Охрана окружающей среды

Статья 50. Охрана окружающей среды

1. Министерства, иные государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, осуществляющие проектирование, производство и эксплуатацию механических транспортных средств, обязаны проводить мероприятия по предотвращению и снижению выбросов указанными средствами загрязняющих веществ в окружающую среду, а также уровня шума и вибрации.

2. Не допускается производство и эксплуатация транспортных средств, в выбросах которых содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы. Руководители транспортных организаций, владельцы автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и транспортных средств несут персональную ответственность за соблюдение предельно допустимых нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и предельно допустимых уровней физических воздействий на окружающую среду, установленных для соответствующего типа транспорта. Предприятия, производящие топливо, должны соблюдать государственные стандарты качества топлива и смазочных материалов.

3. В случае изготовления некачественного топлива предприятие привлекается к ответственности в порядке, установленном действующим законодательством Донецкой Народной Республики.

4. С целью предотвращения загрязнения почвы отработанными нефтепродуктами автопредприятия должны быть обеспечены специальными емкостями для их хранения.

   При эксплуатации все транспортные средства подвергают периодическому техническому осмотру, при котором в числе других параметров контролируют и экологические показатели на соответствие их требованиям ГОСТов.

   Строительные нормы и правила используются при проектировании, строительстве и реконструкции объектов, включая транспортные. Они устанавливают экологические требования, обеспечивающие благоприятные условия для жизни, труда и отдыха населения. В них определены эколого-санитарный режим городов и других населенных пунктов, требования к размещению и строительству предприятий и транспортных сооружений, оказывающих вредное воздействие на природу. Строительные нормы и правила регламентируют проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию автомобильных дорог, железнодорожных и автодорожных тоннелей и предприятий транспорта.

   Санитарные нормы и правила определяют санитарно-эпидемиологические требования к качеству окружающей природной среды. В их основу положены следующие принципы: экологическая безопасность населения, сохранение генетического фонда растений, животных и человека, обеспечение рационального использования и воспроизводства природных факторов для развития хозяйственной деятельности.

    Санитарные нормы и правила устанавливают санитарно-гигиенические нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ. Цель таких нормативов — определить показатели качества окружающей среды применительно к здоровью человека.

    Предельно допустимая концентрация — максимальное содержание примеси вредного вещества в компонентах экосистем, приходящееся на единицу объема (воздуха, воды или других жидкостей) или массы (пищевых продуктов, почв) и отнесенное к определенному времени осреднения, которое при периодическом или постоянном воздействии не оказывает вредного влияния на человека и естественные экосистемы с учетом отдаленных последствий для потомства.

    По времени осреднения различают для атмосферы: максимальную разовую ПДК, регистрируемую в пределах 20–30 мин, и среднесуточную ПДК. Максимальная разовая величина ПДК не должна вызывать неприятных рефлекторных реакций человеческого организма (аллергического насморка, ощущения запаха и других), а среднесуточная — токсичного, канцерогенного, мутагенного воздействий.

      На основе ПДК разных веществ разрабатываются экологические нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ (ПДВ). Они характеризуют требования к источнику вредного воздействия и вводят ограничения на выброс, сброс, шум, вибрацию, радиоактивное загрязнение и др.

Предельно допустимый выброс – максимальное количество вредного вещества, разрешенное к выбросу (сбросу) из данного источника, которое не создает в приземном слое воздуха или в воде концентрацию, представляющую опасность для людей, животного и растительного мира.

     Нормы ПДВ устанавливают на транспортном комплексе для каждого вещества и источника с учетом условий выбросов, их распределения во времени и в пространстве и других факторов.

 

АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

    Обеспечивают совершенствование планирования всех функциональных зон города (промышленной, селитебной — предназначенной для жилья, транспортной, санитарно-защитной, зоны отдыха и др.) с учетом инфраструктуры транспорта и дорожного движения, разработку решений по рациональному землепользованию и застройке территорий, сохранению природных ландшафтов, озеленению и благоустройству.

    При создании и развитии транспортных систем городов и населенных пунктов большая роль должна быть отведена разработке рациональных панировочных решений, способствующих снижению негативного воздействия транспорта на окружающую среду. Обеспечивая почти неограниченную мобильность, автомобили и скоростные автомагистрали явились важнейшими факторами расширения городских территорий. В целом в мире, по крайней мере, треть площади городов приходится на дороги и автостоянки. Несмотря на это, отведенных под дороги площадей не достаточно, что приводит к заторам. Если современные тенденции развития автопарка и планировки городов сохранятся, то водители будут проводить в среднем два года жизни в дорожных пробках.

   Снижение уровня экологической опасности от воздействия транспорта возможно путем реализации комплексной программы развития города, включающей архитектурно-планировочные мероприятия.

   К основным мероприятиям, которые позволяют снизить загрязнение атмосферного воздуха на придорожной территории и осуществляются силами дорожных организаций, относятся следующие:

• обеспечение равномерности загрузки дороги движением в течение суток;

•улучшение информационного обеспечения участников движения (знаки, указатели, оперативное оповещение о движении, ремонте);

•сокращение числа светофорных объектов путем строительства разноуровневых пересечений, подземных переходов и других инженерных сооружений;

• развитие сети грузовых терминалов и отстойников больше-грузных АТС;

• оптимизация светофорного регулирования, в том числе:

• выбор алгоритма адаптивного регулирования и управляющих параметров, смены программ регулирования на пересечениях;

• оптимизация участков координированного регулирования, программ координации (с учетом состава движения);

• разработка и внедрение вариантов противозаторного управления;

• внедрение переменных схем организации дорожного движения (реверсивное движение);

•развитие структурно-алгоритмической части автоматизированных систем управления движением (АСУД) за счет введения элементов обратной связи по экологически значимым показателям;

• обеспечение безостановочного движения транспортных средств за счет строительства путепроводов, транспортных развязок на разных уровнях, тоннелей и пешеходных переходов;

• увеличение числа полос движения на магистралях, развитие улично-дорожной сети, ликвидация узких въездов и выездов с шоссе;

• применение новых технологий управления движением транспорта:

• рациональное обозначение приоритета, использование кругового движения, оптимизация схем организации движения (пересечение);

• воздействие на скоростной режим, рациональное ограничение использования околотротуарных стоянок, оптимизация размещения и оборудования остановочных пунктов маршрутного транспорта (перегон);

• оптимизация загрузки элементов улично-дорожной сети (выбор разрешенных направлений движения на пересечениях);

• введение зональных ограничений на движение АТС, выделение улиц для грузовых перевозок;

• внедрение схем одностороннего движения;

• оптимизация размещения временных автомобильных стоянок и обеспечение информации о них;

• маршрутное ориентирование водителей, в том числе оптимизация пропуска транзитного движения;

• запрет движения грузовых АТС, мотоциклов, мопедов в ночное время по определенным маршрутам;

• совершенствование маршрутной сети пассажирского транспорта, схем движения, в том числе в критической по пропускной способности ситуации.

• регулирование транспортных потоков с помощью управляемых компьютером светофоров, внедрение информационных технологий управления дорожным движением (телематики), позволяющих использовать принцип «зеленой волны» для сокращения простоев подвижного состава;

• организация одностороннего движения на участках городской застройки с узкой проезжей частью, имеющих сложившийся характер планировки;

• выделение в центральной части городов территорий с запретом или ограничением на движение большегрузных автомобилей;

• строительство жилых зданий в отдалении от транспортных магистралей с соблюдением санитарно-защитных норм;

• прокладка дорог в обход заповедников и исторических парников;

• выделение специальных полос для движения городского транспорта и велосипедных дорожек в целях привлечения жителей отказу от использования личных автомобилей;

  В последние годы появились новые результаты исследований, которые существенно корректируют сложившиеся ранее представления о влиянии древесных и кустарниковых пород на снижение концентраций загрязняющих веществ в воздухе. Известно, что запыленность воздуха в зеленых насаждениях в 2–3 раза меньше, чем на открытых территориях. Древесные и травянистые растения улавливают до 50 % пыли летом и до 37 % зимой.

  Уменьшение концентрации газообразных загрязняющих веществ растительностью происходит главным образом благодаря их рассеиванию в верхние слои атмосферы кронами деревьев и в некоторой степени поглощению газов листьями через устьица и клеточную оболочку листьев.

  Растительность адсорбирует и другие загрязняющие вещества из воздуха, в частности оксиды азота.

  Газозащитные насаждения могут быть использованы в сочетании с земляными валами и защитными экранами при соблюдении определенных требований.

КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Позволяют внедрить современные инженерные, санитарно-технические и технологические средства защиты окружающей среды от вредных воздействий на предприятиях и объектах транспорта, технические новшества в конструкции подвижного состава.


ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Осуществляются в процессе эксплуатации транспортных средств и направлены на поддержание их состояния на уровне заданных экологических нормативов за счет технического контроля и высококачественного обслуживания.


  Перечисленные группы мероприятий реализуются независимо друг от друга и позволяют достичь определенных результатов. Но комплексное их применение обеспечит максимальный эффект.

 

ЗАДАНИЕ: написать краткий конспектурока.

Ответ на задание выслать (в виде сканкопий, фотографий или документов Microsoft Word) на электронный адрес:


larisanikolaevna.epgl@yandex.ru

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

 

1. https://da-info.pro/document/glava-7-trebovania-v-sfere-ohrany-okruzausej-sredy-pri-osusestvlenii-hozajstvennoj-i-inoj-deatelnosti

2. https://da-info.pro/documents-categories/polnyj-tekst-zakona-14

3. https://studopedia.ru/11_45332_vopros-.html

4. http://ecomir-dnr.ru/data/uploads/publ/vozduh/--.pdf.pdf

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: