использовать крупный (в пределах здравого смысла, разумеется) план, записывая синхрон.

Записывая синхроны, ищите героев для своего сюжета. Людей, историями которых вы будете иллюстрировать проблему, о которой идет речь. После записи синхрона с героем, его нужно обязательно подснять, чтобы было чем закрыть эпизод с «иваниванычем» или «марьванной» на монтаже.

 

 






ЛАЙФЫ

Ладно, с синхронами разобрались. Как же быть с лайфами? «Записать лайф» начинающему журналисту – все равно, что юному девственнику познакомиться со взрослой девушкой. Чтобы быть успешным, надо положиться на старших товарищей. В нашем случае – на оператора. Ошибочно считать, что оператор – просто «человек, который снимает». Оператор – в той же степени журналист, что и репортер. Есть разные методы работы с операторами. К примеру, собкор ТВЦ в Париже Олег Шоммер во время съемки «отстраняется» от процесса, полностью доверяя оператору задачу набора видеоряда. А спецкор «Первого канала» Антон Войцеховский, напротив, во время съемки, часто конкретно указывает операторам не только, что именно снимать, но даже точку съемки и крупность итогового плана. Удачная и в высшей степени профессиональная работа обоих говорит о том, что оба варианта возможны. Здесь, как мне кажется, важно четко поставить перед оператором задачу – и сделать это перед съемкой. Оператор должен понимать, какое видео журналист хочет от него получить в итоге. И в том случае, если cameraman – профи, он не подведет. Возвращаясь к лайфам. Лайфы в современном новостном формате, если и не главная – то одна из главных составляющих частей сюжета. Впервые активно использовать лайфы в отечественной ТВ-журналистике стали репортеры «старого» НТВ. Да и сейчас люди, работающие или работавшие на этом канале, как мне кажется, делают это лучше остальных. Лайфы бывают двух типов: «естественные» и постановочные. Самый простой способ записать «естественный» лайф – попросить оператора не выключать запись на камере – и снимать непосредственно в гуще событий/героя с плеча, в движении, используя наезды/отъезды. Здесь, главное, не увлечься. Ибо, кроме лайфов, в материале должна быть и выразительная фактура. Так что без статичных планов, планов, снятых со штатива, «адресников», панорам и т.д. – не обойтись. Иногда уместно (особенно, если есть время) записать постановочный лайф. Для этого нужно объяснить герою, что и как он должен сделать и что при этом сказать. А оператору – как это лучше снять. Во втором вопросе, как мне кажется, последнее слово – все-таки за оператором, но если вы уверены в своей правоте, лучше настоять на своем – и снять несколько разных дублей одного и того же лайфа.

СТЕНД-АП

Теперь о стенд-апе. Очень больная тема, так как здесь – сколько журналистов, столько мнений. На мой взгляд, удачный стенд-ап – это обязательно кульминация материала, появление журналиста в кадре в тот момент, когда требуется предельно обострить какую-то деталь/погрузиться в проблему, приоткрыть ее с другой, еще не заявленной в сюжете стороны. При этом законы композиции вполне себе позволяют начинать сюжеты с кульминации – если того требует обстановка. Важно только помнить, что стенд-ап в начале сюжета должен «в лоб» погружать зрителя в проблему материала. На этот счет есть поговорка: «В начале сюжета должен быть пиздец» (звучит, конечно, грубо, но из песни слов не выкинешь). Если у вас пиздец в стенд-апе, начинайте с него – или им заканчивайте. Ибо есть и другая поговорка, авторство которой приписывают Владимиру Познеру: «Репортаж должен начинаться хуком с левой, а заканчиваться – апперкотом с правой». Главное требование к стенд-апу: он должен предельно актуализировать то, о чем идет речь в сюжете. В первую очередь, это важно понимать, выбирая место для съемки стенда-апа. Стенда-ап на фоне голой стены может украсить разве что ваш семейный видеоархив. При этом принципиально различаются три вида стенд-апов: в статике, в динамике (или как это часто называют - «проходка») и комбинированный (сложносочиненный стенд-ап). В первом случае – ключевую роль играет фон, на котором пишется стенд-ап. Допустимы отъезды/наезды, панорамы (если это ложится на контекст того, о чем говорит журналист в кадре). Не лучший вариант – закрывать часть стенд-апа на монтаже другим планом – это создает ощущение незаконченности и непродуманности.
Записывая стенд-ап-«проходку», важно помнить, что движение в кадре должно быть оправданным. Просто «тупо ходьба» - выглядит глупо и неуместно. Обязательно нужно двигаться от чего-то к чему-то. Следите за жестикуляцией! Очень хочется, рассказывая что-то на камеру, вертикально и параллельно двигать ладонями на уровне груди («грузить кирпичи»). Этого лучше не делать.
Комбинированный стенд-ап – стенд-ап, состоящий из нескольких склеенных частей, снятых с разных точек. Иногда украшает сюжет, иногда создает ощущение «искусственности» и избыточности пребывания журналиста в кадре. Прежде, чем записывать такой стенд-ап, стоит хорошенько подумать, желательно сделать это вдвоем с оператором. Ведь должно получиться так, чтобы планы стенд-апа отличались по крупности и органично ложились друг на друга при монтаже. Здесь допустимы выход/вход из кадра/в кадр в местах склейки.
И, кстати, не стоит употреблять в стенд-апе словосочетание «за моей спиной».;)


СНОВА ТЕКСТ

Слава богу, вы вернулись со съемки. Уставшим, но живым и невредимым, желательно, с ощущением, что «сейчас вы сядете и всем покажете». Если есть время (а мы разбираем именно такой вариант), внимательно отсмотрите снятый материал. При этом необязательно писать подробную раскадровку, важно «запомнить» картинку и уметь ориентироваться в ней. Подробно (т.е. дословно и с тайм-кодами, входными и выходными) стоит выписать лишь интересные синхроны и лайфы. Для многих журналистов, знаю по себе, процесс отсмотра – самое скучное, что бывает в работе. Однако пренебрегать им не стоит. Лучше один раз все отсмотреть и выписать по максимуму разных интересных синхронов и лайфов. Даже если кажется, что этот кусочек у тебя в тексте «не пойдет», все равно лучше его выписать. Ибо человек предполагает, а редактор располагает, и бывает, что сюжеты получаются не совсем такими, какими их изначально задумывает автор.

После отсмотра можно начинать писать текст. В моем понимании, текст сюжета для ТВ-новостей – это логичная последовательность информационно завершенных блоков, задача которой – максимально полно и всесторонне выстроить повествование об одной проблеме/одном событии. Ключевых слов в этом кривоватом определении два: «блок» и «одном». С последним все ясно: то, о чем ты говоришь в сюжете, присутствует в единственном числе. Если есть несколько эпизодов, отличающихся друг от друга (а одинаковых эпизодов быть не должно), значит, проблема в сюжете – выше и шире – и она одна, и именно о ней – речь в материале. Двух проблем в информационном сюжете быть не может.

Теперь блок. Классический блок в сюжете – последовательность «лайф-закадр-синхрон». При этом чаще всего лайф – с тем же человеком, что и на синхроне или, по крайней мере, о том же, о чем говорит синхронируемый. Блоки существенно упрощают работу редакторам в случае, если надо коротить материал. Почти всегда в такой правке выкидывается какой-нибудь блок из середины сюжета, при этом изменения в остальном тексте – минимальны.
Как писать закадры? Здесь почти нет общих правил. Кто-то предпочитает насыщенную тропами речь, инверсии, эпитеты и сравнения. Кому-то ближе скупой, иногда даже примитивно-сухой стиль изложения материала. Это дело вкуса. Важно другое. Внимание к мелочам, деталям, которые фигурируют на видео, снятом оператором. Поиск неочевидных причинно-следственных связей, парадоксов, пусть и незначительных, на первый взгляд. Не стоит говорить о том, чего нет, чего не произошло или что, ВОЗМОЖНО, произойдет. Этого ведь нет у вас на видео. Чем закрываться будем? Однако, в то же время, ни в коем случае, нельзя сбиваться на подробный пересказ картинки сюжета. Описательность в тексте, равно как и рассуждения, не приветствуются. Главное – факты, детали и подводки к лайфам/синхронам. Чтобы все было органично и одно вытекало из другого.

Не стоит писать неоправданно длинных закадров. 3-4 предложения. Дальше – синхрон или лайф. Чем короче закадры, тем динамичнее сюжет. Помните о хронометраже. Все, что длиннее четырех минут, как правило, можно ужать до двух с половиной. 2:30 – средний хронометраж информационного сюжета. И это – не так уж и мало! Не стоит пытаться уместить в сюжет, все, что вы хотите сказать «на тему». Всегда должен быть пласт информации, которую вы не даете в тексте, но имеете в виду. Такая «недоговоренность», если речь, конечно, не идет о важной информации, сюжету не вредит.
Также важно оформление текста. Ниже я приведу пример, на мой взгляд, удачного оформления. Подробно стоит расписывать титры и геотитры. Используя видео из фильмов, надо обязательно указывать название картины, режиссера и год выпуска. Шрифт, на мой взгляд, лучше выбрать Times new roman, 14, с полуторным отступом – как это принято в научной среде. Редактор – человек нервный, немолодой и ему совсем не хочется щуриться, вчитываясь в очередной полуфабрикат на его столе.

В общении с редакторами тоже стоит выработать свою политику. Есть два типа редакторов: принципиальные и пофигисты.

Первые (таких большинство) – вынесут вам мозг по каждому спорному вопросу, придерутся к каждому эпитету, раскритикуют стенд-ап. С такими надо искать компромиссы. Никогда не стоит уступать редактору во всем – как-никак – это ваш текст и ваш сюжет. Но и биться за каждое слово едва ли уместно. Как мне кажется, конструктивнее всего - следовать тактике «малых жертв». Лучше подобрать синонимы к нескольким словам, переписать пару предложений, зато сохранить блок, вызывающий сомнения у проверяющего. Бейтесь за главное – и уступайте по мелочам, все равно ведь не отвяжутся.

Пофигисты-редакторы – зло. Если текст у вас принимают сразу же, а до эфира еще полно времени, стоит призадуматься. Конечно, может, вы ас и гений, но куда более вероятно, что редактору просто влом копаться в вашем материале. Так или иначе, квалифицированная редакторская правка ВСЕГДА делает текст лучше. Даже если вам так не кажется. На мой взгляд, лучше 3-4 раза переписать сюжет, чем дать в эфир недоделанный материал. Ведь в конечном итоге отвечает за все журналист. Редактор – это просто свежая голова, которая со стороны взглянула на ваш свежий текст. И если в итоговом эфирном варианте есть неудачные моменты, то свалить вину на редактора (даже если это действительно он виноват) не получится.

То же самое относится и к операторам (за исключением случаев, когда весь материал снят в браке), и к монтажерам.

И последнее про текст. Если в редакции есть «райтеры» - редакторы, которые занимаются написанием подводок к сюжетам, и от вас не требуют подводки, ВСЕ РАВНО перед текстом сюжета пишите короткую информацию для ведущего. Тем самым, вы облегчите жизнь райтерам, подстрахуетесь от «ляпов в подводках» и, к слову, введете редактора, который первым читает ваш текст, в курс дела.








МОНТАЖ


Хороший монтаж может «вытянуть» провальный материал, плохой монтаж – «убьет» самый феерический сюжет. Это правило работает всегда.

Про законы монтажа (чередование планов и т.д.) я умышленно не пишу, т.к. об этом лучше меня скажет любой монтажер. Единственное, что хотел бы отметить: стоит избегать слишком долгих планов. Все, что дольше 4-х секунд, должно быть оправдано движением в кадре, панорамой или отъездом/наездом. В то же время, неуместно использование планов, короче 2-х секунд – получится «мультик».

Записывая наговор, важно следить за интонацией и ритмом. И первое, и второе должно присутствовать. Здесь правило одно: начитывая текст, надо не просто выразительно читать по бумажке, но и реально понимать и представлять, о чем идет речь. Не нужно стесняться монтажеров или операторов тон-ателье. Перечитывайте, пока не поймете, что лучше вы не наговорите! И даже если поймете, все равно перечитывайте. Баритон за кадром предпочтительнее, чем тенор. У женщин, на мой вкус, идеально – меццо-сопрано.

И еще о монтаже. Следите за стыками закадров и лайфов с синхронами. Между ними не должно быть больших (около секунды и больше) пауз-провисов!


ИТОГ

Ниже я приведу текст сюжета и итоговый материал, сделанный мной. Он – далеко не идеален, старшие коллеги с легкостью найдут в нем недостатки, в т.ч. некоторые, о которых я писал выше. Однако я ведь тоже как автор в журналистике не так уж давно, и, работая над этим постом, сам для себя пытаюсь разобраться в профессии, которую считаю самой увлекательной на свете.

 



Примерный сценарий сюжета

Название: «ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК»
ГЕОТИТР: Пензенская область
КОРР ЗА КАДРОМ: Еще недавно здесь были полные классы, а сегодня в школе села Сорокино – всего четыре ученика. Три года назад местные учителя пошли на необычный эксперимент. Они взяли на воспитание детей из детских домов и таким образом спасли старейшую школу района от закрытия. Чиновники от образования тогда идею одобрили и пообещали помочь.
В КАДРЕ Татьяна Портнова, учитель: «Обещания были те, что пока приемные дети учатся, школу не закроют».
КОРР ЗА КАДРОМ: Ирина Ломова удочерила двух девочек. До прошлого года она преподавала в Сорокинской школе литературу. То, что старшие классы расформировывают, стало для нее настоящим шоком. Женщина осталась без работы, а приемные дети теперь ездят на занятия в соседнее село.
В КАДРЕ Ирина Ломова, учитель: «Такой «бум» был: село спасаем, школу сохраняем! Но это действительно так! Потому что жизнь в селе замирала, и сейчас опять замирает».
КОРР В КАДРЕ: «На 30 дворов в Сорокино нет ни газа, ни центрального водоснабжения. Мобильный телефон здесь вещь совершенно бесполезная: связи нет. Пару лет назад установили было таксофон, но теперь и он не работает. Но сегодня самый злободневный вопрос в Сорокино: что будет с селом, если закроют школу?»
ЛАЙФ: «Я думаю, село распадется совсем».
КОРР ЗА КАДРОМ: Родители недоумевают: в последние время в школу зачастили проверки из района. При этом комиссия за два месяца успела поменять свое решение на противоположное.
В КАДРЕ Светлана Минаева: «К первому сентября все проверили. Учителям сказали, обнадежили: «Школа остается». А вот приехали уже в октябре, сказали: «Еще раз приедем, готовьтесь: школа закрывается».
КОРР ЗА КАДРОМ: О причине дополнительных проверок жителям села не сообщили. В итоге школу без удобств и отопления – такой она была всегда, - но с крепким фундаментом и прочными стенами - в районном управлении образованием внезапно признали аварийной и нерентабельной.
В КАДРЕ Ольга Лапшина, начальник управления образованием Лопатинского района Пензенской области: - (з/к) Что ждет Сорокинскую школу? – (в/к) Скорее всего, закрытие. Согласно тем нормам, которые существуют для «принятия» школ, - санитарные, пожарные, строительные нормы – они нам не позволяют содержать эту школу.
ЛАЙФ: (учительница читает оценки из журнала) «Литература – 5, ин.яз. – 5, алгебра - 5».
КОРР ЗА КАДРОМ: В школе поселка Даниловка, куда теперь ездят старшеклассники из Сорокино, новыми ученикам довольны. Ребята учатся без троек и ни в чем не отстают от местных. И только родители знают, как непросто дается детям учеба в двадцати километрах от дома.
В КАДРЕ Лидия Заварзина: «Девочка встает в шесть часов, кушает, умывается, собирается и в 7 выходит из дома, чтобы идти к пункту отправления в школу. И приезжают после обеда в разное время: в 3, бывает в 4. (СКЛ) Для ребенка это очень тяжело».
КОРР ЗА КАДРОМ: Вместе с детьми на работу ездят и учителя: в районе нашлись ставки для сокращенных педагогов. В сорокинской школе сейчас работают только три человека. Два учителя и техничка (она же - истопнИк).
ЛАЙФ: (бабка): «Мои родители закончили, я закончила, мои дети закончили. Все – теперь и школа закончилась».
КОРР ЗА КАДРОМ: На растопку старой печки-голландки идут учебники для старших классов. Физика и немецкий язык. Что будет здесь после нового года, – сейчас не знает никто. И от этого каждый звонок в сорокинской школе звучит, как последний.
ЛАЙФ: техничка звонит в колокол
Г.О., Павел Летувет, Мария Емельянова, Николай Шевченко. Первый канал. Пензенская область.

 





















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: