Урок 59
Группа 5-19(повара 1курс)
Тема урока: Дисахариды: представители, применение и значение
Тема урока: Дисахариды: представители, применение и значение
Цели:
а) обучающие – изучить химические свойства дисахаридов; рассмотреть их строение, значение и применение в быту и промышленности;
б) развивающие – развивать познавательный интерес учащихся, умение логически мыслить, делать выводы, уметь использовать ранее изученный материал, развивать навыки коллективного труда;
в) воспитательные – воспитывать интерес к урокам химии, формировать научное мировоззрение.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок усвоения знаний.
Метод ведения: диалоговое общение на основе работы с материалами учебника, таблиц.
Уровень усвоения: частично-поисковый.
Межпредметные связи: химия, биология.
План урока
Проверка отсутствующих и выполнения домашнего задания.
Строение молекул дисахаридов.
Химические свойства дисахаридов.
|
|
Распространение в природе, значение дисахаридов.
Закрепление изученного материала.
Домашнее задание.
Ход урока
В начале урока проводим повторение домашнего задания в виде фронтального опроса.
1.Чем отличаются разные формы глюкозы: составом или строением.
2. Как появилось название углеводов? Все ли вещества, входящие в этот класс, соответствуют ему?
3. Какая форма глюкозы даёт реакцию «серебряного зеркала»?
4. К какому классу органических соединений относится продукт реакции между глюкозой и уксусной кислотой?
5.Напишите структурные формулы всех циклических форм глюкозы.
6. Какие из перечисленных углеводов: глюкоза, фруктоза, лактоза, рибоза- способны к гидролизу? Почему?
7. Почему мёд слаще сахара?
8. Какие вещества могут реагировать с глюкозой?
9.В чём сходство и различия глюкозы и фруктозы?
10. Применение глюкозы.
Решение задач:
- При брожении глюкозы образовалось112 л газа. Какой этот газ? Какое количество глюкозы подверглось брожению?
- Вычислите, какая масса глюкозы подверглась брожению, если при этом образовалось 23 г этанола.
- 2. Актуализация имеющихся знаний об углеводах и сахарозе.
- Задание. Работа в парах. Перескажите друг другу ваши записи. Отчеты учащихся о результатах работы.
Объяснение новой темы.
Задача: При сгорании 1,71 г вещества А образовалось 2,64 г углекислого газа и 0,99 г воды. Молярная масса вещества А-342 г/ моль. Определите молекулярную формулу вещества А.
Вот мы и подошли к определению темы урока(учащиеся формулируют сами) – Сахароза.
1. Строение молекул дисахаридов
|
|
Важнейшие дисахариды – сахароза, мальтоза и лактоза. Все они являются изомерами и имеют формулу С 12Н22О11, однако их строение различно.
Физические свойства: Дисахариды – твёрдые, кристаллические вещества, от слегка белого до коричневатого цвета, хорошо растворимые в воде и в 45 – 48°-градусном спирте, плохо растворимы в 96-градусном спирте, имеют оптическую активность; сладкие на вкус.
Лактоза – состоит из остатков глюкозы и галактозы:
Сахароза – состоит из остатков глюкозы и фруктозы:
Молекула сахарозы состоит из двух циклов: шестичленного остатка альфа-глюкозы в пиранозной форме и пятичленного остатка фруктозы в фуранозной форме, соединенных за счёт гликозидного гидроксила глюкозы.
Образование сахарозы происходит в клетках растений под действием ферментов. В 1953 году французскийхимикР. Лешье впервые в лабораторных условиях провёл синтез сахарозы, который современники назвали «покорением эвереста органической химии»
Мальтоза – состоит из двух остатков глюкозы: